Программа "Лабиринт" по формированию положительного образа "Я" у подростков с девиантным поведением

Разделы: Социальная педагогика


Теоретическое обоснование: программа “Лабиринт” для обучающихся “группы риска” 8 - 10-х классов разработана в соответствии с:

1. Декларацией прав ребенка.

2. Федеральным законом  № 120 от 24.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. Федеральным законом № 124 от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

5. Приказом управления образования администрации города Белгорода от 21.03.2013 г. № 653 “Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 - 2020 годы”

Актуальность программы: подростковый возраст является труднейшим периодом в жизни человека, так как несет в себе значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости и “Я - концепция”, появляется рефлексия. В рамках деятельностного подхода Л.С. Выготского подростковый возраст связан с обучением в зоне ближайшего развития. Согласно его взглядам, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п).

2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни. Подросток хорошо знает свои способности и таланты, но применить в жизнь, реализовать себя еще не может, так как для этого нужны знания и реальное понимание своих возможностей.

Глубокие психологические проблемы, возникающие у подростков в процессе созревания, развития нередко переступают критическую черту, за которой кризис взросления может стать причиной различных форм отклоняющего поведения, личностных нарушений и превратиться в экстремальную ситуацию.

Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).

Л С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л.П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Современные подростки, реализуя “поведение инициируемых” (переходный период во взрослость), не получают подтверждения нового статуса взрослого человека и не проживают процедуру обряда. В связи с этим у них нет оснований для прекращения экспериментального поведения. Кроме того, неосознанность целей и причин такого поведения его субъектом приводит при отсутствии управляющего содействия, к выбору общественно опасных форм поведения. Испытать свою силу, ловкость, храбрость, сообразительность, выносливость можно в спортивных состязаниях, конкурсах, в походах и др. А можно - в попытке ограбить прохожего (тоже нужна сила, ловкость, храбрость, сообразительность). От подростка обычно скрыт подлинный смысл его поведения, а взрослые не содействуют раскрытию смысла, ограничиваясь запрещением или порицанием этого поведения.

В результате формирование поведения подростка оказывается весьма проблематичным, а затруднения с формированием поведения неизбежно влекут за собой препятствия к развитию личности.

Под девиантным поведением понимается “система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением” (В.Д. Менделевич, 2001).

Коррекционная программа “Лабиринт” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации подростков. Занятия разработаны таким образом, что по мере их проведения подросток проходит “лабиринт” по своей личности. Специалисты помогают найти выход, как бы провести обряд инициации. На последнем занятии подростку выдается медаль взрослости.

В результате реализации данной программы подростки знакомятся с положительным образом “Я” через познание своих личностных особенностей, нормами и правилами поведения в современном обществе.

Новизна программы состоит в совместной работе социального педагога и педагога - психолога.

Цель программы: формирование у подростков с девиантным поведением положительного образа “Я”.

Задачи программы:

  • Создание условий для личностного роста подростков с девиантным поведением, формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир, ориентация в нем и выработки собственных формул позитивного мышления.
  • Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, для развития способности безоценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
  • Способствовать осознанию своих личных социальных ролей в обществе, жизненной перспективы, цели и способов их достижения.

Категория участников: программа рассчитана для подростков 14–16 лет.

Состав группы: оптимальная численность 5-10 человек.

Место проведения: класс

Форма проведения: групповые занятия.

Рекомендуемая частота занятий: один раз в неделю.

Коррекционная программа рассчитана на 7 занятий. Занятия разработаны с учетом ФГОС. В ходе занятий реализована дидактическая модель “учитель - ученик”, выстраиваемая по законам управления, которые определяют “успех того, кто управляет, через успешность того, кем управляют”. В этом случае подросток становиться истинным целеобразующим субъектом, не только как носитель конечного результата, но и как носитель индивидуальности, определяющей качество взаимодействия.

Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Вводная часть (разминка).

2. Основная часть (рабочая).

3. Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени, чаще всего, уделено собственно работе. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно разминочное упражнение.

Методы: визуализация, ролевая игра, обсуждения, метод словесного изложения, метод демонстрации, беседа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии, метод взаимного оценивания.

Так, в ходе групповой дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии: коммуникатора, генератора идей, эрудита и т.д. В процессе такой активной работы приобретается целый ряд групповых коммуникативных навыков.

В ролевой игре упор делается на межличностное взаимодействие. Высокая обучающая ценность ролевой игры признается многими психологами. В игре участники “проигрывают” роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает игроков от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, дает простор для творчества. Следующий за игрой тщательный психологический анализ, осуществляемый группой совместно с тренером, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в ролевой игре и скорректированные группой, становятся достоянием личности и с успехом переносятся в реальную жизнь.

Психогимнастика включает разнообразные упражнения, направленные на формирование комфортной групповой атмосферы, изменение состояния участников группы, а также на тренировку различных коммуникативных свойств, в первую очередь на повышение чувствительности в восприятии окружающего мира для способности человека понимать других людей.

В ходе проведения занятий специалисты создают условия для успешного прохождения подростками “Лабиринта” самопознания.

По завершению занятий подросток получает “Медаль”, удостоверяющую о сформированности положительного “Я”.

Комплексная программа, включает:

  • предварительную групповую или индивидуальную диагностику личностных особенностей, жизненной ориентации и профессиональных предпочтений подростка по следующим методикам:
  • проработку личностных проблем подростка, развитие его регуляторных возможностей и выстраивание общего жизненного плана, включающего индивидуальные, семейные и профессиональные области;
  • развитие интереса обучающихся к проблеме выбора жизненного пути.

Диагностика проводится по следующим методикам:

  1. Методика диагностики уровня тревожности (автор Р.Кондаш, модификация А.Прихожан);
  2. Тест Вагнера “Руки”;
  3. Нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А. Будаси);
  4. Опросник Шмишека "Что вы знаете о себе";
  5. Активизирующая профориентационная методика Пряжникова.
  6. Тематическое планирование (Приложение 1).