Внеклассное мероприятие по теме «Времена года»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84 МБ)


Вида деятельности: внеклассное мероприятие

Предметная область (предмет): окружающий мир, литературное чтение.

Класс: 1-2 класс

Цели:

  • Обобщить имеющиеся у детей знания о временах года.
  • Сформировать представление о сезонных изменениях в природе.
  • Развивать внимание, быстроту реакции, воображение, логическое мышление и творческие способности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

  • Рассматривание репродукций картин известных художников: “Большая вода” И. Левитана, “Грачи прилетели” А. Саврасова, “Весна” С. Краева и др.;
  • работа по группам: подготовка материала о временах года (загадки, стихи, пословицы, приметы).

1. Программное содержание.

Задачи

1. Продолжать знакомить детей с жанром живописи – пейзажем, расширять знания детей о природе.

2. Воспитывать интерес к явлениям природы, эмоциональную отзывчивость, эстетическое отношение к окружающему миру.

3. Воспитывать любовь к Родине через любовь к природе своего края.

4. Развивать творческие способности и умение доводить свой замысел до конца.

5. Формировать навыки проектирования пейзажа на компьютере.

6. Развивать коммуникативные умения и навыки.

7. Отрабатывать навыки работы с мышью, продолжать развивать мелкую моторику рук.

2. Предметная среда.

1. Мультимедийная программа “Фантазеры. Моя страна. Программно-методический комплекс”.

2. Интерактивная доска или экран.

3. Мультимедиапроектор.

4. Презентация PowerPoint с изображением времен года. (Приложение 1)

5. Музыкальное сопровождение: А.Виваль-ди, цикл “Времена года”

6. Репродукции картин: И.Левитан “Большая вода”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, С. Краев “Весна”.

Индивидуальный и раздаточный материал: конверты с заданиями, ноутбуки-трансформеры (Aquarius)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

- Доброе утро, ребята! Сегодня у нас замечательная компания и мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. А куда именно, вы сейчас узнаете.

2. Сообщение темы.

Учитель.

- А чтобы узнать у кого мы побываем в гостях нам нужно разгадать загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.
(Времена года)

(На доске появляется иллюстрация времён года). Слайд 1

Учитель.

- Вы ответили верно. Мы отправляемся в гости к временам года.

- Но как же зовут весёлых друзей этой компании? К кому мы отправимся в первую очередь? Ну-ка попробуйте угадать!

Шагает красавица, легко земли касается.
Идёт на поле, на реку то по снежку, то по цветку.
(Весна)

(На доске поочерёдно появляются иллюстрации). Слайд 2

К доске выходит группа детей и представляет весеннее время года. Звучит музыка. Дети читают загадки, стихи, пословицы и поговорки, народные приметы, подготовленные дома)

Загадка

Стихотворение.

Черёмуха (Сергей Есенин)

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

3. Народные пословицы и поговорки весны

1. Весна, зажги снега, заиграй овражки!

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. Увидел грача, весну встречай.

4. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

5. До первой грозы лягушки не квакают.

6. Апрель с водою – май с травою!

4. Народные приметы.

Весна только робко вступает в свои права, а люди хотят знать, какой она будет, что расскажет им о лете, которое идёт следом. И тут опять к вашим услугам народный календарь погоды, в народных приметах.

  • Если весной воды в реке не прибавится – к жаркому лету.
  • Если весной на крышах при таянии снега образуются длинные сосульки – к продолжительной весне.
  • Если в середине марта тепло – к тёплому лету.
  • Холодная весна – к градобойному лету.
  • Если быстро снег тает, и вода бежит дружно – к дождливому лету.
  • Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

В конце выступления учащийся делает вывод о значимости данного времени года и предлагает всем ребятам конкурс:

Ученик.

После долгой зимы всех нас радуют первые весенние ароматы цветов. Мы предлагаем Вам вспомнить знаменитых авторов известных сказок, в которых встречаются различные цветы. На ваших столах лежат конверты. Откройте их и через и назовите автора и название сказки.

В конвертах лежат иллюстрации с цветами из сказок: Корзинка с подснежниками - “12 месяцев” С. Маршак; Аленький цветочек- “Аленький цветочек” С. Аксаков; Цветик-Семицветик – В. Катаев “Цветик- Семицветик”; Розовый куст - “Снежная королева” Г.Х. Андерсен; Тюльпан - “Дюймовочка” Г.Х. Андерсен.

