Решение задач на умножение и деление. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • закреплять правила умножения и деления с изученными числами, знание таблицы умножения и деления;
  • уметь решать задачи изученных видов;
  • учить рассуждать и делать выводы.

Продукт урока: создать сборник задач для 3 класса.

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление, математическую речь;
  • воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.

Планируемый результат: уметь решать задачи изученных видов; выполнять деление и умножение с числами 1 и 0; пользоваться таблицей умножения и деления; вести диалог.

Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, понимание собственных достижений;

Метапредметные умения:

1. Познавательные умения: использовать полученные знания для выполнения заданий, отличать задачи изученных видов.

2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

3. Коммуникативные: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в паре и группах.

Предметные умения: различать задачи разных видов, решать задачи изученных видов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, заготовки для книги – сборника задач, листочки с задачами.

Технологическая карта урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства обучения
I. Cамоопределение к деятельности.
1.Организационный момент. 1 мин. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. Отвечают на приветствие. “Комплимент”
2. Определение целей урока- 2 мин. Формулирует задание. Уточняет понимание учащимися поставленной цели Определяет цель, тему урока, выдвигают проблему Диалог
3.Актуализация знаний – 6 мин. Даёт индивидуальные задания и контролирует ход работы.

Даёт задания для каждой пары, после выполнения проверяет правильность выполнения и корректирует работу пар.

5 учеников работают самостоятельно у доски, класс выполняет примеры на умножение и деление на скорость.

Ищут правильное решение поставленной задачи.

Самостоятельная парная работа.
II. Работа над темой
1.Открытие новых знаний -10 мин. Практическая работа с монетами Ищут правильное решение поставленной задачи.  
2.Первичное закрепление - 6 мин. Просмотр презентации

Решение задачи №2

Самостоятельно выполняют решение задачи. Учебник
3. Эмоциональная разрядка (физ.минутка) - 2 мин.   Читают стихотворение и выполняют движения. “Сам себе режиссёр”
4.Поиск решения (групповая работа) - 8 мин. Даёт задание Сами придумывают задачи изученных видов для составления сборника задач. Групповая работа
5.Обсуждение - 5 мин. Заслушивает группы Предлагают, зачитывают придуманные задачи и решают, берут данный материал в сборник или нет Диалог
III. Подведение итогов
1. Рефлексия - 2 мин. Предлагает закончить начатые высказывания Анализируя свою деятельность на уроке, заканчивают предложения:

Я сегодня узнал(а)...

Мне было интересно...

А я и не знал, что...

Теперь я знаю, что...

“Закончи предложение”
2. Домашнее задание - 1 мин. Предлагает задания из учебника, придумать задачи для сборника задач. Знакомятся с предложенными заданиями. Диалог, самоанализ
3. Итог урока - 2 мин. Анализирует работу групп и командиров. Самоанализ усвоения изучаемой на уроке темы, анализ и оценка работы группы и командиров Диалог, самоанализ

Ход урока

I. Cамоопределение к деятельности.

1. Организационный момент.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, чтобы настроение на уроке было радостным. Я уверена в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас правильных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы справимся с трудностями.

- Я пчела, и ты пчела. Cлайд 2.
Я в полоску, ты пестра.
Я лечу, и ты летишь.
Я жужжу, и ты жужжишь.
Как я хороша собой
Давай дружить с тобой.

2. Определение целей урока.

- Скажите, а хотел бы кто-нибудь из вас стать учёным и выпускать сборники трудов?

- Что такое сборник? (Книга, в которую собраны какие-либо произведения, стихи, задачи).

- А могли бы мы выпустить сборник задач для класса?

- Какая проблема встаёт перед нами?

- Чем мы займёмся на уроке, чтобы решить эту проблему?

3. Актуализация знаний.

1. 5 учеников самостоятельно работают у доски. Cлайд 3.

увеличить в 4 раза
9 7 5 3 8 4 6
             

 

уменьшить в 5 раз
35 20 45 30 15 40 10
             

Класс решает примеры на умножение и деление на скорость.

2. Парная работа. Ребята решают задачи в парах. Cлайд 4.

У Саши было 7 наклеек и 35 открыток. Во сколько раз больше открыток, чем наклеек? На первой полке 48 книг, на второй полке 8 книг. Во сколько раз меньше книг на второй полке? С одной грядки собрали 54 кг огурцов, со второй 6 кг. На сколько килограммов с первой грядки собрали огурцов больше, чем со второй?
Альбом стоит 8 рублей. Сколько стоят 4 таких альбома? Конфетка стоит 5 рублей, а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько дешевле стоит конфетка, чем шоколадка? На 28 рублей купили 7 тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь?
В классе 5 девочек, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько мальчиков в классе? В огороде собрали 24 кг лука. А чеснока в 4 раза меньше, чем лука. Сколько всего килограммов овощей собрали? Миша за 4 дня прочитал 12 страниц, а Вика за 3 дня прочитала 18 страниц. На сколько страниц больше читает в день Вика, чем Миша?

II. Работа над темой.

1. Открытие новых знаний.

А теперь приступаем к решению задач.

Практическая работа с монетами  (на доске 3 монеты 5 рублёвые и 4 монеты 2 рублёвые). Cлайд 5.

- Посчитайте, сколько денег? Как вы будете считать? (Можно сложить вместе все монеты. Можно разложить монеты по достоинствам, сосчитать их и сложить результаты).

- Посчитайте, сколько у вас денег, предложенными способами.

- Какой способ счёта оказался более рациональным? Запишите его в виде арифметических действий.

1) 5х3=15 (руб.)-монетами по 5 рублей.

2) 2х4=8 (руб.)-монетами по 2 рубля.

3)15+8=23(руб.)-всего.

- Запишите решение задачи одним выражением (5х3+2х4=23 (руб.)

Ответ: 23 руб.

2. Первичное закрепление

а) Просмотр презентации. (Электронный учебник.Математика.3 класс. М.И.Моро и др., с.86)

б) Решение задачи №2 по учебнику. Cлайд 6.

- Прочитайте задачу: “В детский сад привезли 4 коробки конфет, по 9 кг в каждой, и 3 коробки печенья, по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?”

- что привезли в детский сад? (конфеты и печенья).

- что известно о количестве конфет? (4 коробки по 9 кг).

- что известно о количестве печенья? (3 коробки по 8 кг).

- что нам нужно узнать? (сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?)

- можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

- что сначала мы должны узнать?

- можно ли найти сколько кг конфет привезли в 4 коробках? (4х9=36)

- как можем узнать количество печенья? (3х8=24)

- сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?

3. Эмоциональная разрядка (физ.минутка). Cлайд 7.

В понедельник.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

4. Поиск решения (групповая работа). Cлайд 8.

А теперь группы придумывают и записывают задачи, чтобы создать сборник задач класса по следующим выражениям:

  • 9 х 6
  • 7 х 5
  • 9 х 6 + 7 х 5
  • 25 : 5

5. Обсуждение. Cлайд 9.

Группа читает, а класс решает, берём в сборник или нет.

(Листы с записанными задачами тут же собираются в тетрадь и скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник задач. Ребята, смогли мы решить нашу проблему?)

III. Итог урока.

1. Рефлексия.

- А теперь подведём итог. Закончите предложения. Cлайд 10.

  • Я сегодня узнал(а)...
  • Мне было интересно...
  • А я и не знал, что...
  • Теперь я знаю, что...

- Оценим работу в группах.

2. Домашнее задание. Придумать задачи изученных видов. Cлайд 11.

3. Итог урока.