Методическая разработка урока «Русско-японская война 1904–1905 гг.» (театр военных действий о.Сахалин и курильские острова)

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Создание методической разработки обусловлено тем, что события русско-японской войны на территории современной Сахалинской области совершенно не представлены в российских учебниках, название о. Сахалин упоминается только в связи с подписанием Портсмутского мирного договора.

Региональный подход к содержанию образования в Сахалинской области предполагает включение в содержание материал, свидетельствующий о взаимодействии Сахалина и Курил с сопредельными территориями и народами АТР. Изучение родного края идёт постепенным погружением в содержание разделов “история”, “география”, “биология”, “филология”, “художественная культура”.

“Краеведение” входит в образовательную область “Обществознание” вариативной части Регионального базисного учебного плана и обязателен для изучения на территории Сахалинской области. Общий объём времени 35 час. В год 7 час на каждый из 5 модулей программы.

Поэтому рабочая учебная программа по краеведению для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по краеведению, Регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования в Сахалинской области, утверждённого приказом от 12.09.2005г. № 528-ОД. Содержание предмета по каждому классу раскрывает исторические, географические, политические, социально-экономические, культурные особенности изучаемого региона.

Историческое краеведение – составная часть интегративного учебного курса “Краеведение”. НРК закладывает основу гуманитарных знаний о своеобразии исторического пути родного края. Первые уроки в сентябре формируют особую мотивацию изучения региональной истории в связи с памятной датой освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов в годы Великой Отечественной войны и российско-японских отношений в современном мире.

Цель освоения НРК исторического образования: воспитание патриотизма, сохранение преемственности исторического опыта поколений, обеспечение успешной социализации и интеграции личности в социокультурную среду региона.

Задачи раздела:

  • организовать процесс образования и воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;
  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов и их взаимодействии с народами сопредельных территорий с древнейших времён до наших дней;
  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;
  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности

Содержание программы модуля “Историческое краеведение” (7 час)

Сахалин и Курилы в XX – XXI вв.

Изменения на карте мира на рубеже XIX – XX вв. (1 час). Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Японский десант на Сахалин и Камчатку. Судьба крейсера “Новик”. Портсмутский мир и его значение для России и стран АТР. Ликвидация каторги. Влияние итогов войны на экономику региона. Японская колонизация Курил.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: семинарское занятие.

Вид учебной деятельности: подведение итогов поисковой деятельности по определённой теме.

Результат урока: создание презентации, кейс материалов по событиям русско-японской войны 1904–1905 гг. (театр военных действий о. Сахалин и Курильские острова).

Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся 9 класса на семинарском занятии по изучению материалов событий русско-японской войны на территории современной Сахалинской области, создание продукта поисковой деятельности учащихся

Задачи урока:

  • организовать процесс образования и воспитания, отвечающий потребностям личности, территориального сообщества и государства в целом;
  • обеспечить усвоение учащимися базовых знаний об историческом пути народов Сахалина, Курильских островов и их взаимодействии с народами сопредельных территорий;
  • сформировать уважительное отношение к истории Сахалина и Курил;
  • способствовать воспитанию гражданственности, российской идентичности, толерантности

Технологическая карта урока
(поиск материала обычно занимает неделю, над продуктом трудятся наиболее заинтересовавшиеся девятиклассники))

Действия учителя Действия учащихся
Формирование групп учащихся (обычно 4 группы)

Индивидуальная деятельность учащихся

Добровольно или по фишкам создают группы, выбирают руководителей групп.
Определяю задания для поисковой деятельности:

События русско-японской войны на Курильских островах, юге о. Сахалин.

События русско-японской войны на севере о. Сахалин

Память о событиях русско-японской войны сейчас.

