Урок ИЗО по теме "Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель урока: показать значение освещения в изобразительном искусстве.

Задачи урока:

Учебные:

1. Формировать представление учащихся о том, что свет является важным условием выявления формы, объёма, фактуры предмета.

2. Формировать знания об элементах светотени.

3. Формировать умение передавать объём предмета с помощью света и тени.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

2. Воспитывать уважение и восхищение работами мастеров изобразительного искусства.

3. Воспитывать у учащихся терпимого отношения к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

4. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

Развивающие:

1. Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь).

2. Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

3. Развивать художественный вкус и творческие способности.

4. Развивать эмоциональную и чувственную сферу ребёнка.

Технологии: организация исследовательской деятельности, проблемное обучение, ИКТ- технология, коллективное творчество.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ-технологий.

Методы:

по источнику получения знаний:

  • наглядный, словесный,

по виду деятельности учащихся:

  • проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы в группе.
  • Метод сопоставления.

Материалы и оборудование:

1. Карандаш, бумага, фонарик, геометрические тела разных фактур и форм.

2. Презентация к уроку “Освещение. Свет и тень”.

3. Мультимедийный проектор, компьютер, документ-камера, магнитофон.

4. Затемнение класса.

5. Музыкальные записи: Л.В.Бетховен, “Симфония № 5”; П.И.Чайковский, “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”.

Межпредметные связи: музыка, МХК, информатика и ИКТ.

План урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Формулирование темы урока.

3. Постановка проблемы, пути её решения.

4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод. (Исследовательская работа на столах)

5. Демонстрация нанесения светотени на предмет в зависимости от его формы и расположения источника света (использование документ-камеры).

6. Выставка нескольких работ с использованием документ-камеры. Контрольное задание “Найди ошибку”.

7. Рефлексия.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Здравствуйте...!

(Дети входят в затемнённый класс, садятся за сформированные для работы в группах столы, звучит “Симфония № 5” Л.В.Бетховена, идёт просмотр видеоряда работ художников).

<Приложение 1>

СЛАЙД № 2-7

Учитель: Какие чувства вас охватили?

Ответы учащихся: Страх, радость, тревога, настороженность.

Учитель: Что заставило нас ощутить столько чувств, эмоций при слушании музыкального произведения?

Ответы учащихся: Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка.

Учитель: С помощью чего писатель передает свои чувства, что он подбирает, ищет?

Ответы учащихся: Он ищет самые выразительные слова.

Учитель: Материал музыки – это звуки, писателя - слово. Что же является материалом художника?

Ответы учащихся: Краски – материал живописи, материал художника. Как звуки, краски могут быть и радостными, и печальными.

2. Формулирование темы урока.

Учитель: Ребята! Сейчас вы увидели работы разных художников, разного времени. Но что объединяет все эти работы?

Ответы учащихся: (в них присутствует освещение, свет, они написаны на тёмном фоне ...)

Учитель: Давайте ближе познакомимся с авторами и их работами.

СЛАЙД № 8

Микеланджело да Караваджо считается одним из первых художников 17 века, который применил приём резкого противопоставления света и тени.

На его работах резкий поток света выхватывает предметы из тёмного пространства, что создаёт ощущение повышенной реалистичности и в то же время придаёт обычным вещам загадочность.

Источник света не виден: очевидно, художник имел ввиду Божественный свет, который озаряет мир и подчёркивает его тайный смысл.

СЛАЙД № 9

Последователем Караваджо был Жорж де Латур. Картина “Святой Иосиф-плотник” на первый взгляд полностью лишена какой либо торжественности; художник представил обычного ремесленника с мальчиком - мальчик – Христос держит свечу над склонившимся к работе Иосифом. И хотя речь идёт о плотнике, пламя свечи освещает лицо Христа и привлекает внимание зрителей именно к нему, а не к фигуре Иосифа.

СЛАЙД № 10

Другим художником, использовавшим возможности направленного освещения, был Франсиско Сурбаран. Живописец изобразил простые и изящные вещи: вазочки, кувшинчик, металлическое блюдо и чашу. Его работа реалистична, каждый предмет изображён отдельно, что бы почувствовать его значительность. Чувствуется даже материал из которого сделаны эти предметы.

СЛАЙД № 11

Совсем другое освещение на полотнах Ж.-Б. Шардена – источник света дальше и не такой контрастный Кажется, что человек прикасался к предметам, пользовался ими, но вдруг отлучился ненадолго, и предметы застыли в шатком спокойствии, ожидая возвращение хозяина. Данная работа была заказана художнику Екатериной II для оформления конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге.

СЛАЙД № 12

Вопрос: Как бы вы назвали сегодня тему нашего урока?

Рассуждения учащихся: (“Освещение. Свет и тень в изобразительном искусстве”)

(Учитель демонстрирует на слайде, сформулированную учениками тему)

3. Постановка проблемы, пути её решения.

СЛАЙД № 13

Постановка проблемы:

Учитель: Хотите научиться выполнять изображения объёмно, реалистично, как сейчас принято говорить в 3D формате?

Ответы учащихся: Да

Учитель: Тогда нам нужно отправиться в королевство света и тени. А как нам в неё попасть?

Рассуждения учащихся: (включить источник света)

(Затемняется экран, учащиеся включают фонарики, звучит музыкальный фрагмент музыки П.И.Чайковского “Вальс снежных хлопьев) из балета “Щелкунчик”, учитель направляет луч своего фонарика на стеклянный шар, дети в такт музыке играют светом фонариков)

Пути решения проблемы:

Учитель: Для того чтобы научиться рисовать реалистично нужно знать законы света и тени, которые мы с вами сейчас узнаем.

СЛАЙД № 14

Предметы можно освещать: сзади (контражур), спереди (фронтально), сбоку.

СЛАЙД № 15

Светотень - это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.

СЛАЙД № 16

Элементы светотени:

  • Блик
  • Свет
  • Полутень
  • Собственная тень
  • Рефлекс
  • Падающая тень

4. Коллективная творческая работа, решение творческой проблемы, поисковый метод.

СЛАЙД № 17-18

(Исследовательская работа на столах)

Исследуйте положение светотени в зависимости от расположения источника света.

- Сравните собственную и падающую тени.

- Рассмотрите направление падающей тени.

- От чего зависит направление падающей тени?

- Найдите рефлекс на поверхности предмета.

- Какая сторона предмета самая светлая?

5. Демонстрация нанесения светотени на предмет в зависимости от его формы и расположения источника света (использование документ-камеры).

(Самостоятельная работа детей под руководством учителя)

6. Выставка нескольких работ с использованием документ-камеры. (Любование работой).

СЛАЙД № 19

Контрольное задание “Найди ошибку”.

7. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на листочке:

  • сегодня я узнал...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • я выполнял задания...
  • я понял, что...
  • теперь я могу...
  • я почувствовал, что...
  • урок дал мне для жизни...
  • мне захотелось...

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

  • О чём мы сегодня узнали?
  • Что понравилось?
  • Какая часть работы вам понравилась больше?
  • Где вам было трудно?
  • Что дал урок для жизни?

Стр. учебника 68-75, читать. Художественные материалы: чёрная гелевая ручка, альбом.