Авторская программа по курсу «История и культура Самарского края» для 10-го класса СКОУ VIII вида

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (489,4 кБ)

Загрузить презентацию (5,8 МБ)


Пояснительная записка

После завершения изучения базового курса “История Отечества” в учебном плане для обучающихся с ОВЗ в 10 классе обозначен предмет “История и культура родного края”. Такой предмет даёт возможность обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой родины, культуру населяющих её народов и национальностей, их связи с общей историей и судьбой России. Однако программы по предмету нет, и разработка данной авторской программы связана с этим.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

В курсе “Истории и культуры Самарского края” для детей с нарушениями интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях родного края, жизни, быте людей данной эпохи. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен историей региональной и краеведческой. Учитель использует в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа (приложение 1).

Важной составной частью курса “История и культура Самарского края” является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. В 10 классе изучается история с древности до XX века.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают “лента времени”, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчетливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведенные экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определенной исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличии от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Программа рассчитана на 1 год и имеет 6 разделов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события, когда началось и закончилось событие (по выбору);
  • как протекало конкретное событие;
  • писателей, поэтов, учёных родного края;
  • руководителей родного края;
  • этнографию родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться современными числовыми взаимосвязями, “лентой времени”;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
  • выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
  • оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой;
  • передать содержание конкретного исторического материала.

2-й уровень

Учащиеся должны знать:

  • основные исторические события;
  • писателей, поэтов родного края, с опорой на наглядность;
  • руководителей родного края.

Учителю рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, конкретные задания для осуществления контроля за усвоением знаний учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с “лентой времени” под руководством учителя;
  • выделять главную мысль в абзаце исторической статьи;
  • оценивать ответ ученика, опираясь на помощь учителя;
  • передать содержание конкретного исторического материала по наводящим вопросам.

Программа

10 КЛАСС

История и культура Самарского края (68 ч в год, 2 ч в неделю)

Раздел I. Введение (3 ч.)

Введение в курс “История и культура Самарского края”.

Древнее население края. Исторические памятники.

Археологические раскопки и археологические памятники: каменный век (стоянки), бронзовый век (селища), железный век (городища). Древние могильники (курганные и бескурганные) на территории Самарского края (приложение 5).

Понятийный словарь: предки, археологи, музеи, стоянки каменного века, городища железного века, селища бронзового века, могильники.

Раздел II. Поволжье XV–XVI веков (6 ч.)

Монголо-татарское нашествие (повторение). Образование Казанского ханства на месте бывшей Волжской Болгарии Улу-Мухаммедом.

Ногайская Орда. Население Самарского края в период нахождения в составе Казанского ханства и в составе Ногайской Орды.

Освобождение края от монголо-татарских захватчиков.

Присоединение к Российскому государству.

Казаки на Волге. Волжская вольница и её излюбленные места: Самарская Лука, район Переволок и устье Усы, броды через Волгу под будущей Сызранью.

Основание Самары.

Понятийный словарь: тараны, ханство, орда, иго, ясак, караул, казаки, круг, атаман.

Раздел III. Поволжье в XVII в (13 ч.)

Наш край в лихолетье Смуты. Самара в XVII столетии. Население Самары: воинские люди, стрельцы, местные служилые люди, посадское население. Верхушка местного общества – приказные люди во главе с воеводой.

Рост населения Самары.

Образование Самарского уезда на Самарской Луке. Система управления в Самарском уезде. Население Самарского уезда и его состав.

Природа Самарской Луки.

Надеинское Усолье – один из крупных центров сельского заселения нашего края (современное с. Усолье Шигонского района). Занятия населения в Надеинском Усолье. Переход Надеинского Усолья под власть звенигородского Савво-Сторожевского монастыря.

Волжский торговый путь.

Жизнь и быт населения Самарского края.

Промышленность и земледелие Самарского края.

Помещичьи и монастырские землевладения.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина (приложение 4).

Строительство Закамской черты (сплошная линия оборонительных сооружений), как средство от нападения кочевников-калмыков.

Строительство Сызрани, Кашпира и слобод: Печерской, Подвалья, Усинской, Жемковской. Земледелие – главное занятие жителей Сызранского Поволжья. Вхождение Сызрани с округой в XVII в. в состав Симбирского уезда (приложение 3). Понятийный словарь: Смутное время, служилые люди, посадское население приказные люди, воевода, калмыки, уезд.

Раздел IV. Наш край в XVIII веке (14 ч.)

Строительство новых оборонительных сооружений: Самарской укреплённой линии и новой Закамской черты.

Нападения калмыков на города и сёла Самарского уезда.

Экономическое развитие Поволжья в начале 18 в.

Земледельческое освоение родного края. Город Сызрань как место, которое славилось яблоневыми садами в XVIII в.

Промышленность Самарского края.

Торговля в Самарском уезде.

Развитие ремесел в г. Сызрани и Самаре.