Учитель.

- К кому же мы отправляемся дальше?

Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, золотая пшеница.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Летом)

- Конечно, это лето.

(На доске появляется иллюстрация). Слайд 3

К доске выходит группа детей и представляет летнее время года. Звучит музыка. Дети читают загадки, стихи, пословицы и поговорки, народные приметы, подготовленные дома)

Загадка

Стихотворение.

Лето (Владимир Орлов)

- Что ты мне подаришь, лето? 
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

3. Народные пословицы и поговорки лета

1. Что летом родится, зимой пригодится.

2. Готовь летом сани, зимой – телегу.

3. Летний день за зимнюю неделю

4. Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

4. Летние народные приметы.

  • Если июль жаркий – к холодам в декабре.
  • Сухое и жаркое лето предвещает морозную и малоснежную зиму.
  • Дождливое лето – к долгой зиме.
  • Если летом часто гремели грозы и шли дожди – к метелям зимой.
  • Лягушки расквакались – к непогоде.
  • Ласточки летают низко – перед дождём.
  • Сильная роса – к ясному дню.
  • Дождь сквозь солнце – к ненастью.
  • Радуга вечером – к хорошей погоде.
  • Радуга утром – к дождю.

(В конце выступления учащийся делает вывод о значимости данного времени года).

Ученик.

Мы предлагаем Вам конкурс. У вас в конвертах лежит стихотворение. Его нужно прочитать, отгадать о каком времени года идет речь и выбрать те предметы, которые относятся к нему.

Осень.

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья

Зима.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Весна.

Она приходит с лаской
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.

Лето.

Тёплый длинный-длинный день.
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подаёт кузнечик голос.

(Дети читают стихотворения и их предложенных картинок, выбирают относящие только к их времени года).

Учитель.

Молодцы! Вы отлично справились. Идем дальше.

Тучи серые несу над землёю вязкой
И рисую я в лесу золотою краской.
(Осень).

(На доске появляется иллюстрация). Слайд 4.

(К доске выходит группа детей и представляет осеннее время года. Звучит музыка. Дети читают загадки, стихи, пословицы и поговорки, народные приметы, подготовленные дома)

Загадка

Стихотворение.

Листопад (Иван Бунин).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

3. Народные пословицы и поговорки осени

1. Лето со снопами, осень с пирогами.

2. Весной дождь растит, а осенью гноит.

3. В ноябре зима с осенью борется.

4. Первый снежок – не лежок.

4. Народные приметы.

  • Гром в сентябре – тёплая осень.
  • В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая.
  • Если осень ненастная, будет дождливая весна.
  • Если сентябрь холодный – в марте сойдёт снег.
  • Гром в сентябре – к долгой осени.
  • Если в октябре лист с берёзы опадает не чисто – жди суровую зиму.

(В конце выступления учащийся делает вывод о значимости данного времени года).

Ученик.

Мы предлагаем Вам конкурс. Спряталось солнышко, задул осенний ветер и слова наших пословиц перепутались. У вас в конвертах лежат осенние листочки. На каждом из них одно слово из пословицы. Вам необходимо собрать ее и прочитать.

Учитель.

- Всё правильно. Пришла пора познакомиться с последним другом.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё покрыла серебром.
(Зима)

(На доске появляется иллюстрация). Слайд 5.

(К доске выходит группа детей и представляет зимнее время года. Звучит музыка. Дети читают загадки, стихи, пословицы и поговорки, народные приметы, подготовленные дома)

Загадка

Стихотворение.

Берёза (Сергей Есенин).

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

3. Народные пословицы и поговорки зимы

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

- Береги нос в большой мороз!

- Солнце - на лето, зима – на мороз!

4. Народные приметы зимы

  • Дым столбом – к морозу.
  • Если ночью был иней, днём снег не выпадет.
  • Кошка - в печурку, стужа – на двор.
  • Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
  • Ранний снег - к ранней весне.
  • Обильные снегопады в начале зимы - к сильным дождям в начале лета.
  • Снежная зима - к затяжной весне, к дождливому лету.
  • Тёплая зима - к холодному лету.
  • Сухая и холодная зима - к сухому и жаркому лету.
  • Если февраль холодный - к благоприятному лету.