Портсмутский мирный договор, мелодии того времени

Учащиеся планируют свою деятельность, осуществляют поисковую работу, оформляют материалы, готовят выступления.
Предлагаю источники, ссылки для поисковой деятельности Василевский А. А. Сахалин и Курильские острова. История с древнейших времён и до образования Сахалинской области. 1 том – Южно-Сахалинск: издательство “Рубеж”, 2012. – 320 с.

http://www.encsakhalin.ru/ - Энциклопедия Сахалинской области

http://virtual-ostrov.ru/ - Виртуальный остров

http://sakhalinmuseum.ru/ - Сахалинский областной краеведческий музей

http://www.libsakh.ru/ - Сахалинская областная универсальная научная библиотека

http://karafuto.bambizo.ru/index.php - Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина

План семинарское занятие

События русско-японской войны на Курильских островах, юге о. Сахалин.

События русско-японской войны на севере о. Сахалин

Память о событиях русско-японской войны сейчас.

Портсмутский мирный договор, мелодии того времени

Выступления учащихся следуют по плану предложенных поисковых действий.
Рефлексия Оценки учащихся своей деятельности и степени удовлетворённости поисковой деятельности и результатом своего труда
Оценивание работы учащихся учителем  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Василевский, А.А., Высоков, М.С. Сахалин и Курильские острова. История с древнейших времён и до образования Сахалинской области. 1 том – Южно-Сахалинск: издательство “Рубеж”, 2012. – 320 с.
  2. Василевский, А.А., Высоков, М.С. История Сахалинской области. – Южно-Сахалинск: издательство “СахГУ”, 1995. – 220 с.
  3. http://www.encsakhalin.ru/ - Энциклопедия Сахалинской области
  4. http://virtual-ostrov.ru/ - Виртуальный остров
  5. http://sakhalinmuseum.ru/ - Сахалинский областной краеведческий музей
  6. http://www.libsakh.ru/ - Сахалинская областная универсальная научная библиотека
  7. http://karafuto.bambizo.ru/index.php - Карафуто - черно-белый след в истории Сахалина

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Источник: Василевский, А. А., Высоков М. С. Сахалин и Курильские острова. История с древнейших времён и до образования Сахалинской области. 1 том – Южно-Сахалинск: издательство “Рубеж”, 2012. – 320 с.

В начале ХХ века русско-японское соперничество привело к русско-японской войне. Исход русско-японской войны 1904 – 195 годов решался у стен Порт-Артура, полях Маньчжурии, Цусимском проливе, но в значительной степени зависел от итогов военных действий на Курилах и о. Сахалин.

Курильские острова находились за многие сотни километров от главного театра военных действий. Но летом 1904 года они сыграли роль плацдарма первого в мире японского вторжения на российскую территорию. Инициатором этого предприятия стал отставной флотский лейтенант Гундзи Сагэтада. В 1892 – 1893 годах он организовал Патриотическое общество, главной целью которого было освоение северных Курильских островов, принадлежащих Японии с 1875 г. по Санкт-Петербургскому договору. Благодаря Гундзи на о. Шумшу была создана небольшая японская колония, колонисты которой занимались зверобойным промыслом, сельским хозяйством.

Получив известие о начале войны с Россией, С. Гундзи на свой страх и риск приступает к подготовке вторжения на Камчатку. С этой целью из числа мужчин-колонистов был сформирован отряд, который 23 июня (6 июля) 1904 года высадился на юго-западном побережье Камчатки. “Завоёванная Гундзи территория России оставалась японской столь долго, сколько потребовалось отряду русской пехоты на марш из Петропавловска до Озёрного”, - отмечал американский историк Д. Стефан. 16 (29) июля 1904 года, скрытно приблизившись к японскому лагерю, русский отряд внезапно атаковал незваных гостей. Большая часть японцев бежала. Несколько участников авантюры (в том числе и С. Гундзи) попали в плен. Они смогли вернуться в Японию только в 1905 году.

Следующей российской территорией, ставшей объектом японской экспансии, стал Сахалин. Захват Сахалина готовили и осуществили профессиональные военные.

