Профессиональное ориентирование дошкольников через знакомство с пространственно-временными видами творчества в рамках обучения в театральной студии "Кочевники"

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребёнка, когда всё что воздействует на него из окружающей среды и социума, является причиной тех или иных поступков, решений и жизненных ориентиров в будущем. Эрик Берн в своей книге “Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры” утверждает и доказывает примерами тот факт, что до шести лет мы “пишем” свой жизненный сценарий, и в дальнейшем не имеем возможности его изменить. Многие педагоги и психологи уверенно советуют воспитывать ребёнка до семи лет, так как всё что воздействует на него после семи, это очень трудоёмкий процесс перевоспитания. Основываясь на этих и других научных рекомендациях, мы делаем вывод, что работая с дошкольниками, мы практически выстраиваем их жизненный путь и формируем жизненную позицию, в том числе выбор профессиональной направленности.

Опираясь на цель современного образования детей о профессиональном ориентировании, мы в первую очередь должны предоставить ребёнку возможность выбирать, основываясь на эмоциях, которые он испытывает при занятии той или иной деятельностью. Ребёнок в дошкольном возрасте не может сделать осознанный выбор, он опирается на свои секундные ощущения от того, что вокруг него происходит. Поэтому для качественного воздействия на профессиональные предпочтения учащегося в будущем, мы должны создать для него максимально благоприятные условия обучения в настоящем.

В рамках работы театральной студии “Кочевники”, мы предоставляем детям возможность создать подходящие условия самостоятельно. Ведь сценическая деятельность это не только умение правильно стоять перед зрителями, она синтезирует в себе такие виды творчества как актёрское мастерство, танец, вокал, художественное чтение, и прочее. В театральной студии нами поставлена цель - познакомить детей с пространственно-временными видами искусства, такими его формами, которые почти невозможно остановить для “любования”. Например, ребёнок, выходя из художественной мастерской, забирает с собой рисунок, и может сохранить его на долгие годы. Выходя из театральной студии, он имеет возможность забрать только свои впечатления и навыки сценического мастерства, еще не осознаваемые им. В связи с этим, наша главная задача сделать так, чтобы после каждого занятия ребёнок уносил с собой новые впечатления и чтобы с взрослением его навыки стали осознанными и полезными.

Первая и основная задача театрального педагога - создание благоприятных условий для ярких и полезных впечатлений у дошкольников, реализуется следующими способами:

  • создание визуально-насыщенной среды в театральной студии;
  • подбор упражнений и тренингов, способствующих плавному, но целенаправленному приобщению детей к театральному искусству;
  • создание разнообразия игрового и сказочного материала из занятия в занятие;
  • подбор упражнений конкурсного типа для создания ситуации успеха для учащихся.

Вторая задача – это формирование качественных навыков по предмету “сценическое мастерство”. Эта задача напрямую связана с профориентационной деятельностью. Она реализуется за счёт доступного для дошкольников учебного материала. Специально подобранные театральные игры ребёнок не воспринимает как учебную деятельность, и процесс профессионального ориентирования проходит не заметно для него. Так же очень важно участие родителей в учебно-творческой деятельности ребёнка. Те игры, упражнения, сказки и стихотворения, используемые в учебном процессе в театральной студии, полезно повторять дома, чтобы ребёнок привыкал к тому, что пройденный на занятиях материал может пригождаться в иных обстоятельствах. Это и будет являться постепенным приобретением навыка театральной деятельности.

Возвращаясь к синтезу искусств в театральной деятельности хотелось бы отметить, что при отлично проведённой профориентационной работе уже взрослый ребёнок будет ознакомлен с такими профессиями как: актёр драматического театра, актёр театра кукол, режиссёр театра, сценарист-постановщик, драматург, свето- и звукооператор, гримёр, бутафор, костюмер, реквизитор, художник-оформитель, танцор, вокалист, театровед и так далее.

В том случае, если ребёнок не сделает свой выбор в данном направлении, те навыки, которые будут привиты ему в ходе учебной деятельности, навсегда останутся его “несменными помощниками” в других сферах труда.

Приложение 1

Приложение 2