Итоговое мероприятие по проекту «Родословная моей семьи»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: продолжать знакомить с историей семьи, традициями семей.

Программные задачи:

Образовательные:

  • закреплять у детей понятия семья “родословная” и “генеалогическое древо”;
  • расширять представления о семье, знания о своих близких родственник
  • формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как “род”, “родители”, “Родина”;

Развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение ко всем членам своей семьи, чувство долга и любви к ближнему, к Родине.
  • побуждать открыто и искренне выражать свои чувства.

Оборудование: макет генеалогического древа, фотографии детей группы “Ручеек”, фотографии сотрудников, костюм “Солнышко с лучиками”, конверты с пословицами, семейные древа воспитанников, карточки “Солнышко и тучка”, свеча для добрых пожеланий, полотна для композиции “Прекрасное далеко”, флажки трех цветов (белые, синие, красные), гербы России, Московской области, Серпуховского района, Дашковского поселения.

Предварительная работа с детьми.

  • оформление альбомов с семейными фотографиями;
  • рассматривание семейных альбомов с фотографиями;
  • беседа с детьми о “генеалогическом древе”, родословной семьи и ее членах, совместная работа с родителями по составлению семейного древа;
  • разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, песен о семье, доме;
  • чтение художественной литературы: Я. Аким “Кто кому кто?”, “Мой брат Миша”; В. Драгунский “Сестра моя Ксения”; С. Михалков “А что у вас?”;
  • рисование на тему “Моя семья”, конкурс рисунков;
  • сюжетно-ролевые игры: “Семья”, “Дочки - матери”;
  • дидактические игры по теме “Моя семья”;
  • разучивание танцевальной композиции “Прекрасное далеко”, муз. Е.Крылатова;
  • знакомство с игрой “Лучики”,
  • разучивание песни “Что такое семья?”, слова и музыка Е. Гомоновой.

Предварительная работа с родителями:

  • консультации: “Родословная – старинная традиция всех народов”, “Творим вместе с детьми”.
  • предварительная работа родителей с детьми:
  • провести беседу с детьми о своей семье, родственниках;
  • рассказать о своём детстве, школьных годах, семейных традициях;
  • рассказать о значении имён членов семьи.

Словарная работа: род, родители, предки, родословная, традиции, генеалогическое древо, семья, отчий дом, Библия.

Методические приёмы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, словесная игра, беседа, вопросы к детям, чтение стихотворений, использование ИКТ, помощь, поощрение, совет, рассматривание картин, иллюстраций,

Литература:

  1. Шевченко Л.Л. Учебно-методическое пособие “Добрый мир” (Православная культура для малышей), Е
  2. пифанова О.В. “Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе”,
  3. Оремус Е.А. “Русские народные пословицы, поговорки”,
  4. Пазухина И.А. “Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей”,
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. “Мы живём в России”.

(В зал под музыку входят дети, встают полукругом)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Поздороваемся с гостями с душой и сердцем. Для этого положите руку на сердце и скажите: “Здравствуйте, уважаемые гости!”.

(Дети здороваются и садятся на стулья).

- А начнем мы наше мероприятие не сосем обычно. Никита Уколов со своей семьей приготовили для нас стихотворение.

(Под музыку, на фоне смены слайдов “Семейное фото”, семья Уколовых, читает стихотворение.)

Семья моя – мое богатство
Любовь, защита, нежность, братство.
Здесь ценят нежность и уют,
Здесь никогда не предадут.
Все вместе праздники встречают,
Да и по будням не скучают.
И твердо знаю я, друзья,
Что в жизни главное – семья!
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая наша семья!

Воспитатель:Что такое семья? Мы об этом споём песню.

Песня “Что такое семья?”, слова и музыка Е. Гомоновой.

Воспитатель: Ребята, как называют одним словом всех членов семьи?(Ответы детей).

- Всех членов семьи называют родственниками.

Воспитатель: Слово “род” означает “одна большая семья”. Родственники - это люди, родные друг другу: мамы, папы, бабушки., дедушки, братья, сёстры.

Воспитатель: - А предлагаю вам поиграть. Послушайте внимательно задание. Вам необходимо определить, кто из этих людей не является родственником:

- Мама, соседка, бабушка, сестра.

- Бабушка, подруга, сестра, мама.

- Сестра, продавец,бабушка, брат.

- Дворник, брат, папа, дедушка.

Воспитатель: В дружной семье все друг друга любят, уважают, понимают. Мы поиграем в игру “Солнышко и тучка”(дети встают).

