Методическая разработка "Использование частушечного творчества в логопедической работе"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование


Проблема автоматизации корригированных звуков остается одной из актуальных проблем развития речи у детей с речевой патологией. Работая на протяжении ряда лет с детьми, страдающими речевыми нарушениями, мы столкнулись с проблемой автоматизации поставленных звуков в стихах, песнях  и ввода их в свободную речь.

Казалось бы, звук поставлен, ребенок умеет его правильно произносить, но, если дело касается выступлений этого малыша  на детских утренниках, в стихах, песнях, корригированный звук или теряется, или произносится искаженно так, как произносился до постановки.  Родители так же бывают часто разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его правильно в речи.

Современные научные разработки таких специалистов в области логопедии, как Т.С. Овчинникова, О.И. Крупенчук, М.Ю. Картушина, О.А. Новиковская и др., привели нас к мысли о применении в логопедической работе наиболее эффективных методов развития речевой моторики и автоматизации поставленных звуков у дошкольников. Одним из таких методов считаем «пропевание текстов», частушек, использование музыки, как сейчас принято говорить, интеграцию образовательных областей художественно-эстетического развития и речевого развития, а именно частушечное творчество.

Следуя рекомендациям Т.С. Овчинниковой по автоматизации звуков в чистоговорках, положенных на музыку, мы пришли к выводу о том, насколько интересны детям живые музыкальные приемы освоения трудных звуков, тренировки их произношения в коротких текстах стихов и песенок.  Практика показала, что у детей с нарушениями речи страдает не только звукопроизношение, но и дыхание, и голосовые модуляции (просодические компоненты: темп, ритм, тембр, логическое ударение, интонационная выразительность речи в целом).  Таким ребятам трудно воспроизводить поставленные звуки в потоке стихов, песен, поэтому в своем большинстве они стараются отмалчиваться или нехотя перебирать своими губами обрывки слов и песенных фраз, теряясь в коллективе своих успевающих сверстников. Чтобы оптимизировать процесс закрепления корригированных звуков и автоматизации их в стихах, песнях, в свободной речи, мы решили применить метод частушечного творчества.

По словам Т.С. Овчинниковой, «мы живем в такое удивительное время, когда образование «накрывает» то одной, то другой «модной» волной». В детских садах все чаще можно услышать о работе различных кружков по развитию танцевальных и певческих способностей. Однако не все дети могут заниматься в этих кружках, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Замечательный Санкт-Петербургский педагог Анна Александровна Симкина многие годы занималась музыкальным воспитанием детей в логопедическом детском саду. Для них она написала такие мелодии песенок, которые мог бы спеть каждый ребенок, не задумываясь о своих вокальных возможностях.

Опираясь на научные исследования и свой опыт, мы тоже решили использовать музыку в логопедической работе, как один из самых влиятельных факторов на мозг и слух ребенка. Мы обратились за помощью к русскому народному фольклору, а именно, к задорной русской частушке и музыкальному инструменту – балалайке.  Частушка имеет ритмико-мелодичную структуру и отражает самые различные  направления в политической и социальной жизни. Этим она и привлекательна для детей дошкольного возраста. Частушки – это короткие рифмованные песенки, в  большинстве своем состоящие из четырех строк, исполняющиеся «полуговорком» в характерной звонкой манере, поэтому  они доступны и интересны для детей с нарушениями речи.

Конечно же, расширяя словарный запас, мы, как правило, в первую очередь даем понятие, раскрываем лексическое значение слова «частушка», знакомим детей с частушечным творчеством их сверстников, объединяем интересы родителей и детей в работе по внедрению частушечного творчества в коррекционно-педагогический процесс. Этому способствует и принятый  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом МИНОБРНАУКИ  РОССИИ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), инновационность  которого заключается в обеспечении позитивной социализации каждого воспитанника дошкольного учреждения. Согласно ФГОС ДО,  «главной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее формирование общей культуры, развитие физических интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок  учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Решая задачи речевого развития, утвержденные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, мы взяли за основу развитие у детей  речевого творчества,  звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. В основу частушечного творчества положили принцип развития языкового чутья, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики. Одним из основных направлений работы по развитию речи детей взяли  направление  по воспитанию любви и интереса к художественному слову.

Цели и задачи логопедической  работы.

