Для учителей начальной школы

Интегрированный бинарный урок (ОРКСЭ + русский язык) по теме "Дружба". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, ОРКСЭ


1. Орг. Момент

2. Притча

В одной далёкой стране жили два друга.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили?

- Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья.

- Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!"

Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что существует настоящая

- Как вы считаете. Какое слово правитель произнёс последним?

- (Дружба)

- Именно о дружбе пойдет сегодня речь на уроке

- А что мы хотим узнать о дружбе?

2. Работа со словарями и интернетом (определение слова “Дружба”)

- Где мы можем узнать определение, что такое дружба? (В словаре, учебнике, интернете, спросить у родных и знакомых)

3. Работа с проектами

- Давайте вспомним ваш исследовательский проект по теме “Дружба” и расскажем, какое определение этому понятию дали ваши родители.

(Дети по одному представителю от группы выходят и зачитывают определение понятию “дружба”)

4. Синквейн на тему “Дружба”

- Ребята, охарактеризуйте сами понятие дружба, составив синквейн.

Дружба

2 прилагательных      
3 глагола      
Предложение  
Слово-вывод  

(Показ на документ-камере. Вывешиваем синквейны на доску)

- Молодцы! Действительно настоящая дружба....

И это понятие существует на протяжении многих веков. Именно поэтому народная мудрость копилась веками. Каждый народ хранит свой кладезь мудрости, в котором есть пословицы, поговорки, крылатые фразы и изречения. В них вы можете найти советы на все случаи жизни. Много пословиц и поговорок посвящены дружеским отношениям.

5. Пословицы

  1. Дружба и братство дороже богатства. (Русская пословица.)
  2. Дружбой дорожи, забыть не спеши. (Русская пословица.)
  3. Друзья познаются в беде. (Русская пословица.)
  4. Последний чай — другу наливай. (Туркменская пословица.)
  5. Дорога к дому друга не бывает длинной. (Голландская пословица.)
  6. Друг рядом лучше, чем два или три далеко. (Немецкая пословица.)
  7. Взаимное доверие — основа дружбы. (Китайская пословица.)
  8. Лучше выслушать упрёки друзей, чем потерять последних. (Арабская пословица.)

- У вас на столе бумажные куклы: девочки и мальчики. На платьице девочки написаны начало пословиц о дружбе. Из группы мальчиков нужно выбрать того, на чьём костюме продолжение этих пословиц.

(по окончании работы один из пары выходит к доске зачитывает пословицы и вывешивает)

- На что похоже то сооружение, которое появилось на доске? (Мост)

- Среди пословиц найдите однокоренное слову “дружба” (Друг)

6. Ромашка

- А каким, на ваш взгляд должен быть настоящий друг? Напишите качества настоящего друга на лепестках ромашки. (Собираем ромашку на доске)

7. Ситуации

Вы писали контрольную работу. Прозвенел звонок. Ты сдал тетрадь и подошёл к товарищу, который продолжает решать работу на перемене. Ты диктуешь ему решение. Дружеский это поступок или нет?
Ребята работали в команде. Капитаном команды был Сергей. Оценивая работу одноклассников в своей группе, он поставил “Отлично” всем, в том числе и своему другу Вадиму, который на самом деле не принимал активного участия в работе. Дружеский это поступок или нет?
Являются ли друзьями Том Сойер и Гекльберри Финн? Объясните почему?
Вспомните рассказ Льва Толстого “Лев и собачка” Можно ли назвать друзьями этих животных?
Таня и Света идут по улице. Начинается дождь. Зонт есть только у Тани. Они накрываются одним зонтом. При этом у Тани намокает левое плечо. У Светы – правое. По дружески ли поступила Таня? Может быть стоило не намокнуть хотя бы одной?

- Дружба бывает разная, дружат взрослые, взрослый и ребёнок, сверстники. Но бывает и необычная дружба. Могут дружить человек и животное или 2 животных.

8. Самооценка

-0 чем мы говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о дружбе и друзьях) Каждый подумайте и решите, всегда ли вы поступаете как настоящий друг или вам нужно ещё поработать над своим характером, чтобы стать хорошим другом. Если да, поместите свой мячик в зелёную корзину, если не уверены – то в красную.

9. Итог.

- Надеемся, что сегодняшний урок заставил вас задуматься, какие качества надо воспитать в себе, чтобы с тобой хотелось дружить.

Приложение 1

Приложение 2