- Возьмите карточки. Если вы считаете, что это хороший поступок – поднимите вверх “солнышко” и улыбнитесь, а если это плохой поступок - поднимите “тучку” и мимикой изобразите грусть.

  • Сынок помог маме вымыть посуду.
  • Девочка порвала книжку.
  • Дети не убрали за собой игрушки.
  • Внучка заботится о бабушке, которая заболела.
  • Мальчик подрался с другом.
  • Сынок поздравил папу с праздником.

Воспитатель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о семье знают Артем и Люба.

1 ребенок.

Семья – это слово родное!
Сколько в нем света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все из заслуги, за все их дела!

2 ребенок.

Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сияние – они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи.
Воспитатель:А вот и наше солнышко.

(Выходит девочка в костюме “Солнышко”.Дети подходят к “Солнышку”, по очереди берут лучик и отвечают на вопрос).

Воспитатель: Семья – это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. Каждый из вас возьмёт в руки лучик, и скажет: “Мне нравится, что в моей семье...” А что вам нравится?

Музыкальная игра “Лучики”.

Воспитатель: - Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и уважением относились к отцу и матери. Вот какими словами говорится об этом в мудрой книге Библии: “Чти отца твоего и матерь твою”.

О любви и почтении к своим родителям говорят многие пословицы и поговорки.

Пригласите своих родителей, чтобы они помогли вам составить пословицы.

(Дети с родителями берут конверты и составляют пословицы из набора слов).

1. Вся семья вместе, так и душа на месте.

2. При солнышке тепло, при матери добро.

3. Не нужен клад, коли в семье лад.

4. В хорошей семье хорошие дети растут.

- Проверим, что у вас получилось? Какую пословицу вы составили?(дети встают и произносят пословицы).

(Дети и взрослые возвращаются на места).

Воспитатель: - Ребята, а сейчас я приглашаю вас прогуляться по аллее, но она необычная. (Под спокойную музыку дети подходят к деревьям).

- Кто догадался, чем она необычна? ( В аллее растут деревья, которые мы рисовали дома вместе с родителями).

- Кто знает, как по-другому называются эти деревья? (“Родовые” или генеалогические древа).

- Это ваша родословная, которая рассказывает историю вашей семьи. Посмотрите, какие у вас получились красивые древа, при их оформлении вы проявили творчество и фантазию. Сразу видно, как вы любите своих родных.

- А теперь покажите свое родовое древо и расскажите о своей семье.(Рассказы Олеси и Степана о своем генеалогическом древе. Остальные дети расскажут после занятия ).

- Семейное счастье, как огонь, его тоже нужно поддерживать добрыми словами и делами. Возьмите свечу и передавая её друг другу в руки скажите пожелание своей семье?

(Я хочу, чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, счастливая, добрая, крепкая, ласковая).

1. Олеся со своей мамой, Марией Сергеевной, трудились над проектом, который сейчас представят. (Презентация “Моя семья”).

2. Артем с мамой Татьяной Александровной расскажет о своей дружной семье.

Воспитатель: Какие вы молодцы!У вас получились очень интересные проекты! Берегите и сохраняйте родословную своей семьи.

- Ребята, мы с вами ходим в одну группу. Как вы считаете, все вместе мы являемся семьей?

Детский сад – это ваш второй дом. У нашей группы есть своё родное дерево – дерево дружбы и согласия. Мы, воспитатели, и все, кто работает в детском саду, как лучики солнышка, вас очень любим и согреваем своим теплом. (На стенде к солнышку прикреплены лучи с фотографиями сотрудников детского сада). Кого здесь не хватает?

Приглашаю вас добавить листочки на наше дерево. (Дети прикрепляют на стенд свои фотографии).

Семья – частичка нашей Родины. Родина начинается на пороге твоего дома, она огромна и прекрасна. У каждого Родина одна, как мама. Мы гордимся своей Россией!

Ребёнок:

Есть на свете земном
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина моя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова

Все дети: Мама! Родина! Семья!

Танцевальная композиция “Прекрасное далёко”.

Дети уходят из зала.

Семья – как крепость, созданная Богом,
Она живет и радует собой
Коль жизненно – начатая дорога
Благословенна Господа рукой!
Великий Бог, Господь – Путеводитель,
Благослови все семьи на Земле!
Веди в Твою небесную Обитель
Живя, в Тобою созданной, семье!

- Издавна считалось, что обереги, сделанные своими руками, помогают сохранить тепло и любовь семейного очага.

Воспитатель. Спасибо за внимание!