Занятие по теме "Электрический ток. Сила тока. Напряжение"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Одна пара длительностью 85 мин.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель:

  • Сформировать представления об электрическом токе и, в частности, о постоянном токе.
  • Дать (или напомнить) понятие силы тока, напряжения как характеристик электрического тока.
  • Расширить кругозор учащихся путём информирования их о действиях тока и краткого ознакомления с биографиями учёных.

Задачи:

  • Образовательные: дать определения электрического тока и двух величин, характеризующих его; подготовить к изучению и пониманию законов постоянного тока; закрепить понятие физической величины и навык составления формулы (математической записи) по словесному определению величины.
  • Развивающие: активизация мыслительной деятельности путём сопоставления (аналогии между электрическим током и потоком воды); развитие внимания и умения анализировать увиденное (при просмотре рисунков и видеороликов).
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; воспитать стремление к самосовершенствованию и познанию мира на примере научных достижений учёных.
  • Коррекционные: пополнение словарного запаса студентов с нарушениями слуха новыми терминами; разделение понятий “ток” (как поток чего-либо) и “электрический ток” (как поток заряженных частиц); применение визуализации для лучшего понимания физических процессов и явлений.

План занятия:

  1. Организационный момент (5 – 7 мин.)
  2. Актуализация знаний (15 мин.)
  3. Объяснение нового материала (40 мин.)
  4. Закрепление пройденного материала (15 мин.)
  5. Итог занятия. Домашнее задание (5 – 7 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель: Здравствуйте. Сегодня мы приступаем к изучению новой главы – “Законы постоянного тока”. Тема сегодняшнего занятия “Электрический ток. Сила тока. Напряжение” (слайд 1). Запишите тему в тетради. Ознакомьтесь с планом занятия (слайд 2).

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

На экране последовательно появляются вопросы (слайд 3). Для проверки или если студенты затрудняются с ответами им предъявляются правильные ответы (слайды 17–21, переход к ним и обратно осуществляется с помощью управляющих кнопок: “вопрос” и “стрелка”), причём на 1-й и 2-й вопросы даётся несколько вариантов ответов (любой из них принимается как верный).

3. Объяснение нового материала.

Преподаватель: прежде, чем мы начнём говорить об электрическом токе, давайте выясним, а что же означает слово “ток”?

Студенты:

- опасное физическое явление;

- то, что может ударить из розетки;

- то, что течёт;

- это поток.

Преподаватель: последние два ответа правильные. “Ток” - это течение чего-либо. Тогда, что такое “электрический ток”?

Студенты:

- течение электричества;

- течение электрических зарядов;

- течение заряженных частиц.

Преподаватель: молодцы! Всё верно. Запишите определение (слайд 4).

Если ток – это течение, то нужно уметь определять его направление. Направление электрического тока – это условное направление. Условимся, что за направление электрического тока мы будем принимать направление движения положительных зарядов (слайд 5), т.е. ток всегда течёт от “плюса” к “минусу”. Обратите внимание, что если носители отрицательно заряжены, то направление скорости их упорядоченного движение противоположно направлению тока в проводнике (слайд 6). Посмотрите видео (переход по гиперссылке на файл AVI “Направление тока в проводнике”).

Давайте теперь выясним, какие условия необходимы для возникновения электрического тока. Если вы внимательно смотрели видеоролик, то сможете правильно назвать эти условия.

Студенты:

- там была изображена батарея, у которой есть 2 полюса;

- ток начинается на одном полюсе и течёт к другому;

- лампочка соединена с батарейкой проводами;

- в проводах движутся электроны.

Преподаватель: давайте подытожим. Первое – нужен проводник, в котором присутствуют свободные носители заряда. Второе – нужен источник тока, который создаёт электрическое поле. Третье – источник и потребитель (например, лампочка) составляют электрическую цепь, и эта цепь должна быть замкнута. Запишите условия существования электрического тока (слайд 7).

А как вы думаете, как мы можем определить, есть ток в данном проводнике (цепи) или нет?

Студенты:

- надо подключить лампочку;

- надо использовать прибор.

Преподаватель: правильно. И в том, и в другом случае мы обнаружим ток по его действию. Запишите действия электрического тока (слайд 8).

Для пояснения каждого из действий осуществляется переход по гиперссылке (путём нажатия на слова “тепловое”, “химическое”, “магнитное”) на слайды 22 – 24 (обратный переход – с помощью стрелки). Сначала студентам предъявляются иллюстрации по каждому действию и предлагается проанализировать их, и только после фронтального обсуждения на экране появляются описания к иллюстрациям.

Преподаватель: теперь давайте вспомним, какие физические величины характеризуют электрический ток в цепи?

Студенты:

- напряжение;

- сила тока;

- мощность;

- сопротивление.

Преподаватель: молодцы! Сегодня, согласно теме занятия, мы подробно рассмотрим две из этих величин: силу тока и напряжение. Запишите определение силы тока и формулу для её вычисления (слайд 9). Теперь посмотрите видео (переход по гиперссылке на файл AVI “Определение силы тока”).

Во время демонстрации видео преподаватель несколько раз делает паузу, чтобы пояснить, что за каждый определённый промежуток времени (они обозначены разными цветами) через поперечное сечение проводника проходит определённое число заряженных частиц.

Преподаватель: вы записали в определении, что сила тока – это физическая величина. Вспомните, что это означает?

Студенты:

- значит, что должна быть единица измерения;

- должна быть формула, но мы её уж записали;

- должен быть прибор для измерения.

Преподаватель: всё верно. Запишите следующую информацию (слайд 10). Обратите внимание, что постоянным называют ток, у которого сила и направление не меняются со временем. А кто помнит, кто такой Ампер?

Студенты:

- учёный;

- физик.

Далее преподаватель, пройдя по гиперссылке (путём нажатия на фамилию учёного), предъявляет краткую историческую справку об А.М. Ампере (слайд 25). После ознакомления студентов с ней, предлагает им обсудить значимость работ учёного.

Преподаватель: следующая величина – напряжение. Запишите определение (слайд 11). Попробуйте по определению составить формулу.

На данном этапе проверяется умение студентов записать математически словесную формулировку: “...величина, равная отношению ... к ...”, а также знание обозначений и единиц измерения уже изученных величин.

Преподаватель: как вы думаете, что на следующем слайде?

Студенты: название единицы и прибор для измерения напряжения.

Преподаватель: верно! Запишите в тетрадь (слайд 12). А что вы знаете про Алессандро Вольта? Прочтите (переход по гиперссылке на слайд 26).

Далее следует обсуждение широты интересов учёного и его достижений.

Закрепление пройденного.

Преподаватель: давайте подведём итог занятия.

На слайдах 13–14 последовательно появляются 7 вопросов для закрепления изученного материала.

Преподаватель: сегодня мы с вами изучили две величины – характеристики электрического тока, но есть ещё одна важная величина – электрическое сопротивление. Все три величины связаны закономерностью, которую экспериментально вывел немецкий физик Георг Симон Ом. Запишите домашнее задание (слайд 15).

На этом мы сегодня заканчиваем наше занятие. Спасибо всем за внимание и за работу! (слайд 16)

Список используемых источников помещён на слайдах 27, 28.