Разработка урока ОБЖ в 5-м классе по теме "Чрезвычайные ситуации природного характера"

Разделы: ОБЖ


Дидактическая цель: познакомить учащихся с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать ос­новные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникнове­нию чрезвычайной ситуации природного характера.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты:
    • знать основные опасные и чрезвычайные ситуации  природного характера;
    • знать и уметь применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
    • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
  • Метапредметные результаты: (представлены в формате маршрутного листа – Приложение 1)
    • Регулятивные УУД:
      • формулировать учебные  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
      • наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся ;
      • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
      • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха;
      • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия;
      • умение организовывать выполнение заданий, согласно инструкций учителя.
    • Познавательные УУД:
      • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
      • выделять явление из общего ряда других явлений;
      • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
      • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
      • понимать целостный смысл дополнительной информации к контексте темы урока;
      • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
      • резюмировать главную идею текста;
      • работать с дополнительными текстами и заданиями
    • Коммуникативные УУД:
      • умение воспринимать информацию на слух
      • умение точно и грамотно излагать свои мысли,
      • строить понятные для одноклассников высказывания и аргументировать свою позицию;
      • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
      • контролировать свои действия в коллективной работе.
    • Личностные УУД:
      • умение соблюдать дисциплину
      • понимать смысл поставленной задачи
      • давать позитивную самооценку результата учебной деятельности.

Оборудование: учебник, маршрутные листы, презентация, таблица, карточки заданий.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная проверка д.работы.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Формулирование темы и цели урока.
  5. Изучение нового материала.
  6. Применение полученных знаний I.
  7. Применение полученных знаний II.
  8. Получение новых знаний (работа с учебником) III.
  9. Применение полученных знаний   IV.
  10. Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера.
  11. Работа с учебником (Приложение 3  стр. 181-184 учебника).
  12. Домашнее задание.
  13. Подведение итогов. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (учащиеся слушают и выполняют требования учителя)

Приветствую учащихся. Сообщаю, что сегодня  для достижения цели урока они будут действовать  в соответствии с маршрутным листом, в котором отражены все этапы  урока, их планируемые действия и критерии оценки, достигнутых ими  результатов. Раздаю маршрутные листы  учащимся (Приложение 2), которые они должны подписать. Напоминаю, что после 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 этапов урока они должны выставить себе заслуженное число баллов в соответствии с критериями этапов. А на 13 этапе они должны подсчитать суммарное количество набранных  баллов и выставить себе оценку за урок.

2. Фронтальная проверка домашней работы

Учащиеся открывают учебник, зачитывают вопросы 1-4 на странице 75 и активно отвечают на вопросы, формулируя  полный ответ в соответствии с вопросами.

3. Актуализация опорных знаний (учащиеся слушают выступление учителя, сопровождающееся соответствующим конспектом на доске)

Наша планета Земля имеет четыре оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Во всех оболочках Земли происходят  различные процессы – явления, которые мы называем природными. Если явление происходит в твердой оболочке Земли – литосфере, то говорят, что оно носит геологический характер, если в водной оболочке (гидросфере) – гидрологический, если в воздушной оболочке(атмосфере) – метеорологический, если в биосфере (в оболочке, в которой существует жизнь во всех ее проявлениях) – биологический. Прошу детей привести примеры известных вам природных явлений.
Приведенные детьми примеры явлений записываю на доске в два столбика (условно разделяя на благоприятные и неблагоприятные). Задаю детям вопрос: «Почему я записала приведенные вами примеры в два различных столбика? По какому признаку я их разделила?» (Дети отвечают, что одни из них благоприятные для человека, а другие нет).

4. Формулирование темы и цели урока (мотивирую детей на самостоятельное формулирование темы и цели урока)

Сообщаю учащимся, что опасные природные явления, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью человека, называют стихийными бедствиями, и ситуацию, которая складывается на  территории,  где происходит это явление – чрезвычайной ситуацией.
Задаю вопросы: Как вы думаете, какие явления мы будем рассматривать в курсе ОБЖ? (Дети отвечают – неблагоприятные.)
А почему? (Дети отвечают, что они несут угрозу жизни и здоровью человека.)  Если дети дают не полный ответ, то прошу их произнести название  предмета и дать полный ответ.
Исходя из всего вышесказанного нами, прошу детей сформулировать тему урока и  цели урока, используя слова: познакомиться, научиться, распознавать, действовать.

5. Изучение нового материала (учащиеся самостоятельно изучают опасные природные явления по таблице –Приложение 3)

6. Применение полученных знаний I. Самостоятельная работа

Раздаю учащимся бланки  для внесения  названий опасных природных явлений. Показываю презентацию с картинами пронумерованных опасных природных явлений : извержение вулкана, смерч, наводнение, сель, ураган, оползень, землетрясение, обвал. Учащиеся должны внести в бланк ответов соответствующие названия явлений. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки.

7. Применение полученных знаний II. Самостоятельная работа

Раздаю учащимся карточки (Приложение 4) с заданиями для установления соответствия между явлениями и их характеристиками и бланки для ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для взаимопроверки ответов учащимися.

8. Получение новых знаний (работа с учебником) III

Учащиеся объединяются в две группы по желанию. На страницах 77,79, 80,82 находят информацию о территориях, на которых часто происходят изучаемые природные  явления. Раздаю учащимся карточки для установления соответствия между названиями опасных природных явлений и территориями, где они чаще всего происходят (Приложение 5). Выдаю бланки  для внесения ответов. Выдаю карточки  с правильными ответами для самопроверки в группе.

9. Применение полученных знаний   IV. Самостоятельная работа

Раздаю учащимся карточки (Приложение 6).  Учащиеся вставляют пропущенные в предложениях слова. Выдаю карточки с правильными ответами для самопроверки.

10. Мотивация к рассмотрению рекомендаций специалистов по безопасному поведению при ЧС природного характера

Говорю учащимся, что целью урока было: познакомить вас с общим понятием «чрезвычайная ситуация природного характера», показать ос­новные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, дать краткую характеристику опасных природных явлений, которые могут привести к возникнове­нию чрезвычайной ситуации природного характера. Но еще одной неотъемлемой задачей курса является необходимость  знать и уметь применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, которые нам дают специалисты. Прошу перейти к следующему этапу урока.

11. Работа с учебником (Приложение 3  стр. 181-184 учебника).Учащиеся рассматривают формат приложения и самостоятельно распределяют подпункты приложения между собой для домашнего задания.

12. Домашнее задание (учащиеся самостоятельно записывают домашнее задание в дневники).

13. Подведение итогов. Рефлексия. Учащиеся считают количество набранных  баллов за  урок. Выставляют себе оценку за урок. Думают: достиг ли ты цели на уроке, что получилось, а что не получилось. Прошу сначала встать тем, кто поставил себе за урок «5», затем «4» и «3».

14.02.2016