Для учителей химии

Авторская дополнительная образовательная программа по химии "Химия пищи"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

  ДО-программа направлена на:

  • Углубление знаний по химии и биологии
  • Развитие познавательных и аналитических способностей у учащихся
  • Повышение интереса учащихся к предметам естественного цикла
  • Повышение осознания учащимися значимости проблем, связанных с правильным и неправильным питанием человека
  • Пропаганду ЗОЖ (здорового образа жизни)
  • Формирование у учащихся активной жизненной позиции, а именно: должного серьезного и ответственного отношения к таким социально-значимым проблемам как: ЗОЖ (куда входит и правильное питание), здоровье и долголетие человека; системный мониторинг своего здоровья (как профилактическая мера различных заболеваний)
  • Развитие умений и навыков в работе с информационными источниками
  • Совершенствование ЗУН в работе с КТ
  • Совершенствование ЗУН по проведению исследований (анализ, синтез, выдвижение гипотез, детализация, обобщение)
  • Развитие умений и навыков оформления проектов, создания презентаций
  • Совершенствование практических умений и навыков в химическом эксперименте

Отличительные особенности программы

Данная программа с социально-значимой направленностью

Ожидаемые результаты

Написание рефератов, создание проектов, презентаций; проведение анкетирования среди учащихся; пропаганда ЗОЖ

Формы подведения итогов

Выступления перед учащимися 8-11 классов, участие в Фестивале «Портфолио ученика»

Содержание программы

Программа ДО «Химия пищи» предусматривает рассмотрение таких важных проблем человечества как здоровье и долголетие человека. Она нацелена на то, чтобы: повысить грамотность учащихся по химии пищи; повысить бдительность их по отношению к используемым продуктам питания; обратить внимание учащихся на правильные и недопустимые приемы приготовления пищи; нацелить школьников на предупредительную медицину с целью профилактики некоторых серьезных заболеваний, обеспечения здоровья будущим поколениям; пропагандировать здоровый образ жизни.

С этой целью в программе рассматриваются такие важные понятия и проблемы как: сбалансированное питание, вегетарианство; проблема повышения холестерина и связь ее с сердечно-сосудистыми заболеваниями и грозными их осложнениями – инфарктом и инсультом (болезни №1 в нашей стране); проблемы возникновения и профилактики сахарного диабета – серьезной болезни 20 и 21 века.
Излишнее увлечение молодежью диетами для похудения требует также должного внимания со стороны взрослых и рассмотрения этого вопроса как серьезной проблемы современности; с другой стороны, – проблемы избыточного веса, порой бесконтрольного потребления легких углеводов, содержащихся в сладостях, напитках, различных кондитерских изделиях; опасности потребления транс-жиров, генномодифицированных продуктов и продуктов, содержащих опасные добавки.

Программа нацелена на изучение некоторых вопросов биохимии пищи, переваривания ее в организме. Более подробно рассматривается кислотно-щелочной баланс пищи – как важный фактор правильного питания. Особое внимание в программе уделено проблеме дефицита микроэлементов в организме; подробно изучена роль и биохимия витаминов и ферментов в организме. Не менее значим вопрос и отношения человека к потреблению воды и пищевым волокнам – как важнейшим, в первом случае, так и необходимым, во-втором случае, компонентам нашей пищи. Полезно знать учащимся о том, какие продукты плохо совместимы друг с другом и почему; какие пищевые добавки особо опасны для человека. Надо ли в вопросах питания считаться с тем, какая у тебя группа крови и каковы особенности возрастного питания.

В ДО-программе предусмотрена практическая часть. Она включает:

1. Исследования учащимися своего ежедневного меню – анализ пищи на сбалансированность ее компонентов и калорийность
2. Проверка в поликлинике или МЦ важных показателей своего здоровья: холестерина и сахара в крови; микроэлементного баланса своего организма. Все это для того, чтобы настроиться на более серьезное и ответственное отношение к вопросам системного мониторинга своего здоровья
3. Проведение химического эксперимента с целью исследования пищевых продуктов на наличие в них некоторых макро- и микроэлементов
4. Учащиеся проведут анкетирование среди одноклассников по теме «Химия пищи. Правильное питание – залог здоровья и долголетия. Мониторинг своего здоровья.» и выступят перед учащимися 8-11 классов с целью повышения знаний школьников по химии пищи и пропаганде ЗОЖ
5. Обменяются практическими советами по правильному и грамотному приготовлению пищи; приготовят свои любимые блюда и угостят ими своих одноклассников

Тематическое планирование программы по дополнительному образованию «Химия пищи» – 2 час/ нед

Темы занятий

Число часов – 65

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

 