Впервые война вплотную подошла к сахалинским берегам 7 (20) августа 1904 года, когда русский крейсер “Новик” был атакован в заливе Анива японским крейсером “Цусима”. После боя русские моряки затопили повреждённый “Новик” неподалёку от поста Корсаковский (в дальнейшем корабль попал в руки японцев). Команда крейсера была частично оставлена на острове.

24 июня (7 июля) 1905 года японская эскадра из 53 судов подошла к Сахалину и начала высадку на побережье Анива десанта 13-й дивизии под командованием генерал-лейтенанта Харагучи. В это время на Южном Сахалине находилось 1200 русских солдат и дружинников из числа каторжан и ссыльных (последних около 1000). Таким образом, японцы имели 12 превосходство в живой силе.

Ввиду явного неравенства сил, русские войска на Южном Сахалине попытались перейти к партизанской войне. Здесь было сформировано 5 партизанских отрядов. Более месяца на юге острова велись партизанские действия. Русские отряды были частично уничтожены, частично попали в плен. Только отряду под командованием капитана Василия Петровича Быкова после месяца боёв удалось прорваться с оккупированного Сахалина на Нижний Амур.

Соотношение сил на Северном Сахалине было также не в пользу русских. В распоряжении начальника острова генерал-лейтенанта Михаила Николаевича Ляпунова было свыше 5 тысяч солдат, офицеров и дружинников. 11 (29) июля 1905 года японская эскадра из 70 судов подошла к берегу Северного Сахалина в районе поста Александровского. Под прикрытием артиллерийского огня в Арковской долине был высажен десант. Русские войска, оказывая слабое сопротивление, отступили в глубь острова. 16 (29) июля, получив от генерала к. Харагучи предложение сдаться, М. Н. Ляпунов капитулировал.

Оккупация Сахалина в самом конце русско-японской войны не имела большого военного значения. Однако эта операция значительно укрепила позиции японской делегации на мирной конференции в Портсмуте (США)

Портсмутский мир. Источник: ru.wikipedia.org

Несмотря на достигнутые в ходе войны с Россией успехи, напряжение всех потребовавшихся для этого сил поставило Японию в затруднительное положение. В связи с этим японское руководство стало предпринимать попытки выяснения возможностей заключения мира. Первая попытка была сделана японским посланником в Великобритании Хаяси в июле 1904 года и повторена им же после падения Порт-Артура через немецкого дипломата Эккардштейна. При этом с японской стороны было выдвинуто условие, чтобы официальная просьба о мире была заявлена российской стороной. Российское правительство отвергло это предложение.

С согласия российского правительства 5 апреля 1905 года французский представитель предложил японскому посланнику в Париже Мотоно посредничество Франции, предупредив, что Россия согласится на мирные переговоры лишь при условии исключения из требований Японии пунктов об уплате контрибуции и уступке российских территорий. 13 апреля Мотоно информировал французскую сторону об отказе принять это российское условие.

В связи с прояпонской позицией Т. Рузвельта, оказывавшего Японии огромную финансовую поддержку, японская сторона обратилась за содействием к США. 18 апреля 1905 года японский посланник в США Такахира попросил Рузвельта выступить с предложением о мире. В качестве предварительного требования американской стороны Рузвельт поставил перед Японией условие — соблюдать в Китае принцип “открытых дверей” и эвакуировать по окончании войны свои силы из Маньчжурии. Япония дала требуемые обязательства нотой от 24 апреля 1905 года.

В ходе подготовки к мирным переговорам Япония условилась о поддержке со стороны Великобритании и США. В январе 1905 года Рузвельт и посол Великобритании Дюранд договорились о передаче Порт-Артура и Ляодунского полуострова Японии. США (секретное японско-американское соглашение Кацура – Тафта) и Великобритания (второй англо-японский союзный договор 1905 года) заранее признали права Японии на Корею.

