Элементы единоборства с партнером на уроках борьбы в общеобразовательной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Урок с использованием электронного учебника


В учебный материал по борьбе общеобразовательных учреждений входят упражнения в парах, которые формируют у учащихся умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа.

Следует широко применять упражнения с партнером для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые упражнения и единоборства в парах.

Осваивая на уроках физической культуры элементы единоборств, необходимо развивать у учащихся двигательные качества, что целенаправленно создавать и поддерживать значительные мышечные напряжения легче всего с преодолением внешнего сопротивления соперника. Развитие силы средствами единоборств избавляет учителя от насильственного принуждения своих учеников к активной деятельности. Применяемые разновидности единоборств должны быть насыщены доступными и интересными учащимся элементами силового сопротивления, реализуемого в увлекательной форме.

Остановимся более подробно на описании упражнений в парах.

1. Вытолкни из круга (квадрата). Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают в середину круга (квадрата). По команде учителя (ученика) толкая (упираясь) в туловище своего партнера пытаются вытолкнуть его за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто вытолкнет своего партнера 2 раза (первым).

2. Перетягивание пояса (веревки). Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата), и берут захват за концы пояса. По команде учителя (ученика) партнеры пытаются перетянуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто перетянет своего партнера за пределы круга (квадрата) 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

3. Вырывание палки (мяча). Ученики разбиваются на пары. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате)., так и вне. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват (положение рук можно менять) за палку (мяч). По команде учителя (ученика) партнеры пытаются вырвать палку (мяч). Побеждает тот, кто вырвет палку (мяч) у своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

4. Борьба на руках лежа на животе. Ученики разбиваются на пары. Партнеры, лежа на животе, лицом друг к другу, ставят правую (левую) руку на локоть (на одну линию), при этом захватывая кисть своего партнера. По команде учителя (ученика) партнеры борются на руках до касания кистью мата. Побеждает тот, кто поборет руку своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников двигает (поднимает) локоть или отпускает захват.

5. “Наездники”. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Вес участников не должен превышать 4 кг. По команде учителя (ученика) партнер садится на спину своего партнера, держа его за плечи. “Наездник” захватывая туловище, руки или шею другого “наездника” пытается стащить (столкнуть) его со своего партнера. Если позволяет место занятия, то в единоборство можно вступить всем парам. Победителем становится “наездник” оставшийся один и сохранивший свое первоначальное положение.

6. “Петушиный” бой. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Стоя на правой (левой) ноге, руки находятся за спиной. По команде учителя (ученика), партнеры, толкая плечом, друг друга, пытаются вывести из равновесия (до касания ногой мата или изменивший положение рук) своего соперника. Побеждает тот, кто выведет из равновесия своего партнера 2 раза (первым).

7. Перетягивание за руки (стоя и сидя). Ученики разбиваются на пары. Стоя правым (левым) боком к своему партнеру, упираясь правой (левой) стороной стопы со своим соперником и держась крепко за руки, по команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

Ученики разбиваются на пары. Сидя, ногами (стопами) упираются в ноги (стопы) друг друга и берутся за руки. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

 

8. Наступи на ногу (с захватом рук и без захвата). Ученики разбиваются на пары. Стоя лицом к своему партнеру и взявшись за руки, по команде учителя (ученика), пытаются наступить на ноги своего соперника наибольшее количество раз (за 1 мин.), при этом активно двигаясь и помогая себе руками (подтягивая или отталкивая партнера). Побеждает тот, кто наступит на ноги своего партнера большее количество раз.

9. Бросок (выталкивание) захватом за пояс. Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват за пояс (с любой стороны туловища). По команде учителя (ученика), партнеры пытаются бросить или вытолкнуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто бросит или вытолкнет своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват за пояс. Соревнование можно проводить на изученный прием с захватом пояса.

10. Борьба ногами лежа. Ученики разбиваются на пары. Лечь на спину правым (левым) боком к правому (левому) боку партнера, головами в разные стороны и взяться с соперником правыми (левыми) руками под руку. Правые (левые) ноги поднять вверх и зацепить своей голенью голень партнера. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перевернуть друг друга через голову. Побеждает тот, кто перевернет своего партнера 2 раза (первым).

11. Борьба ногами сидя. Ученики разбиваются на пары. Сидя, лицом к своему партнеру, руки в стороны с упором в маты, ноги согнуты в коленях. Один из соперников, обхватывает снаружи ноги другого. По команде учителя (ученика) за 30 сек., партнеры пытаются сжать (раздвинуть) ноги друг друга (ширина ладони между коленями). Побеждает тот, кто выполнит задание в двух положениях.

12. Кто поднимет. Ученики разбиваются на пары. Один из партнеров ложится на живот, руки в стороны. По команде учителя (ученика), другой любым способом пытается поднять соперника и не давать ему поднять себя. Побеждает тот, кто выполнит задание за наименьшее время.

13. Толчки ладонями в ладони. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают друг перед другом на расстоянии вытянутой вперед руки, носки и пятки вместе. По команде учителя (ученика), толчками ладонями в ладони, партнеры пытаются вывести друг друга из равновесия. Побеждает тот, кто выполнит задание наибольшее количество раз за определенное время. Обманные движения руками допустимы, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме его ладоней, а также сходить с места.

13.01.2016