(В конце выступления учащийся делает вывод о значимости данного времени года).

Ученик.

Мы предлагаем Вам свой зимний конкурс. Пришла зима, сковала лужи и водоемы морозом. Пригрело солнышко и наши открытки раскололись на мелкие кусочки, как кусочки льда. Давайте попробуем по командам собрать изображения времён года.

(На столах у команд конверты, в которых лежат разрезанные тематические открытки “Лето”, “Осень”, “Зима”, “Весна”).

Учитель.

Ребята, вы все отлично справились с заданиями! Мы вспомнили стихи, приметы, пословицы и поговорки о весне, лете, осени, зиме. А когда эти друзья собираются вместе, то как они называются?

Дети отвечают. (Времена года).

Учитель.

Назовите их ещё раз. (Дети называют по порядку времена года: зима, весна, лето, осень).

Учитель.

Мы же хотели сделать нашим друзьям приятный подарок – календарь природы с пейзажами. Только хочется сделать этот подарок не совсем обычным.

(Звучит музыка и появляется кот). Слайд 6.

Кот.

Меня зовут Кот Фантазер
Играть люблю я с давних пор.
Я рад приветствовать тебя,
Ведь мы теперь с тобой друзья!
Скорее в гости заходи,
Друзей с собою приводи!
Здесь хватит разных игр на всех,
Ты сможешь быстро, без помех
Все, что придумаешь, – создать,
Построить и нарисовать,
И даже замок смастерить
Или зверушек оживить.
Игру любую выбирай
И мастерскую открывай!
Тебе я буду помогать.
Вперед! Пора нам начинать

Учитель.

Да-да! Этот подарок должен быть особенным! Мы сможем за несколько минут превратиться в настоящих художников-пейзажистов!

Кот.

Мы нарисуем пейзажи на компьютере. Но это будет наш сюрприз...

(На экране изображение репродукций известных художников). Слайд-6-7

Учитель.

Многие русские художники изображали зиму, весну, лето и осень на своих картинах. А вы, ребята, картины каких художников помните?

(Ответы детей с опорой на репродукции картин).

А давайте мы все вместе попробуем нарисовать картину и посмотрим, что у нас получится.

(Из каждой группы к доске выходят ученики и рисуют признаки времени года своей группы).

Учитель.

Ничего не получилось. Почему?

Ответы детей.

Творческая работа.

Учитель.

– А теперь, давайте “разбудим” наши компьютеры и начнем рисовать пейзажи для нашего календаря. Для этого мы воспользуемся программой “Фантазеры. Моя страна”. Посмотрите внимательно и вспомните, в каких мастерских мы будем сегодня создавать наши картины?

Ответы детей. Краткая беседа по напоминанию технических возможностей программы.

– Итак, мы с вами становимся художниками. Постарайтесь, пожалуйста, изобразить на ваших рисунках свое время года во всех ее красках. А чтобы наш календарь был интересный, нам надо нарисовать разные пейзажи. Весна, зима, лето и осень приходят и в город, и в деревню, и в лес, и в каждый дворик. Давайте попробуем представить себе это и изобразить на компьютере.

Самостоятельная работа детей на компьютере. Ученики создают

пейзажи в мастерских “Природа России”, “Архитектура России”. Во время работы детей тихо звучит музыка А. Вивальди, цикл “Времена года”. Слайд 8

Подведение итогов. Педагог анализирует детские работы, хвалит детей.

Итог.

Учитель.

У нас с Вами получились прекрасные пейзажи! Осталось только распечатать их для нашего кота Фантазёра и на следующем занятии мы сможем вместе сделать календарь.

Кот.

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Учитель.

Пришла пора вспомнить, о чём мы сегодня говорили. Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что...

Время летит незаметно. Одно время года сменяет другое. Весна – пробуждение природных сил, лето-расцвет природы, осень – начало увядания, зима – зимний сон. Пролетело и время нашего занятия.

- Спасибо Вам за активную работу.

Итоги деятельности с описанием возможностей дальнейшего использования.

Работы, выполненные на уроке с помощью Мультимедийной программы “Фантазеры. Моя страна” на уроках технологии могут быть оформлены в “Календарь природы”. Календарь будет использован на уроках окружающего мира для записи наблюдений и проведения практических работ.

(Приложение 2)