Преодоление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Одна из основных задач, которая стоит перед логопедом в дошкольном учреждении – это устранение недостатков звукопроизношения у детей. Эту работу необходимо проводить параллельно с формированием у детей фонематического слуха и фонематического восприятия. При подборе заданий и составлении занятий для детей необходимо учитывать особенности тех детей, у которых нарушено произношение большого количества звуков из разных групп (свистящие, шипящие, соноры) и имеются искажения слоговой структуры слова. Дидактический материал занятия, должен соответствовать произносительным возможностям детей, содержать максимальное количество автоматизируемых звуков и располагаться в порядке усложнения.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игра. Поэтому занятия должны носить игровой характер, быть интересны ребёнку, вызывать желание самому организовывать подобную игру в группе и дома. Игры и игровые упражнения, должны помогать ребёнку,  размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, учить его различать фонемы на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это, в свою очередь, является главным условием не только формирования правильного звукопроизношения, но и успешного обучения чтению и письму.

В предлагаемом опыте работы приведён примерный план одного такого игрового занятия, которое может быть проведено как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей.

Тема занятия: Автоматизация звука «Р».

  • Игра «Хлопни, когда услышишь звук «Р». Логопед произносит вначале слоги, затем слова. Ребёнок, услышав звук «Р» хлопает в ладоши, как бы «ловит» заданный звук.
  • Игровое упражнение «Аэродром»: Самолёты взлетают и совершают посадку на аэродром. В это время ребёнок длительно произносит звук «РРРРРР…..».
  • «Игровое упражнение «Гараж»: Из гаража выезжают разные машины (большие и маленькие). В зависимости от размера машины ребёнку самому предлагается определить и имитировать звучание «мотора»: громкий и сильный, тихий и слабый, средний и пр.
  • Игра «Всё моё!». Перед ребёнком разложены картинки с предметами мужского и женского рода на звук «Р». Беря картинку, ребёнок произносит «мой рак, мой рубанок, моя ракета, моя радуга и т.д.». 
  • Игровое упражнение «Что под чем?». Все картинки из предыдущего занятия собраны в стопку. Ребёнок, приподнимая верхнюю картинку произносит: под радугой – корыто, под корытом – рыба, под рыбой – сорока и т.д.
  • Игровое упражнение «Друзья». Логопед раскладывает картинки в три столбика и даёт образец игрового действия: Рыба дружит с раком и радугой, ракета дружит с карандашом и парашютом и т.д.
  • Игра «Скажи по частям». Перед ребёнком разложены картинки обратной стороной вверх. Ребёнок бросает игровой кубик, определяющий количество ходов. Затем отсчитывает выпавшее количество и, перевернув картинку, называет её, деля слово на части. Например: ба-ра-бан. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут названы.
  • Подведение итога занятия. Предложить ребёнку вспомнить все игры и задания, которые были на занятии, и назвать самые понравившиеся. Похвалить ребёнка за старание и прилежание.