Оптимизация процесса коррекции речевых нарушений  у детей  старшего дошкольного возраста, развитие  ритмических способностей, голосовых модуляций, автоматизация поставленных звуков в частушечных четверостишиях   и повышение уровня развития связной речи у дошкольников.  Исходя из этих целей мы наметили задачи:

I  Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к частушке и частушечному творчеству.
  • Развивать  словотворчество, умение подбирать слова-рифмы.
  • Расширять словарный запас и развивать связную речь при разучивании частушек по разным лексическим темам.
  • Развивать фонематические процессы, слуховое внимание, фонематическое восприятие, речевой слух.
  • Закреплять у детей поставленные звуки речи на разных стадиях их автоматизации (изолированно, в слогах, словах и чистоговорках-частушках)

II. Коррекционно-обучающие:

  • Тренировать длительное речевое дыхание, умение повышать и понижать голос при исполнении частушки, осваивать мелодику, темп, ритм, эмоциональность и интонационную  выразительность  речи.
  • Тренировать речевой аппарат  и правильное звукопроизношение при разучивании частушек.
  • Осваивать  ритмичные движения (притопы и полуприседания под частушечный ритм игры на  балалайке).
  • Учить дошкольников придумывать небылицы, сочинять частушки-нескладушки.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к устному народному и песенному творчеству – русской частушке, смелость, коллективность, навыки пения в детском ансамбле.

Методы и приемы.

Цели, задачи и принципы использования в логопедической работе частушечного творчества определяют методы развития речи:

  • наглядные: опосредованное и непосредственное наблюдение за пением частушек детьми и детскими ансамблями (видео с фестивалей и концертов детского творчества, детские праздники и развлечения),
  • словесные: сочинение и заучивание наизусть частушек,
  • практические: пение частушек индивидуально и в ансамбле сверстников.

Основным средством развития речи  у детей через использование частушечного творчества является непосредственное общение взрослого с ребенком, знакомство с игрой на музыкальном инструменте под названием «балалайка».

Основными помощниками для логопеда и детей в освоении частушек являются родители.  Учитель-логопед, владеющий игрой на музыкальном инструменте «балалайка», вместе с родителями определяет степень заинтересованности детей с нарушениями речи в частушечном творчестве. Как правило, увидев новый музыкальный инструмент, все дети с удовольствием слушают его игру и «музыкальные загадки».

Использовать балалаечный  простой ритм частушек можно как на фронтальных логопедических занятиях, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Возьмем тему «Звук Л».  Какое множество приемов частушечного творчества поможет малышам закрепить и автоматизировать этот звук! Начнем с постановки изолированного звука Л.   Артикуляционная гимнастика под частушечный простой ритм балалайки проводится намного интересней и веселей  (упр. «Качели», «Гармошка», «Барабан», «Часики», «Змейка», «Почистим зубки» и др.). Дети с удовольствием «играют» (двигают) языками, губами под мелодию частушечного ритма. И вот, когда мышцы языка укрепились, а язычок «подружился» с зубами, сформировался речевой выдох, звук Л поставлен. Наступает стадия автоматизации звука Л сначала в слогах. Опять на помощь приходит балалайка.  Дети распевают под балалайку прямые слоги со звуком Л, ритмично делая ударение правой рукой на третьем слоге, с большим удовольствием имитируя кистью (подражая) игру на балалайке:
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА         ЛО-ЛО-ЛО-ЛО               ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ          ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА         ЛО-ЛО-ЛО-ЛО               ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ          ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА         ЛО-ЛО-ЛО-ЛО               ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ          ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛА.                ЛО-ЛО-ЛО                     ЛУ-ЛУ-ЛУ                 ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
Точно также поют под балалайку и имитируют игру на балалайке с распевом обратных слогов под частушечный лад:
АЛ-АЛ-АЛ-АЛ         ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ            УЛ-УЛ-УЛ-УЛ       ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛ-АЛ         ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ            УЛ-УЛ-УЛ-УЛ       ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛ-АЛ         ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ            УЛ-УЛ-УЛ-УЛ       ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛ                ОЛ-ОЛ-ОЛ                   УЛ-УЛ-УЛ              ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ
А также можно предложить ребенку потренироваться распевать под балалайку с имитацией звука Л в смежных слогах:
АЛА-АЛА              ОЛО-ОЛО                       УЛУ-УЛУ          ЫЛЫ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА              ОЛО-ОЛО                       УЛУ-УЛУ          ЫЛЫ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА              ОЛО-ОЛО                       УЛУ-УЛУ          ЫЛЫ-ЫЛЫ
АЛА-ЛА                 ОЛО-ЛО                          УЛУ-ЛУ            ЫЛЫ-ЛЫ
Автоматизация звука Л в словах с пением  под балалайку и имитацией не составит труда, если отработаны частушечные ритмы разных слогов. Ребенок с удовольствием и весело пропевает слоги и слова на звук Л.

