Помощь наставника в становлении личности подростка

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Личность человека, его мировоззрение, отношение к окружающему миру, все это закладывается в детстве, в подростковом возрасте. Любой человек, находящийся в поле зрения формирующегося молодого юноши или девушки, оказывает, так или иначе, свое влияние на результат этого формирования. Развитие растущего ребенка, как известно, основано на подражании, и, естественно, пока человек не имеет достаточного личного опыта и критического мышления, то он черпает, впитывает в себя любой чужой жизненный опыт, модели поведения, стратегии действия в той или иной ситуации.

На формирование мировоззрения человека влияют четыре основных фактора. Первое - семья, это влияние родителей, семейные традиции, личный опыт отцов, матерей и других родственников. Второе - образовательные дошкольные, школьные и профессиональные учреждения. Третье - окружающий мир, это, прежде всего природа, знакомые, средства массовой информации, все, что окружает человека в его жизни. Последнее - внутреннее стремление подростка к самопознанию и саморазвитию. Гармоничной личность вырастает лишь в том случае, если в ее развитии влияние этих четырех основных факторов сказывается в равной степени.

Остановимся на одном из факторов формирования личности – это влияние образовательных учреждений, влияние наставника. Самое первое – дошкольное образовательное учреждение (детский сад, комбинат комплексного развития, творческие развивающие центры), затем ребенок идет в школу, потом получает знания по профессии в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. И все это время, начиная с трех и до двадцати лет, в образовательных учреждениях человек, помимо коллективного общения, находится под влиянием педагогов. Юноша или девушка изо дня в день видит пред собой достаточно грамотных людей, получивших специальное образование, умения и навыки в сфере воспитания и обучения других людей, которые сознательно и целенаправленно дают ему определенную информацию, нужную для благополучной социализации в обществе. “Что становится главным для подростка в школе? В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Именно там решаются самые сложные личностные проблемы, выясняются отношения, устанавливаются нормы и ценности группового и межличностного общения. Перестраивается система отношений с учителем: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее личной оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. С этого момента резко возрастает значимость для ученика личности учителя. Раньше ребенок не обращал внимания на то, что за человек, как личность, тот учитель, который его учит. Теперь же, для подростка становится все более важным то, кто именно является его учителем. Что это за человек, каковы его жизненные ценности, установки, мировоззрение. Подросток, в силу стремления стать взрослым, мысленно ставит себя на один уровень, в психологическом плане, с учителем. Сравнивая при этом свой и его внутренний мир. Сохраняя, однако, высокий уровень требований к учителю, как в личностном, так и в профессиональном смысле” [1,с.23]. Педагог становится одним из самых важных людей в жизни каждого ребенка и от того, какой учитель встретится в нашей жизни, зависит то, какой мы эту жизнь будем себе представлять, и как будут складываться наши взаимоотношения с окружающими нас людьми, как пройдет, так называемый, процесс социализации.

В раннем детстве и в младшем школьном возрасте ребенок безоговорочно верит педагогам и берет за правило все те знания, которые взрослые ему преподносят. В этом возрасте “развитие личности ребенка почти полностью определяется позицией взрослого человека – он определяет содержание обучения, круг общения, сферу увлечений ребенка” [2,с.77]. Будучи подростком, когда юноша или девушка уже начинают себя осознанно позиционировать, как самостоятельную личность, человек начинает критически относиться ко всему, что ему пытаются преподать (рассказать, внушить, заставить сделать). Особое внимание психолог Л.С.Выготский обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. "Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятиях", - писал он [3,с.67].

Подросток уже способен анализировать, исходя из своего, хоть и небольшого, но все же личного жизненного опыта. И если авторитет учителя для него сложился и принят им, то от такого преподавателя подросток примет многое, а если учитель не обладает должным авторитетом в глазах юноши или девушки, то даже самые прекрасные намерения такого преподавателя не принесут плодов.

“Преподаватель – еще раз хочу подчеркнуть – не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания. Это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни. Мы привыкли к словосочетанию “путь в жизни” и воспринимаем его как некую метафору. Но это ни в коем случае не метафора – наш успех в делах каждого дня, месяца, года определяется тем, какие цели в жизни мы для себя определяем. Нередко человек, особенно молодой, не задумывается о своих или общественных ценностях, целях и принципах. Он действует под давлением других людей, под давлением обстоятельств, под влиянием примера и каким-то образом определяет направление своей жизни. Кто-то учится, потому что этого требует семья; кто-то работает, чтобы прокормиться, а вечером, вымотанный, приходит домой, усаживается перед телевизором, нередко открывает бутылочку и таким образом снимает стресс. Но жизнь, построенная таким образом, едва ли принесет обильные плоды и самому человеку, и обществу. Если у человека нет целей, то он их и не добьется. Но можно строить свою жизнь по-другому: с самого начала определить свои ценности, исходя из них – свои цели, исходя из целей – действия. Вот эта парадигма: “ценности – цели – действия”. Если мы вырываем из этой триады хоть одно звено, рушится логика жизни. Невозможно определить цели вне ценностной системы координат. Невозможно достигать целей, бездействуя. Другими словами, ценности, цели и действия есть триада, в границах которых и развивается человеческая личность” [6, с.3].

Если учитель недоброжелателен по отношению к подросткам и как бы противопоставляет себя молодому человеку, “я – умный и взрослый, а ты - молодой и глупый”, то, естественно эффективного взаимодействия в процессе передачи знаний не получится, потому что молодой человек не захочет взять эти знания от такого педагога. Если педагогический работник нечестен по отношению к самому себе, к своим принципам и установкам, лицемерен, то ребенок интуитивно, очень тонко чувствуя ложь и недоверие к преподавателю, может не захотеть принять те понятия о жизни, об окружающем мире, которые дает ему учитель.

У подростков обостренное чувство справедливости и они очень остро в своем возрасте способны реагировать на несправедливость в жизни, на нечестные поступки других людей. Если дети не находят верного разрешения какой-либо ситуации, то этот негативный жизненный опыт накладывает отпечаток в последствии на восприятие жизни в целом и выражается в недоверии к людям, ибо исчезает искренность и открытость миру, таким детям труднее общаться с обществом и взаимодействовать с окружающими людьми.

И, как показывает практика, очень часто подросток, встретив на своем пути недобросовестного педагога, затем ко многим учителям и вообще взрослым людям относится если не враждебно, то очень недоверчиво. В начале прошлого века педагог и психолог П.Ф. Каптерев отметил, что “личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения” [5, с.67].

Известно, что однажды созданный стереотип поведения трудно исправить, заменить другой моделью поведения. Легче сразу правильно воспитывать, чем потом переделывать человеческую душу, человеческое сознание.

Из всего вышесказанного следует, что личность наставника имеет огромное влияние на становление ребенка и подростка, на формирование его мировоззрения, что именно учитель имеет возможность воспитать достойного человека, настоящего гражданина своей Родины.

Литература

  1. Кроповницкий, О.В. Психология подростка. Тренинг личностного роста (учебное пособие) / Интернет-ресурс: http://laiko.narod.ru/posobie_voz.html
  2. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Изд. дом “Покров”, 2004 . 143 с.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. т. 3. 
  4. Зотова А.С. Влияние мировоззрения педагога на становление духовных потребностей учащихся, XVI Ежегодная Богословская Конференция, 2006 г.
  5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. педагог. соч. - М.: Просвещение, 1982. - 720 с.
  6. Стенограмма речи святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла - Воронеж, 2011.

30.01.2016