Литературный турнир "По следам древнерусской литературы". 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Литература Древней Руси для современных школьников имеет большое познавательное значение. Помимо того, что она является начальным этапом становления и развития всей отечественной литературы, в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены любовью к Родине, они призывают к возвышенному, благородному. Для древнерусской литературы характерно жизнеутверждающее начало, прославление моральной красоты русского человека. В то же время старинные русские писатели с уважением относились к другим народам, к их обычаям, их верованиям.

Педагогическая практика показывает, что в силу некоторых специфических особенностей древних литературных памятников, у обучающихся возникают трудности в их изучении, происходит падение читательского интереса к курсу древнерусской литературы. Необходима популяризация данного раздела в литературном образовании школьников посредством проведения турниров, конкурсов, викторин.

Цель турнира: повторить и закрепить пройденный материал по теме “Древнерусская литература” за курс литературы 6-9 классов, повысить интерес к данному пласту русской литературы.

Задачи турнира:

  • воспитание чувства патриотизма
  • формирование читательской культуры
  • развитие познавательных интересов
  • развитие умения анализировать текст, выполнять творческие задания
  • активизация речевой деятельности

Участники турнира:

  • 2 команды учеников 9 класса
  • Учитель-ведущий
  • Жюри
  • Зрители

Подготовка к турниру:

  • Образовать команды, придумать название и девиз.
  • Перечитать произведения древнерусской литературы за курс 6-9 класса.
  • Особое внимание уделить “Слову о полку Игореве...”, уметь ориентироваться в тексте.
  • Познакомиться с работами академика Д.С.Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам.
  • Подготовить вопросы к разминке и ответы в слайдах презентации (домашнее задание).
  • Перечитать “Поучение” Владимира Мономаха и составить на его основе поучение младшему брату, сестре или другу, используя стиль повествования, некоторые выражения исходного текста. Оформить в виде грамоты или свитка (домашнее задание).
  • Учитель-ведущий заранее готовит презентацию к турниру с ответами и иллюстрациями.

Вступительное слово учителя-ведущего (слайд №1):

- Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и ее сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые “заграничные” путешествия, столкновения с западными соседями... Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями. [1]

Читая произведения древнерусской литературы, вы узнавали о том, как жили наши предки, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали. Готовясь к турниру, вы перечитали произведения, изученные в школе, познакомились с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Сегодня вам предстоит принять участие в турнире и вновь перенестись в мир Древней Руси. Итак, вперёд!

I тур. “Разминка” (слайд № 2)

Команды знакомятся (произносят девиз, название) и предъявляют друг другу подготовленные вопросы по теме турнира. Так как вопросы – часть домашнего задания команд, работа начинается вместе с учителем в период подготовки к турниру. Оптимальное число вопросов от каждой команды -3.

Возможные варианты вопросов для разминки, которые сформулируют ребята:

1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила? (Братьями-славянами из г.Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица – на основе греческой азбуки (863-864 гг.) (слайд № 3)

2. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто её автор? (“Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть” (XII в.) – первые слова летописи и стали её заглавием. Автор – монах Нестор) (слайд № 4)

3. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение им посвящено? (Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как “страстотерпцев” -невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). “Сказание о Борисе и Глебе”) (слайд № 5)

4. Был в древнерусской литературе жанр “житие”. Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры. (Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского” и т.д.) (слайд № 6)

5. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: “се бо рекы, напояющие вселенную”? (Словеса книжные, книги) (слайд № 7)

6. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в куликовской битве? (“Задонщина (XIV в.), “Сказание о Мамаевом побоище” (XV в.)). (слайд № 8)

II тур. “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы” (слайд № 9)

Этот тур предполагает хорошее знание произведения. Тексты “Слова...” должны быть у каждой команды, так как ответы на некоторые вопросы требуют обращения к первоисточнику. Это коллективная работа, ребята дают ответы после предварительного обсуждения и дискуссии. Вопросы обязательно дублируются в письменном виде. Команды отвечают каждый на свой вопрос. Если у команды нет ответа или он неправильный, другая команда может ответить и заработать баллы.

Ведущий обращается к зрителям:

- Уважаемые болельщики, назовите фамилию и имя человека, внесшего неоценимый вклад в изучение “Слова о полку Игореве”.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – автор многочисленных исследований по древнерусской литературе (слайд № 10)

Вопросы командам задаются по очереди:

С кем отправился в поход князь Игорь? (С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом)

Как князь Игорь определяет цель своего похода: “испить...”? Что обозначает это выражение? (“...шеломом Дону”. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы).

Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете “Слова...”? (1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это затмение предвещало неудачу) (слайд № 11)

Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землёй, звучит в “Слове...”? (“О, Русская земля, ты уже за холмом!”) (слайд № 12)

С чем автор сравнивает битву? (С пахотой и жатвой: “Черна земля под копытами посеяна костьми русских” и “снопы стелют головами”; с пиром – “Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую”; с грозой – “Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!”) (слайд № 13)

В “темном сне” Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует? (В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слезы) (слайд № 14)

Какой поэтический прием использован в следующей фразе: “Се ли створисте моей серебряной седине”? Чьи это слова? (Аллитерация на звук “с”. Это слова Святослава, киевского князя.)