ЛА-ЛА-ЛАМА           ЛО-ЛО-ЛОЖКА           ЛУ-ЛУ-ЛУША      ЛЫ-ЛЫ-ЛЫЖИ
ЛА-ЛА-ЛАПА            ЛО-ЛО-ЛОШАДЬ         ЛУ-ЛУ-ЛУЖА       ЛЫ-ЛЫ-ЛЫЖНИК
ЛА-ЛА-ЛАМПА        ЛО-ЛО-ЛОКОТЬ          ЛУ-ЛУ-ЛУПА       ЛЫ-ЛЫ-ЛЫКО
ЛА-ЛА-ЛАК               ЛО-ЛО-ЛОМ                ЛУ-ЛУ-ЛУК           ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

Применяя на каждом индивидуальном логопедическом занятии игру частушечного ритма на балалайке, логопед тем самым создает мотивацию речевой деятельности. Такие игровые приемы, как «Загадки балалайки», «Слушай внимательно – повторяй старательно», «Хитрая балалайка», «Балалайка – волшебница», «Угадай любимый звук балалайки», «Спой ласково», «Сердитая балалайка», «Подскажи балалайке словечко» и др. повышают уровень развития слухового и речевого внимания, совершенствуют речевой слух, фонематическое восприятии, тренируют длительное речевое дыхание, воспитывают интонационную выразительность речи.

После автоматизации звука Л в слогах и словах, можно предложить ребенку спеть на частушечный мотив чистоговорки и стихи, разученные дома с родителями по заданию логопеда. Например,
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЗИМА СНЕЖНАЯ ПРИШЛА.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, МНОГО СНЕГА НАМЕЛА.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ПОДМЕТУ Я САМ ПОЛЫ.
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛУ-ЛУ-ЛУ, ВЕНИК МОЙ СТОИТ В УГЛУ.

ОЛ-ОЛ-ОЛ-ОЛ. ОЛ-ОЛ-ОЛ, МЫ КУПИЛИ НОВЫЙ СТОЛ,
УЛ-УЛ-УЛ-УЛ, УЛ-УЛ-УЛ, МЫ КУПИЛИ НОВЫЙ СТУЛ.

Мама мыла Милу с мылом,                              Все бело, бело, бело,
Миле в глаз попало мыло.                                Много снега намело.
Мама мыла Милу с мылом,                              Вот веселые деньки!
Мыться Мила не любила.                                 Все на лыжи, на коньки!

В логопедии существует система освоения звуков речи детьми-логопатами: сначала осваивается произношение гласных звуков, затем тренируется произношение слогов с «трудными» согласными (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р)  и, наконец, поставленные звуки дифференцируются.  Именно в таком порядке мы и предлагаем использовать частушечное творчество, которое начинается с простейших «распевок» гласных под балалайку и заканчивается сложными по содержанию стишками-частушками. Вы скажете, что не все логопеды владеют таким музыкальным инструментом, как наша балалайка. И с этим следует согласиться. Но большинству учителей-логопедов, да и всему русскому народу знакомы и близки песенки-частушки. Их можно использовать на занятиях под имитацию и напев вместе с детьми, как прием автоматизации и тренировки произношения «трудных» звуков, не говоря уже о привлечении гармошек или «подыгрывании» на бубнах, маракасах и др. музыкально-ритмичных инструментах.

Работая с детьми над словотворчеством, мы знакомим детей с понятием «рифма», со словами, близкими по звучанию, но различными по своему значению (паронимами). Для этого используем игровые приемы: «Мы – поэты», «Балалайка – незнайка», «Подскажите слово», «Балалайка – растеряша»;  проводим конкурсы «Сочиняем частушки вместе с родителями»  (на лексические темы)  и др.

Организация и работа кружка «Логоритмика» по частушечному направлению, использование сюрпризных моментов внесения на занятия Балалайки, выступления детей-логопатов на праздниках и фестивалях дают свои положительные результаты активизации речи и пения детей вместе с развитием мелкой и общей моторики. Дети с удовольствием притопывают, приседают и хлопают в ладоши под веселый задорный ритм частушек, подыгрывают на музыкальных инструментах «Хозяйке-Балалайке».

Таким образом, с помощью частушечного творчества решаются многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, в том числе формируются патриотические чувства к  русским традициям, русскому словесно-музыкальному фольклору. Ребята становятся открытыми, смелыми, творческими личностями, готовыми к школьной деятельности. А родители и педагоги не перестают удивляться успехам и скрытым талантам своих воспитанников.

Желаем всем творческих успехов и эффективной помощи в развитии речи у детей дошкольного возраста!

Литература:

  1. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР.  Под ред. Л.В. Лопатиной, С-Петербург, 2014 г
  2. Т.С. Овчинникова Логопедические распевки. КАРО, Санкт Петербург, 2009 г.
  3. Т.С. Овчинникова, А.А. Симкина Музыка, движение, воспитание, КАРО, Санкт-Петербург, 2011 г.
  4. Т.С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. СПБ, КАРО, 2008 г.
  5. М.Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет, ТЦ СФЕРА, Москва, 2008 г.

Приложение 1