Социальная адаптация малышей в ДОО

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Дети раннего возраста – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. От того, как он пройдёт, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста.

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уров­нях: физиологическом, социальном, психологическом.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.  Ребенок как правило не заболевает в период адаптации. Сроки лёгкой тяжести адаптации до 5-10 дней.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Сроки средней тяжести адаптации до 3-х недель.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в дошкольное учреждение, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни. 
Дети одного и того же возраста по-разному адаптируются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые в первые дни кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях, легче адаптируются.

Первые дни ребёнка в детском саду.

– Первый раз привести ребёнка в детский сад утром, ближе к концу завтрака, накормленного.
– Первые 2-3 дня приводите ребёнка в группу на 1-3 часа, постепенно увеличивая время его пребывания в коллективе.
– По возможности расширяйте круг общения ребенка, по­мочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение по­сторонних людей, высказывать  положительное  отношение к ним.
– Помогайте ребенку разобраться в игрушках: используйте сю­жетный показ, совместные действия, вовлекайте ребенка в игру.
– Развивайте подражательность в действиях: «полетаем, как во­робушки, попрыгаем как зайчики».
– Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ре­бенка.
– Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего бес­покойства.
– Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
– Не высказывайте сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители ви­дят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, напри­мер, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
– Пусть ребёнок принесёт в группу любимые игрушки, книжки или предметы, с которыми не расставался дома.
– В выходные дни максимально приблизьте домашний режим к режиму детского сада.
– Никогда не пугайте ребёнка детским садом.
– Приучайте к самообслуживанию, поощряйте попытки само­стоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
—  самостоятельно садиться на стул;
—  самостоятельно пить из чашки;
—  пользоваться ложкой;
—  активно участвовать в одевании, умывании. Наглядным примером выступают прежде всего сами родители.
– Не оставляйте ребёнка в детском саду более чем на 8 часов.
– Не перегружайте  ребёнка новой информацией.
– Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из дет­ского сада.
– Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
– После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на дет­ской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в под­вижные игры.
 
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

– глубокий сон;
– хороший аппетит;
– бодрое эмоциональное состояние;
– полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
– соответствующая возрасту прибавка в весе.
– охотное общение с другими детьми.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

  • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
  • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
  • приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

1. Ребенок:
Ф.И._________________________________
Дата рождения____________________________
Домашний адрес, телефон___________________________________

2. Мать:
Ф.И.О._____________________________
Год рождения_____________________________
Образование, специальность, место работы________________________________

3. Отец:
Ф.И.О.________________________________
Год рождения___________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________

4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)__________________________________

5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___________________________________

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________

7. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
___________________________________

8. Основные виды игр и занятий дома ___________________________________

9.  Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________

10. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

– с детьми своего возраста  да  нет
– с детьми старшего возраста  да  нет
– с незнакомыми взрослыми  да  нет
– с родными  да  нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
– спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12.  Что умеет делать ребенок самостоятельно_________________________

13. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)_____________________________________________________________________

14. Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

15. Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.