В чем актуальность темы «Химия пищи». О программе ДО, задачах и путях ее реализации
Главные компоненты нашей пищи
Понятие о сбалансированном питании 
Практическая работа «Наш суточный рацион»
Кислотно-щелочной баланс в пище – важный фактор правильного питания
Практическая работа «Проверяем: cколько «кислой» и «щелочной» пищи в нашем рационе»
Вегетарианство: за и против
Холестерин: друг или враг?
Практическая работа «Проверяем свой холестерин»
Лишние углеводы. Сахарный диабет – болезнь века                                                
Практическая работа «Считаем лишние калории»
Практическая работа «Проверяем свой сахар»
Транс – жиры: в чем их опасность? 
Генномодифицированные продукты: в чем их опасность?
Проблема дефицита «металлов жизни» и «неметаллов жизни» в пище
Практическая работа «Определение дефицита микроэлементов в своем организме» (иридодиагностика)
Практическая работа «Определение дефицита микроэлементов в своем организме» (диагностика волос)
Химический эксперимент учащихся «Определение некоторых химических элементов в пищевых продуктах»
Жирорастворимые витамины
Водорастворимые витамины
Пищевые волокна: безусловная их польза
Вода – необходимый, если не главный компонент нашей пищи
Питание по группам крови: надо ли с этим считаться?                                      
Раздельное питание. Несовместимые продукты питания
Опасные пищевые добавки
Главные особенности возрастного питания                                
Проведение анкетирования учащихся 9 - 11 классов по теме «Химия пищи. Правильное питание-залог здоровья и долголетия. Мониторинг своего здоровья»
Полезные советы по приготовлению пищи
Мои любимые блюда, в чем их польза
Обсуждение собранной информации к проекту
Обсуждение оформления проекта
Окончательное оформление проекта «Химия пищи»
Главные выводы по курсу ДО-программы

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
1
3
3
3
1

 

Методическое обеспечение ДО-программы

Форма занятий: урок, практические занятия, посещение МЦ

Приемы организации УВП

  • Словесные (беседы, лекции)
  • Наглядные (демонстрации объектов, процессов)
  • Практические (упражнения, практические работы, демонстрации опытов учителем, ученический химический эксперимент, проведение учащимися анкетирования среди школьников)

Методы организации УВП

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Метод проблемного изложения
  • Методы научных исследований

Дидактический материал

  • Тематические презентации
  • Таблицы, схемы, рисунки
  • Образцы творческих работ учащихся (рефераты, проекты)
  •  Аудиовидеофильмы, – фрагменты
  • Учебники, пособия, справочники
  • Дополнительная литература (библиотека, кабинет химии; Интернет)

Техническое оснащение занятий

  • Интерактивная доска
  • Компьютер, сканер, принтер, мультимедийный проектор, оверхедпроектор, видеодвойка
  • Internet
  • Химическая лаборатория
  • Аудиовидеотека
  • К-дискотека

Литература

  1. М. Гогулан «Законы полноценного питания», 2008
  2. Т.М. Дроздова, П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский «Физиология питания», 2007 
  3. Н.И. Дунченко, И. А. Рогов, Л.В. Антипова «Химия пищи», 2007
  4. М.И. Ефремов «Осторожно! Вредные продукты», 2008
  5. Домашняя энциклопедия «Питание по группам крови»
  6. Химическая энциклопедия, 2002
  7. Химический энциклопедический словарь, 1983
  8. В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В. В. Лунин, А. А. Дроздов «Химия», 11 класс, 2011
  9. И.И. Новощинский, Н.С. Новощинская «Органическая химия», 11 (10) класс, 2012 (профильный уровень)
  10. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Химия», 10кл. (профильный уровень), 2012
  11. Н. Э. Варавва, О. В. Мешкова «Универсальный справочник по химии», 2012
  12. Справочные материалы, Биология, 2013
  13. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. «Начала химии», М.: Экзамен, Оникс 21 век, 2001
  14. Мультимедийное учебное пособие нового образца. «Химия». Электронная библиотека «Просвещение», 2011
  15. Е.М. Ледовская «Металлы в организме человека». Химия в школе, 2005, №3
  16. Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», Дрофа, 1999
  17. А.С. Егоров, Н.М. Иванченко, К.П. Шацкая «Химия внутри нас», 2004
  18. «Открытая химия». Версия 2.5 Автор курса – профессор МФТИ, Академик РАЕН В.В. Зеленцов
  19. АНО «Центр Биотической Медицины» «Химические элементы и ваше здоровье», 2008
  20. Н.Я. Логинов, А.Г. Воскресенский, И.С. Солодкин «Аналитическая химия», Просвещение, 1979
  21. Библиотека электронных наглядных пособий «Химия» 8 – 11 класс. 1CD for Windows
  22. В.И. Добрынина, Е.Я. Свешникова «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», Медицина, 1977
  23. Сайт – www.smed.ru. «Справочные материалы», 2014-2015
  24. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Методическое пособие. Химия 11 класс», М: Дрофа, 2003
  25. В.С.Михайлов «О вреде раздельного питания, 2003
  26. Тематические сайты из Wikipedia – Интернет-энциклопедии, 2014 – 2015
  27. Тематические сайты из Khimik. ru, 2014 – 2015