Какой бог выступает в “Слове...” покровителем половцев? (слайд № 15 )

Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием? (“Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле преклонилось”. Это олицетворение.)

В “Слове ...” герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры. (Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, “одинокой кукушкою рано утром кукует”.)

Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры. (Культ солнца: четыре солнца – четыре князя; обращение Ярославны к “пресветлому Солнцу”; “Солнце светится на небесе – Игорь князь в Русской земле”. Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.) (слайд № 16)

Кем и когда был найден один из списков “Слова...”? Какова была его дальнейшая судьба? (Собирателем древних рукописей А.И.Мусиным-Пушкиным в 90-гг. XVIII в. Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.) (слайд № 17)

III тур. “Словесное искусство Древней Руси” Древнерусская речь” (слайд № 18)

Слово учителя-ведущего:

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Своеобразная образность древнерусской литературы нам непривычна, а для человека того времени образы рождались как бы сами собой.

(слайд № 19)

Мы бы сказали: “Приеду весной”, а человек XI – XVII веков писал: “Приеду, как только на деревьях лист расцветёт”. Мы бы сказали: “Враги бежали”, а древний книжник писал: “Показали плечи свои”. Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: “Много пота утёр за Отчизну свою”. Древнерусские авторы любили гиперболы, часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы с дождём, враги со зверями. Вообразите, что вы люди Древней Руси. Используя стиль древнерусской литературы, составьте предложения вместо следующих выражений (в скобках примерные ответы, могут быть другие варианты):

Книги приносят человеку пользу и дают мудрость. (“Велика бывает польза от учения книжного. Книга есть путь к мудрости. Книгами мы поучаемы и наставляемы на путь покаяния”

Горевали люди, когда умер князь Олег , и похоронили его на горе Щековица. Всего он правил 33 года. (И плакали люди все плачем великим, и несли и погребли его на горе, еже глаголеться Щековица. И было всех лет княжения его 33.)

Ответы зачитываются и предоставляются жюри, которое оценивает образность, сохранение стиля и оригинальность предложений)

IV тур. “Знаете ли вы...?” (Общие вопросы по древнерусской литературе) (слайд № 20)

1. Откуда почерпнул А.С.Пушкин предание о смерти князя Олега (“Песнь о вещем Олеге”)? (Из летописи “Повесть временных лет”. Наступил Олег Вещий на череп своего коня, “и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу” (912 г.) (слайд № 21)

2. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа? (Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажженный трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.) (слайд № 22)

3. Как, судя по летописи, перехитрили осажденные белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их “питьём” из колодцев? Как называется это произведение? (В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить. “Сказание о белгородском киселе”.) (слайд № 23)

4. Какие повести XXVII века парадировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей? (“Повесть о Ерше Ершовиче” и “Повесть о Шемякином суде”.) (слайд № 24)

5. Как называется повесть древнерусской литературы о любви князя и простой крестьянской девушки? Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить? (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Герои умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.) (слайд № 25)

6. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV веке псковским старцем Филофеем: “Москва – Третий Рим после второго - ..., а четвёртому...? Восстановите фразу. Что она означает? (Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. “Москва – Третий Рим после второго – Византии, а четвёртому не бывать”.) (слайд № 26)

V тур. “Домашнее задание” (слайд № 27-28)

Для домашнего задания командам было предложено перечитать “Поучение” Владимира Мономаха и составить на его основе поучение младшему брату, сестре или другу, используя стиль повествования, некоторые выражения исходного текста. Кроме того, поучение должно быть оформлено в древнерусском стиле. Тур оценивается по трём критериям: поучительный характер содержания, сохранение стиля повествования и оригинальность оформления.

Тур для болельщиков (слайд № 29)

Во время подведения жюри итогов турнира проводится конкурс для болельщиков, чьи правильные ответы могут существенно повлиять на исход литературного соревнования. Балл за правильный ответ болельщик отдает любимой команде.

Вопросы для болельщиков:

1.Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра? (Пересвет) (слайд № 30)

2.Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами? (Сергий Радонежский) (слайд № 31)

3.Какой русский поэт в начале XX в. Обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении? (А.Блок. Цикл стихов “На поле Куликовом”) (слайд № 32)

4.В XVII веке большой популярностью пользовался сборник “поучений и наказаний” мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник? (“Домострой”) (слайд № 33)

5.Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны? (“Хождение за три моря” Афанасия Никитина) (слайд № 34)

6.В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там? (В Индию, 3 года) (слайд № 35)

Объявление результатов и награждение победителей (слайд № 36)

Список использованной литературы (слайд № 37):

  1. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Долинина С.Я. Литературный турнир: Разработки уроков для 6-11 классов. – М.:Флинта: Наука, 2002
  3. Литература. 6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 4 ч. [авт.-сост. В.П.Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. -14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2007.