Правила поведения при угрозе террористического акта

Разделы: ОБЖ


Цель занятия: разъяснить учащимся сущность реальных террористических угроз и порядок действий при угрозе террористического акта.

Метод: рассказ-беседа.

Литература и материальное обеспечение:

  • «Энциклопедия безопасного поведения в современном мегаполисе» М., 2010г.,
  • Антитеррор: практика для горожанина. М.: Европа, 2005г;
  • Юношев А.Т. «Угроза теракта. Как защитить себя и своих близких» Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г.;
  • Томпсон Л. «Антитеррор: руководство по освобождению заложников» М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005г.;
  • Черницкий А.М. «Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений» М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2003г.;
  • интернет-ресурсы;
  • план занятия; мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.

Учебные вопросы:

  1. Террористические акты и способы их проведения.
  2. Кровавые следы терроризма в России
  3. Правила поведения при угрозе террористического акта

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительная часть: 5 мин.

  • Проверяю наличие учащихся, их готовность к занятиям.
  • Довожу до учащихся тему занятия, ее цель, учебные вопросы.

2. Основная часть: 35 мин.

Довожу до учащихся и разъясняю основное содержание темы занятия.

Вопрос №1

Террористический акт (сокращённо теракт) — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Точное определение террористическому акту дано в Уголовном кодексе РФ.

Способы проведения террористических актов:

  1. Взрывы в местах массового пребывания людей
  2. Убийства с применением холодного и огнестрельного оружия, ядов
  3. Поджоги
  4. Применение или угроза применения радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, отравляющих веществ
  5. Похищение людей, захват заложников
  6. Создание условий для аварий и катастроф
  7. Шантаж, распространение угроз
  8. Отравление продуктов источников воды
  9. Информационно-психологическое воздействие(распространение слухов)

Вопрос №2

Дата теракта

Вид террористического акта

Число погибших

14 июля 1995г.

Захват заложников в больнице г. Буденовска, Ставропольский край

129

8 сентября 1999г.

Взрыв жилого дома на ул. Гурьянова, г. Москва

94

13 сентября 1999г.

Взрыв жилого дома на Каширском шоссе, г. Москва

119

16 сентября 1999г.

Взрыв жилого дома в г. Волгодонске

19

24 марта 2001 г.

Взрыв у входа на центральный рынок г. Минеральные воды

21

9 мая 2002г.

Взрыв на площади г. Каспийска (Дагестан) при прохождении праздничной колонны

45

23 октября 2002 г.

Захват заложников в Театральном центре на Дубровке,
г. Москва

129

27 декабря 2002 г.

Взрыв здания правительства Чеченской Республики
(г. Грозный)

72

12 мая 2003г.

Взрыв автомобиля у здания Управления ФСБ Надтеречного района (Чеченская Республика)

60

1 августа 2003 г.

Взрыв здания Моздокского госпиталя (Сев. Осетия)

50

5 декабря 2003 г.

Взрыв вагона пригородного электропоезда Кисловодск — Минеральные Воды

44

6 февраля 2004 г.

Взрыв в Московском метрополитене у ст. Павелецкая

42

24  августа 2004 г.

Взрывы в воздухе террористами-смертниками двух пассажирских самолетов Ту-134 и Ту-154

90

1 сентября 2004 г.

Захват террористами школы №1 в Беслане, Северная Осетия

350

17 августа 2009 г.

Взрыв в г. Назрани (Ингушетия)

25

27 ноября 2009 г.

Взрыв поезда «Невский экспресс»

28

29 марта 2009 г.

Взрывы на ст. «Лубянка» и «Парк культуры» Московского метрополитена

40

31 октября 2015 г.

Взрыв Российского «Аэробуса» над Синаем

224

Практика применения терактов в России показывает, что это не временное явление. Без серьезной работы над этой проблемой всех без исключения структур государства и общества избавиться от этой угрозы не представляется возможным.

Вопрос №3

Правила поведения при угрозе террористического акта.

a) При угрозе взрыва:

  • немедленнопокинуть опасную зону (вокзал, аэропорт, торговый центр);
  • отойти от стеклянных витрин, опор и линий электропередач;
  • занять ближайшее укрытие (подъезд дома, угол здания, каменный забор), лечь на землю, защитив голову и лицо руками;
  • при неожиданном взрыве –  упасть на землю, закрыть голову руками;
  • не спешить подниматься после взрыва — за первым взрывом может последовать второй.

б) Следует насторожиться, если обнаружены признаки   установки взрывного устройства:

  • проволока или леска, натянутая поперек движения;
  • коробка, пакет, банка с торчащими проводами;
  • изолирующая лента и провода, свисающие из под машины;
  • тиканье часового механизма, мигание лампочек в незнакомых подозрительных предметах;
  • наличие необычного для данного места запаха.

в) При обнаружении подозрительного предмета:

  • нельзя дотрагиваться до этого предмета, вскрывать его, передвигать;
  • нельзя пользоваться светоизлучающими устройствами;
  • зафиксировать время обнаружения подозрительного предмета, сообщить об этом по телефону 02;
  • принять меры по ограничению доступа людей к опасной находке;
  • организовать охрану опасного предмета до прибытия работников спецслужб.

г)  При неожиданном взрыве:

  • падайте на землю, даже в грязь, накройте голову руками, если находитесь на улице, на пол — если находитесь в помещении;
  • не торопитесь подниматься, так как за первым взрывом может последовать второй.

Внимание! 112 или 119 — телефоны экстренного вызова службы спасения с любого мобильного телефона даже с неработающей SIM картой.

3. Заключительная часть: 5 мин.

  • Подвожу итог занятий, отмечаю лучших.
  • Даю задание для самостоятельной работы по данной теме (правила поведения при проведении операции по освобождению заложников)