Играя, творить жизнь

Разделы: Общепедагогические технологии


Физическая культура и спорт являются серьезными и действенными факторами формирование социальной активности, укрепления здоровья, повышение физической подготовленности детей. Основное средство физического воспитания – физические упражнения. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подвижные игры успешно помогают решать многие задачи их всестороннего развития. Играя, школьники непринужденно и свободно овладевают новыми сложными видами движений, становятся более ловкими и сообразительными.
Главное назначение подвижной игры на занятиях – достичь наибольшей двигательной активности и эмоционального  подъема детей на протяжении всего занятия физической культурой. Необходимость соблюдения игровых правил помогают развитию мысленных способностей ребёнка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно.
Общеизвестно, что игра – способ, форма проявления жизнедеятельности ребенка. Нормальные дети не живут без игры. Эта особенность детства, по словам Л. Н. Толстого, состоит в «силе веры». Это – способность преображать окружающий мир энергией своей фантазии и выдумки, очеловечивать неодушевлённое. И тогда благодаря детскому воображению обыкновенная палочка или стул оказываются паровозом, самолётом, конём и т. д. Каждый ребёнок неповторим и сам творит игру. Но его фантазия – непременное условие существования других игр, передающихся из поколения в поколение, от одних детей к другим. Они разыгрываются по традиционному сценарию, в определённой последовательности. Такие игры, подобно обрядовому действу, от которого они нередко берут своё начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора: считалки, приговорки, песенки, элементы хореографии (танец, хоровод) и, наконец, то что мы называем физической культурой. Заключая в себе огромные эстетические  свойства, формирую художественный  вкус, эти игры вместе с теми приучают детей к дисциплине, организованности, потому что всё в них происходит по закону равного и справедливого участия играющих.
Историк и фольклорист XVIII века Г.И. Куликовский эти два начала (эстетическое и нравственное) объединил словом «переживания», которые  непременно содержат игры, имеющие, по его словам, большое значение «для истории человеческой культуры» и «вообще культуры человека». Не меньшую роль отводит он и физическому развитию детей в игре и делает вывод: «Воспитателю остаётся только подбирать игры, развивающие ребёнка».
Мотивы  выполнения активных действий детей на занятиях физической культуры разнообразны. Преобладает обычно мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Образное название упражнений помогает им качественнее выполнить любое движение. Например, ребёнок идёт твёрдым шагом – «Волк идёт», с гордой осанкой – «Лиса – всему краса».
С  уверенностью можно утверждать, что театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомических  упражнений, инсценировок и игр-драматизаций особенно нравятся детям. Имитация отличается эмоциональной насыщенность. В ней более образно представляется определённая сторона движения: легко, бесшумно «спрыгивают птички с веток»; вперевалочку, широко расставляя  ноги, идёт «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая  ноги, шагает «петушок – золотой гребешок». В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц. Так, например, очень полезны инсценировки русских народов сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и др.
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия лёгкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой позволяют целенаправленно  воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Двигательные возможности младших школьников с ЗПР обусловлены специфическими морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма функции различных органов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функции. По возможности нивелировать отрицательные явления гетерохронности  развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Различные физические упражнения в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся.
Быстрого как  двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнении движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Быстрота движения в первую  очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжения и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах , а в продолжительной работе от выносливости человека.
В ходе исследования на базе ОГ  СКОУ «Харабалинская СКОШИ  VIII вида» работали над проблемой влияния подвижных игр на развитие скоростных способностей. На этапе контрольного эксперимента измерили простую двигательную реакцию с помощью линейки (тест «Падающая линейка»). Тестирование показала, что более 60% учащихся обладают низким уровнем быстроты реакции, что позволило определить содержание формирующего эксперимента.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро, для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути. Один из них – использование различных подвижных игр на этапе психолого – педагогической поддержке школьников с ЗПР. В процессе урока физической культуры, подвижных перемен, часа здоровья использовали разнообразные игры: «Займи место», «Ловишки», « Собери камешки», «Лисичка и курочки», «Угадай и догони», «Волки во рву», «Совушка», «Лохматый пёс» и др. Многие игры предлагали свои народные игры, которые мы с удовольствие разучивали. Этап контрольного эксперимента показал, что некоторые ребята приобрели несколько более высокий уровень простой двигательной реакции. Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение на практическом уровне.
Гипокинезия детей приводит к ослаблению функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, нарушению нервных процессов. Дети с проявлениями гипокинезии отстают от сверстников в физическом развитии, а также в количественном и качественном совершенствовании психомоторных навыков и качеств. Особенно это относится к детям – жителям больших городов, детям, занимающимся в специальных школах, у которых психические нагрузки преобладают над физическими. Ещё более неблагоприятно сказывается малоподвижный образ жизни на детях, больных или ослабленных перенесенными заболеваниями , в значительной мере усугубляя уже имеющиеся у них функциональные изменения организма.
Большинство ослабленных детей при организации разумной тренировки под врачебным контролем по состоянию физической активности могут догнать своих здоровых сверстников. В этом отношении трудно переоценить значения таких детей.
Подвижные игры способствуют формированию у детей жизненно важных качеств: инициативы, быстроты реакции, координации движений, ловкости и т.д. Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, благоприятствуют всестороннему гармоническому развитию детей : физическому и умственному, воспитанию морально – волевых качеств и прикладных навыков, координации движений, ловкости, меткости,  развитию чувства коллективизма, дисциплинированности и других важных качеств.
П. Ф. Лесгафт (1952) подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики) всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участников. Одно представление о предстоящей игре способно вызвать у ребёнка положительные эмоции. Эта особенность игры важна и сама по себе, так как восполняет дефицит положительных эмоций, отвлекает ребёнка от «ухода в болезнь, от ухода в себя». Но не менее ценно и такое качество, как инициатива, проявляемая в игре.
В настоящее время в России количество школьников с отклонениями в состоянии здоровья не уменьшается, а постоянно возрастает. В это число попадает большая группа детей с задержкой психического развития.
Количество детей данной категории за последние десятилетия значительно увеличилось.  Эта проблема приобрела особую остроту не только в нашей стране, но и за рубежом  (Н. В. Бабкина, Т.А. Власова,  Н.И. Никашина, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, и др.)   Для  детей с задержкой психического развития двигательная активность в ходе подвижных игр  может стать мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций (А.А. Дмитриев, Е.М. Мастюкова, В.М. Мозговой и др.). Следовательно, разработка теоретических основ изучения двигательных возможностей школьников 1–4 классов с задержкой психического развития и пути совершенствования может быть одним из приоритетных направлений физического воспитания.