В связи с поражением при Цусиме 14 (27) — 15 (28) мая 1905 года и развитием революционных событий в России правительство Российской империи твердо решило заключить мир. Когда Рузвельт по просьбе японского правительства выступил с предложением “от своего имени и по своей инициативе” об организации мирных переговоров, император Николай II это предложение принял, исходя из позиции “внутреннее благосостояние важнее, чем победа”.

Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. Требования, поставленные Японией, сводились к следующему:

  • Признание свободы действий Японии в Корее.
  • Отвод российских войск из Маньчжурии.
  • Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).
  • Уплата Россией военных издержек.
  • Передача Японии интернированных ею российских судов.

Присоединение к Японии Сахалина (оккупированного японскими войсками накануне открытия конференции в Портсмуте).

Ограничение российских морских сил на Дальнем Востоке.

Предоставление Японии права ведения рыболовства вдоль российского побережья.

По настоянию российской стороны в протоколе конференции было записано обязательство Японии не осуществлять без согласования с корейским правительством действий, затрагивающих суверенитет Кореи. Также удалось навязать Японии условие об одновременном и параллельном выводе из Маньчжурии вооруженных сил двух стран. Российская сторона в связи с проблемой ЮМЖД давала согласие уступить Японии лишь ту часть дороги, которая находилась в японской зоне оккупации, причем только при наличии на это согласия правительства Китая.

Россия отклонила требования Японии по Сахалину, интернированным судам, ограничению российских морских сил на Дальнем Востоке и о контрибуции. Было дано согласие лишь на компенсацию Японии расходов на содержание военнопленных. В связи с твердой позицией российской делегации, заявившей на первом заседании, что “на конференции нет ни победителей, ни побежденных”, конференция оказалась на грани провала. Перед перспективой продолжения войны Япония дрогнула и 18 августа 1905 года отказалась от требований ограничения морских сил, выдачи интернированных судов и уплаты контрибуции с условием уступки ей южной части Сахалина и уплаты 1,2 млрд иен за возвращение северной части Сахалина России. Российская сторона была готова уступить по Сахалину, но отказывалась п латить вознаграждение за возвращение его северной части. С американской стороны последовало давление на Россию с целью вынудить её принять условия Японии, но Витте был тверд в отстаивании российской позиции. Не добившись уступки от России, Рузвельт настоятельно советовал японской стороне не продолжать войну из-за контрибуции. В конечном итоге, правительство Японии приняло решение пойти на мир без контрибуции с оставлением за Японией южной части Сахалина. Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательство не укреплять Южный Сахалин.

Подписание договора было воспринято в японской общественности как унижение и вызвало в Токио массовые беспорядки.

Портсмутский мирный договор состоял из 15 статей. Согласно договору Россия признавала Корею сферой японского влияния, уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, часть ЮМЖД от Порт-Артура до Куаньчэнцзы и соглашалась в статье 12 на заключение конвенции по рыбной ловле вдоль русских берегов Японского, Охотского и Берингова морей. Согласно статье 9 этого договора Россия уступала Японии юг Сахалина. Договор закреплял только коммерческое использование маньчжурских дорог обеими сторонами.

Позиции заинтересованных сторон после заключения договора

  • Условия договора были значительно ближе к российской, нежели японской программе мира, поэтому в Японии этот мирный договор был встречен с откровенным недовольством.
  • Европейские державы и США были довольны заключением договора. Франция в связи с германской угрозой стремилась привлечь Россию к урегулированию Марокканского кризиса. Великобритания после ослабления позиций России на Дальнем Востоке рассматривала её в качестве возможного союзника против Германии. Германия после заключения Бьеркского договора 1905 года надеялась использовать Россию в своих целях. США считали, что добились своей цели остановить продвижение России на Дальнем Востоке, и в то же время сохранить Россию в качестве противовеса Японии.
  • При установлении в 1925 году советско-японских дипломатических отношений советское правительство признало Портсмутский мирный договор с оговоркой, что “СССР не несет за него политической ответственности”
  • После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 года Портсмутский мирный договор утратил силу.

Наглядный материал к уроку