Программа лагеря дневного пребывания «Лучик» на базе общеобразовательной школы №1 п.г.т. Забайкальск

Разделы: Социальная педагогика


Режим работы лагеря дневного пребывания “Лучик” при МАОУ СОШ №1 п.г.т.Забайкальск

  1. Приход воспитателей .......................................... 08.15-08.30
  2. Сбор детей, утренняя зарядка ............................. 08.50-09.00
  3. Завтрак .................................................................. 09.15-10.00
  4. Организация и проведение КТД, прогулки, экскурсии,
    оздоровительные площадки ................................10.00-12.00
  5. Обед ...................................................................... 12.00-13.00
  6. Свободное время ................................................. 13.00-14.00
  7. Уход домой .......................................................... 14.00-14.30

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей на организованный отдых школьников;
  • необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • модернизации старых форм работы и введением новых;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение I лагерной смены – 21 день. В лагере отдыхают 30 учащихся. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7- 13 лет. При комплектовании лагерной смены особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей, детям, находящимся на опеке, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а так же детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно – значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребёнку раскрыться, приблизится к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Основания для разработки программы:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон “Об образовании”;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Положение о лагере с дневным пребыванием МАОУ СОШ №1 п.г.т. Забайкальск;
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • Должностные инструкции работников;
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
  • План работы.

Концепция программы

Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребёнка через включение его в творческую деятельность.

Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из посёлка.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребёнка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства даёт возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком- либо направлении деятельности.

Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей “группы риска”, бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанке окружающих.

Принципы программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально – психологическими особенностями детей;
  • Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
  • Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребенка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • Необходимо четкое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • Оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

7. Принцип гармонизации сущностных сил ребенка, его интеллектуальной, физической, эмоционально – волевой сфер с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • Вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • Сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • Постоянной коррекции воздействий на каждого ребенка с учетом изменений, происходящих в его организме и психике.

8. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять “граней”:

  • Грань личностного восприятия (“это затрагивает или может затрагивать лично меня”);
  • Грань сопричастности (“этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне”);
  • Грань глобального восприятия (“это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям”);
  • Грань ориентации на консенсус (“я признаю за другим человеком право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы”);
  • Грань личной ответственности (“я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы”).

9. Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • При развитии детского самоуправления;
  • При наличии перечня реальных социально – значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребенок в отдельности, так и группа.
  • При наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

10. Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • Добровольного включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребенка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • В учете интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

  • Оздоровление учащихся, укрепление здоровья детей;
  • Улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания;
  • Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
  • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.

Цель:

  • Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно – значимую и личностно-привлекательную деятельность;
  • Содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
  • Воспитание у ребят навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
  • Развитие творческих способностей воспитанников лагеря.

Задачи реализации программы:

  • Оздоровление детей и сплочение различных детских коллективов в единый дружный коллектив;
  • Оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
  • Закрепление общеразвивающих гимнастических упражнений;
  • Закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
  • Развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
  • Развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
  • Создание в лагере атмосферы веселья и доброжелательности;
  • Развитие познавательной активности и интересов;
  • Развитие интересов к игровой деятельности;
  • Повышение самооценки;
  • Повышение уровня знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • Профилактика бродяжничества и правонарушений;
  • Снижение эмоционального напряжения детей;
  • Воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
  • Воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

Деятельностью этого этапа является:

  • Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
  • Издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
  • Подготовка методического материала для работников лагеря;
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)

2. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • Встреча детей, знакомство;
  • Запуск программы;
  • Формирование органов самоуправления;
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3. Основной этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • Реализация основной идеи смены;
  • Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно – творческих дел;
  • Работа творческих мастерских.

4. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • Подведение итогов смены;
  • Выработка перспектив деятельности организации.

Механизм реализации программы.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

1. Организационный модуль.

Формы работы:

  • Планирование;
  • Подготовка к лагерной смене;
  • Оформление уголка;
  • Подготовка материальной базы;
  • Определение обязанностей;
  • Подготовка к сдаче приемной комиссии;
  • Организация питания в школьном оздоровительном лагере.

2. Оздоровительный модуль.

Формы работы:

  • Утренняя зарядка;
  • Встречи с медицинским работником;
  • Влажная уборка, проветривание;
  • Беседы о вредных привычках;
  • Организация питания воспитанников;
  • Спортивные праздники;
  • Экскурсии;
  • Подвижные, творческие, деловые и развлекательные игры.

3. Творческий модуль.

Формы работы:

  • Коллективно-творческая деятельность;
  • Участие в мероприятиях;
  • Работа творческих мастерских;
  • Конкурсы;
  • Викторины.

4. Патриотический модуль.

Формы работы:

  • Мероприятия;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Беседы.

5. Нравственно-экологический модуль.

Формы работы:

  • Экскурсии в природу;
  • Беседы о нравственности;
  • Викторины, конкурсы;
  • Мероприятия.

6. Социально-психологический модуль.

Формы работы:

  • Анкетирование;
  • Индивидуальные беседы;
  • Групповая работа.

Кадровое обеспечение

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.

Педагогический коллектив представлен педагогами школы – людьми – единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.

Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается преподаватель физической культуры.

Сведения об учащихся

(социальный состав)

Всего детей –

из них:

  • детей из многодетных семей –
  • детей из неполных семей –
  • детей находящихся на опеке –
  • детей, состоящих на учете в полиции –
  • детей, состоящих на учете в школе –

Тематическое планирование летнего оздоровительного лагеря “ЛУЧИК”.

10.01.2016