Управление краем в первой половине XVIII в.

Административное устройство Самарского края. Передача сёл и деревень бывшего Самарского уезда в Сызранский в 1764г.

Усиление эксплуатации крестьян во II половине XVIII в.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Окончание войны.

Развитие г.Сызрани в XVIII веке.

Административное и земельное обустройство в Самарском крае в правление Екатерины II.

Реформы местного управления в Поволжье.

Этнография Самарского края. Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае.

Понятийный словарь: Закамская черта, этнография, дезертировать, наказы, вольная.

Раздел V. Поволжье в XIX веке (15 ч.)

Образование Самарской губернии. Влияние реформ Александра II на развитие Самарской губернии. Самара – экспериментальная площадка для реформ, проводимых Александром II.

Первые губернаторы нашего края: Степан Григорьевич Волховский, Константин Карлович Грот.

Юрий Самарин — один из первых губернаторов Самарского края.

Отмена крепостного права. Преобразования в системе местного самоуправления на селе. Создание общинно-волостных структур, выборы сельских старост и волостных старшин.

Удельные и государственные крестьяне.

Образование земских управ в Самарской губернии.

Земские выборы.

Л.Б. Тургенев — первый председатель губернской земской управы

Усольская вотчина Орловых – Давыдовых.

Реформы в судебной системе нашего края. Принятие новых судебных уставов в Самарской губернии. Присяжные заседатели.

Н.М. Окулов – первый председатель нового суда, А.А. Головинский – первый прокурор новой формации.

Преобразование городского самоуправления. Первые выборы всесословной городской думы в нашем крае. Значение великих реформ Александра II для нашего края.

Изменения в деревне после реформ. Пореформенное крестьянство. Становление крестьянского хозяйства как самостоятельного экономического организма. Разграничение крестьянских и помещичьих владений.

Самарское купечество в эпоху реформ и пореформенный период. Три купеческие гильдии. Благотворительная деятельность Самарского купечества. Торговая деятельность купечества в эпоху реформ.

Развитие промышленности в Самаре и губернии.

Появление банков в эпоху реформ в нашем крае. Открытие акционерных ипотечных банков, создание Крестьянского поземельного и Государственного дворянского земельного банков для выдачи кредитов.

Революционное движение 70-80 г.г. 19 века.

Понятийный словарь: реформы, губерния, губернатор, волость, удельные и государственные крестьяне, земства, суд присяжных, присяжные заседатели, купеческие гильдии, акционерные ипотечные банки, вотчина.

Раздел VI. Культура в Самарском крае в XIX в. (17 ч.)

XIX век – век развития науки, архитектуры и культуры в родном крае.

Архитектура Самары и Сызрани в 19 веке. Смешение архитектурных стилей в застройке городов: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, “мавританский стиль”, русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или “петушиный стиль”), модерн.

Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в г. Сызрани в 1830 году. Александровская публичная библиотека в г. Самаре.

Музеи. Их значение в жизни человека.

Открытие краеведческого музея П.Ф.Алабиным.

Самарский художественный музей.

Музеи природы.

Театры. Появление в Сызрани первых профессиональных актёрских групп.

Русские писатели и поэты в Самарском крае. И.А. Второв – первый самарский литератор. Д.Н.Садовников – собиратель фольклора. Д.В. Давыдов – поэт и писатель.

Русские писатели и поэты в г.Сызрани. И.И. Дмитриев – знаменитый поэт Сызранского уезда. Н. Овчинников – писатель, автор книги “Сызранская бывальщина”. Н.А. Панов – крестьянский поэт.

Создание школы иконописи в Сызрани. Расцвет искусства иконописи в женском Сретенском монастыре. Александр Архипович Бочкарёв – лидер группы иконописцев г. Сызрани. Создание А.А.Бочкарёвым на улице Канатной (ныне ул. Чапаева), иконописной мастерской.

Развитие образования и науки в Самарском крае в XIX веке.

Понятийный словарь: архитектура, архитектурные стили: классицизм, эклектика, неоренессанс, неоготика, “мавританский стиль”, русский стиль, русско-византийский, ропетовщина (или “петушиный стиль”), модерн, иконопись.

Краеведческая работа.

Календарно-тематическое планирование см. приложение 2.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1979. – 81 с.

2. Добрусин В.А., Карасёв В.Н.(сост.) Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия. Самара: Издательский дом “Агни”, 2010.-288с.

3. Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680-х гг. Самара: Издательский центр “АртМакет”, 1991.-74с.

4. Кабытов П.С. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI – первая половина XIX века. М.: Наука, 2000.-287с.

5. Кабытов П.С. Дмитриев Е.А. Самарская область. Самара: ЗАО “Самарский информационный концерн”, 1998. – 440с.

6.Ответственный за выпуск Эппле Л.П. Сызрань – мой город родной. Учебное пособие по краеведению. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-69с.

7. Шигина Н.А. О Сызрани с любовью. Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 1998.-38с.