Игры и игровые упражнения для активизации познавательной деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки


Я считаю, что моя работа представляет практическую значимость учителей английского языка родителей детей для активизации познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

Актуальность изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Являясь существенным элементом культуры народа – иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

В настоящее время наблюдается отсутствие интереса и познавательной активности у детей к изучению английского языка. Главная задача учителя состоит в том, чтобы интерес и познавательная активность были постоянными и устойчивыми. Эту задачу можно решить с помощью игр и игровых упражнений. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Действительно, в игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, т.е. она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности [2].

Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию познавательной активности учебному предмету. Она дает возможность учащемуся оценить себя на фоне других учеников, выдвигает новые критерии оценки.

Игра всегда связана с различными переживаниями учащихся: волнением, чувством ответственности, торжеством победы, радостью успеха, отчаянием, огорчением в случае неудачи и др. Внесение элементов занимательности, непосредственно связанных с изучением материала, создает положительные эмоции, которые обеспечивают успешное протекание целенаправленной деятельности школьников. Стремление найти ответ на вопрос, поставленный в игре, желание первым решить задачу вызывают мыслительную и речевую активность учащихся.

В УМК Биболетовой присутствуют игровые приемы и упражнения, но наблюдается явный недостаток их.

Начиная уже с 1 класса, я составила план работы (1 по 6 класс) по развитию познавательной активности согласно темам учебника Биболетовой, в который я включила название темы цикла уроков или занятий, виды игр. План представлен в приложении 1.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Я использую игры для изучение нового материала (игры - ассоциации), чтобы закрепить только что пройденный материал. Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден некий материал, игра - это приятный способ повторить пройденное [6].

Игру я могу провести в любой части урока, это зависит от ее цели и вида игры. Разыгрывание диалогов по ролям, игры на образование слов, игры в переводчика провожу на любом этапе урока. Подвижные игры можно провести в качестве физминутки в середине урока. Игры, трубующие обсуждение результатов, подведение итогов в конце урока.

Обязательное условие – игра должна быть доступна для учащихся данного возраста, соответствие их потребностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата, должна содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка, их классификации и т. п.

При изучении определенной темы я предлагаю детям различные игры или игровые упражнения (см. приложении 2), а также даю возможность придумать свою игру.

На начальном этапе обучении иностранному языку очень большое внимание уделяю правильному произношению звуков. Провожу в начале урока фонетическую игру, ее учебная цель состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. В средней школе, фонетические игры провожу на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов.

При изучении алфавита использую различные игры, как для введения букв и закрепления их, так и на установление звукобуквенных соответствий и значения слов на слух.

Для формирования диалогической речи, активности учащихся использую коммуникативные игры, а для закрепления лексики и грамматики - орфографические, лексические и грамматические игры и лото. Цели грамматических игр: научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца; развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Лексические игры направлены на тренировку учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизацию речемыслительной деятельности учащихся; развитие речевой реакции учащихся.

В среднем звене я чаще всего для усвоения лексических единиц использую учебные карточные игры. Данные игры направлены на закрепление лексического материала и позволяют превратить скучное повторение в увлекательную групповую работу.

Учебные карточные игры являются ситуативно-вариативным упражнением и способствуют выполнению следующих методических задач:

1) обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися лексических единиц;

2) тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта; 3) снятие состояния тревожности, типичного для ситуации контроля знаний.

Учебная карточная колода может использоваться не только в игровых целях. Можно предложить учащимся составить с карточками словосочетания или предложения, из которых в свою очередь, получается рассказ. Карточки можно просто вытягивать и переводить, подобрать синоним, антоним. Результативность дидактических игр зависит от их систематического использования и от целенаправленности программы игр в сочетании с традиционными упражнениями.

Для начала игры группе необходимо иметь:

1) учебную колоду карточек;

2) общий стол,

3) тетради и ручки для записи новых слов.

Продолжительность игры можно контролировать, объявляя победителем того, у кого остается наименьшее количество карточек через отведенное время. Можно играть до первого победителя или до нескольких победителей. Оптимальная группа для игры – от двух до десяти человек. Чем меньше игроков, тем динамичнее игра, тем больше самостоятельных решений принимает каждый играющий. Для контроля восприятия материала в каждой группе может присутствовать игрок, знающий слова и следящий за тем, чтобы участники игры правильно произносили слова на карточках. Произношение и перевод слов на карточках – обязательное условие предлагаемых игр.

Подвижные игры использую в качестве физкультминуток, для закрепления лексического

Во внеурочной деятельности никак не обойтись без игры, на одном занятии можно использовать несколько видов игр или игровых упражнений, следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, чтобы не утомить учащихся.

В играх часто использую различные предметы, игрушки, рисунки, карточки, модели, карты, диалоги, стихи, пословицы, поговорки и другие материалы.

Игры на уроках английского языка и на внеурочных занятиях можно сделать следующие выводы:

1) игра – один из приемов обучения английскому языку, помогающий создать на уроке или занятии речевую ситуацию; следовательно, игра – средство активизации деятельности учащихся на уроке или занятии;

2) правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра – один из приемов преодоления пассивности учеников.

Презентация.

Литература.

  1. Брюсова, Н.Г. Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс [Текст] / Н.Г. Брюсова.- Изд.- М: Дрофа, 2003, -160с.
  2. Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам [Текст] / З.М. Давыдова // ИЯШ. – 2010.- № 6.
  3. Гладилина, И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе [Текст] / И.П. Гладилина // ИЯШ. –2003.- №3
  4. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка [Текст] / Е.В.Ильченко. - М.: “Центр современных гуманитарных исследований”, 2003
  5. Клементьева, Т.Б. 555 диалогов, текстов, стихов и творческих заданий на английском языке для начальной школы [Текст] / Т.Б. Клементьева – М.: Дрофа,2002
  6. Колесникова, И.Л. Ролевые игры в обучении иностранному языку. [Текст] / И.Л. Колесникова // ИЯШ.-2003.-№3.-с.17-18.
  7. Кулясова, Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка [Текст] / Н.А. Кулясова. – М.: Вако, 2010.
  8. http://englishlittle.ru/poigraem/podvizhnye-igry/podvizhnye-igry-dlya-detej.html
  9. http://www.englishelp.ru/teacher/lesson-games.html
  10. http://festival.1september.ru/articles/597907/
  11. http://festival.1september.ru/articles/311838/
  12. http://www.ideas4el.ru/igry-i-uprazhneniya/
  13. http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/using-games/
  14. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/inostranye-jazyki/didakticheskie-igry-na-urokah-angliiskogo-jazyka-v-nachalnyh-klasah.html
  15. http://www.petrova.21416s01.edusite.ru/p20aa1.html

3.03.2016

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306