Методическая разработка для учителей по правовой культуре "Подростки и полиция". 4–5-й классы

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника


Цель. Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у детей, навыков правомерного поведения.

Задачи.

  • Обучать основам юридических знаний
  • Формировать умение анализировать правовые ситуации
  • Развивать интерес к обществознанию
  • Определять, как необходимо себя вести во время задержания
  • Определять, как необходимо вести себя после задержания

Чтобы урок был понятен детям, необходимо его поделить на две части.

Часть 1. Юридические документы.

Первая часть познакомит детей с юридическими документами, в которых закреплены права человека при его задержании сотрудниками правоохранительных органов, а также правила самого задержания несовершеннолетних.

– Для начала вспомним, кто такие несовершеннолетние?

Несовершеннолетние – это все, кому не исполнилось восемнадцати лет.

– Рекомендуемые вопросы:
Сталкивались ли вы с ситуацией задержания? Когда?
Знаете ли вы, как нужно правильно поступать в такой ситуации?
– чтобы правильно вести себя в момент задержания и после него, несовершеннолетним необходимо знать, какие документы регламентируют правила задержания.
Какие же это документы?
– Существует Всеобщая декларация прав человека, 9 статья этого документа гласит:

Никто не может быть подвергнут незаконному задержанию, аресту или изгнанию.

– Кроме всеобщей декларации прав человека есть еще один международный документ, который называется «Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966г.» его действия распространяются на все государства, которые его ратифицировали. В нем говорится:

Статья 9.
  • Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не может быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
  • Каждому арестованному сообщаются при аресте, причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.

Конституция Российской Федерации

Статья 49

Прежде чем признать человека виновным в преступлении и назначить ему наказание, следует доказать, что именно им совершено это преступление.

Еще не менее важный документ, который имеет грозное название: Уголовно – процессуальный кодекс РФ. Он самым подробным образом дает перечень оснований задержания.

Статья 91

Основания задержания лица по подозрению в совершении преступления

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.< /p>

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если  это лицо покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

Эти документы содержат в себе порядок задержания.

Часть 2. Как себя вести?

Мы рассмотрели документы, и теперь знаем правила задержания. Но эти документы не дают знаний, которые помогут подросткам определить, как необходимо вести себя во время задержания. Для того, чтобы подростки могли определить как себя вести во время задержания и после задержания, следует рассмотреть казус. Чтобы ситуация была понятней, казус разделен на две части.

1 часть казуса: «Господин полицейский, вы не имеете права!»

12-летние Андрей и Саша сидели у своего подъезда и вели разговор о краже, которую кто-то совершил на прошлой неделе в соседнем доме. Это услышали проходившие сотрудники полиции и решили проверить ребят. Они подошли к подросткам, не представились и стали задавать вопросы. Ребята отвечали грубо. Поэтому полицейские решили Андрея и Сашу отвести в отделение полиции и продолжить выяснение. Но ребята стали сопротивляться. Тогда сотрудники надели на ребят наручники и отвели в ОВД.

Важное, что должны знать дети?

Если к подросткам подошли сотрудники полиции:

– не грубите сотрудникам полиции;
– на вопросы отвечайте спокойно;
– если сотрудники хотят продолжить разговор в отделении, не нужно сопротивляться, так как это действительно может нужно для выяснения личности.

Что касается сотрудников полиции, то:

– сотрудники полиции должны представиться;
– показать удостоверение личности;
– дать время для того, чтобы задержанные ими могли  записать их Ф.И.О., орган, где они состоят на службе  и т.д.

2 часть казуса:  «Господин полицейский, вы не имеете права!»

ИВС – изолятор временного содержания – предназначен для содержания под  стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В ОВД Андрея и Сашу водворили в ИВС. В изоляторе Андрей стал вести себя вызывающе, угрожал сотрудникам высокопоставленными родителями. Саша же вел себя спокойно, не принося каких либо беспокойств сотрудникам полиции. Дежурный лишь успокаивал ребят.

Если подростки доставлены в ОВД:

– нужно дать сотрудникам полиции свои данные для того, чтобы они позвонили родителям, законным представителям;
– в помещении не следует кричать и вести себя вызывающе.

Сотрудники полиции:

– должны спросить у вас все данные, чтобы оповестить родителей, законных представителей.
– Если же сотрудники полиции совершили какие то нарушения,  родители могут  обратиться в прокуратуру, написав  заявление.
– Родители могут обратиться к начальнику ОВД, где произошел инцидент.

Сотрудники полиции, которые нарушили закон, в отношении несовершеннолетних, ждет наказание по статье 301 Уголовного кодекса РФ

Статья 301 УК РФ
«Незаконное задержание или заключение под стражу»
1. Заведомо незаконное задержание – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
3.  Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Что такое задержание? Каковы цели задержания?
Задержание производится в целях:
– пресечь преступную деятельность;
– предупреждения побега преступника;
– обнаружения доказательств;
– пресечь попытку преступника препятствовать установлению объективной истины по уголовному делу.
Также необходимо знать подросткам, что существует два вида задержания – административное и уголовно-процессуальное задержание.
Кодекс об административной ответственности дает следующее понятие:

Статья 27.3
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Прокурор вправе вынести постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержании которое подлежит немедленному исполнению

Административное задержание сотрудники полиции могут производить в следующих случаях:

  • при совершении мелкого хулиганства
  • нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; создании объединений, деятельность которых запрещена, и активном участии в них;
  • нарушении требований, установленных в условиях чрезвычайного положения; злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работников полиции; лиц выполняющих служебные обязанности или общественный долг по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью; незаконной продажи товаров и иных предметов; распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; нарушении Правил дорожного движения, правил охоты.

Сроки административного задержания иные, чем сроки уголовно- процессуального задержания.
Административное задержание лица не должно превышать трех часов. В исключительных случаях, если у человека нет определенного места жительства или в связи с особой необходимостью могут быть установлены  иные сроки административного задержания – до тридцати суток с содержанием в приемниках-распределителях, а в случае их отсутствия – в изоляторе временного содержания сроком до десяти суток. Но продление  сроков задержания должно производится только с особого разрешения прокурора. Это разрешение называется  санкцией.  Без санкции прокурора сотрудники полиции не имеют права продлевать сроки, а те сотрудники которые нарушили данное положение, несут ответственность.
Но не важно, какому задержанию подвергнут человек – административному или уголовно-процессуальному, важно то, что поведение человека должно оставаться таким, о каком мы говорили ранее.

Рекомендуемые задания для рефлексии:

1) Предлагаем прокомментировать, соответствуют или не соответствуют принципам демократии, следующие вымышленные ситуации и почему:

  • После задержания гражданина ему был предоставлен адвокат, хотя он не мог оплатить его услуги.
  • Парламент принял закон о том, что правоохранительные органы не могут задерживать членов религиозной организации по подозрению в совершении преступлений, так как она участвует в развитии государственной программы по развитию религиозного образования в государстве.
  • Когда выяснилось, что один из задержанных является сыном высокопоставленного лица, то сотрудники милиции отпустили его, а другого задержанного водворили в ИВС.

2) Заполнить таблицу:

Как должны вести себя подростки:

Если к вам подошли сотрудники полиции

Если вы доставлены в ОВД

Если вас водворили в ИВС

 

 

 

Используемая литература:

  1. Кодекс об административных правонарушениях (КоАп РФ)
  2. http://vob.su/site/2012-09-11-14-03-27
  3. О.Д.Ким. «Мы и права» пособие для учителей
  4. УКРФ, Конституция РФ
  5. http://csnorilsk.ru/?p=188