Сортировка одномерного массива методом выбора

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (345 кБ)


Тип урока: комбинированный – изучение нового материала, выполнение практической работы.

Цели и задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию.
  • формирование коммуникативных навыков при обсуждении проблемных вопросов.

Время реализации урока: 40 мин

Предполагаемый результат урока:

Обучающиеся

  • знают/понимают алгоритм сортировки массива методом выбора;
  • умеют составлять программу для сортировки массива методом выбора.

Оборудование: ПК, проектор.

Дидактическое обеспечение урока: Презентация, задание для практической работы.

Основные понятия:

  • алгоритм сортировки методом выбора;
  • программа на Паскале сортировки методом выбора.

Особенности изложения содержания урока:

Это один из заключительных уроков изучения темы “Одномерные массивы” в 9 классе. Учащиеся изучили алгоритмы заполнения одномерного массива, вывода массива на экран, поиска числа в массиве, вставки и удаления элементов, перестановки и изменения элементов массива; научились составлять программу на Паскале по данному алгоритму. На предыдущем уроке был изучен алгоритм сортировки одномерного массива методом “пузырька”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивация учащихся

Учитель: На предыдущем занятии мы с вами изучили алгоритм сортировки методом “пузырька”.

В чем состоит идея сортировки этим методом?

Ученик: рассказывает идею метода “пузырька”.

Учитель: Воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления. (П. Капица) (Слайд 2)

Сегодня на уроке попробуем самостоятельно придумать другой алгоритм сортировки. Называется он “метод выбора”.

3. Постановка проблемы, составление алгоритма. (Слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, что можно выбирать в числовом массиве, чтобы его отсортировать по возрастанию?

Ученики: предлагают различные варианты.

Учитель: давайте разберем одно из ваших предложений: будем выбирать минимальный элемент в массиве. Попробуйте составить алгоритм сортировки самостоятельно.

Ученики совместно составляют алгоритм.

Далее учащиеся делают запись алгоритма в тетради. (Слайд 4)

Упорядочивание по возрастанию

Ищем минимальный элемент среди всех элементов массива. Находим его номер.

Меняем местами 1-й и этот минимальный.

Производим поиск минимального элемента среди элементов со 2-го по n.

Меняем местами 2-й и этот минимальный.

Повторяем процедуру поиска минимального среди оставшихся и обмена местами многократно (? раз)

Учитель: Сколько раз нужно повторять процедуру?

Ученик: n-1 раз.

Учитель: Рассмотрим пример сортировки числового массива методом выбора. (Слайды 5-9)

4. Запись алгоритма на языке программирования PascalABC.NET. (Слайды 10-11)

program Sort_Vybor;
const n=6;
var A:array[1..n] of integer;
i,im,k,r : integer;
begin
{ ввод массива, вывод исходного массива на экран}
for k:=1 to n-1 do
begin
im:=k;
for i:=k+1 to n do if A[i]<A[im] then im:=i;
r:=A[im]; A[im]:=A[k]; A[k]:=r;
end;
{ вывод отсортированного массива на экран}
end.

5. Учитель: Час работы научит больше, чем день объяснения. (Жан-Жак Руссо). Практическая работа. Задания для учащихся:

Начальный уровень.

Выполнить сортировку по возрастанию методом выбора.

Средний уровень.

Выполнить сортировку по убыванию методом выбора и методом пузырька. Подсчитать количество перестановок при сортировке одного и того же массива этими способами. Проанализировать результат и обосновать его.

Повышенный уровень.

Выполнить сортировку первой половины массива по возрастанию, второй – по убыванию.

Ученики могут выбрать и выполнить любые два уровня по своему усмотрению.

6. Домашнее задание:

  • Повторить изученные алгоритмы сортировки.
  • Подсчитать количество произведенных сравнений.
  • Подсчитать количество произведенных перестановок.
  • Изменить процедуру сортировки так, чтобы сортировка начиналась с последнего элемента массива (с конца, индекс К - уменьшался).
  • Отсортировать по алфавиту строковый массив, состоящий из 10 фамилий учащихся класса. Фамилии вводить по алфавиту.

7. Рефлексия деятельности на уроке

Учитель: Мы рассмотрели наиболее простые алгоритмы сортировки:

  • “пузырьковая” сортировка;
  • сортировка выбором.

Как вы думаете, насколько полезным, новым, сложным был учебный материал для вас? Справились ли вы с заданиями в полной мере? Пригодится ли знание методов сортировки для решения более сложных задач? Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Урок окончен.