Для учителей начальной школы

Интегрированный урок (литературное чтение + технология) на тему «Рассказы М.Пришвина "Золотой луг", "Поход в Музейный дом" и картина И.Левитана "Одуванчики"». 2-й класс.

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • На примере художественных образов, созданных М.Пришвиным и И.Левитаном, показать, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в ее тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек.
  • Учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты.
  • Учить пользоваться “Толковым словарем” для объяснения значения слов.
  • Дать представление о средствах выразительности в живописи.

Оборудование: Учебник Н.А. Чураковой “Литературное чтение”: 2 кл., ч.2; репродукция картины И. Левитана “Одуванчики”, лупы, рамки, динамическая картина, ножницы, клей, шаблоны,

Ход урока

I. Организационный момент. Настраиваем детей на внимательное и эмоциональное восприятие . (Слайд 1)

Хором:

Скажем “здравствуйте” глазами,
Скажем “здравствуйте” руками,
Скажем “здравствуйте” мы громко –
Станет радостно кругом.

II. Создание проблемной ситуации. Введение в тему урока.

Учитель:

- Сегодня мы отправляемся на непростую прогулку на цветущий луг, где полюбуемся цветами. (Дети рассматривают фото луговых цветов на слайде под музыку) (Слайд 2)

- Какое настроение стало у вас после прогулки? Какие цветы вам особенно понравились? (Ответы детей)

- Но есть среди этих цветов один особенный. (Слайд 3)

- Одни говорят про него, что он интересный. Для других он совсем неинтересен. Кто-то считает его неприхотливым, а для кого-то он загадочный и солнечный. А вот люди с особым зрением видят его даже золотым и сочиняют о нем загадки и стихи.

(Дети читают стихи и загадки) (Слайд 4)

На лужайке там и тут
Сотни солнышек цветут.
Петя сплел из них венок –
Рук потом отмыть не мог.

Пришел июнь, июнь, июнь,
В саду щебечут птицы.
На цветик этот только дунь –
И весь он разлетится.

Шла по городу Весна,
Кошелек несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.

Приоткрыла кошелек,
А монетки - Скок, скок, скок!
- Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали.

Одуванчик, солнечный цветок,
Улыбается медовою улыбкой –
Вновь весна ступила на порог
Разноцветьем, праздничной открыткой.

Разбросала золотом монет
Одуванчиков веселые мордашки,
В их глазах струится счастья свет...
Одуванчики – весенние милашки!

III. Ознакомление с темой и целью урока.

Учитель:

- Этот неприхотливый солнечный цветок удивил и писателя М.Пришвина, когда он был еще ребенком. Эти воспоминания он вложил в свой рассказ “Золотой луг”. (Слайд 5)

IV. Анализ художественного произведения

Словарная работа (Слайд 6)

В тексте есть слова с пометками. Пользуясь словарём и учебником, дети находят их значения.

  • Промысел – занятие, ремесло.
  • Пята (нога), пятка, в пяту – след в след
  • Фукнуть – дунуть.

2. Первоначальное чтение текста учителем.

3.Первичное восприятие рассказа.

Учитель:

- Кот сказал: “Одуванчик – это загадочный цветок”. Вы разделяете мнение Кота? А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика? (он забавный, желтый, золотой, открывается, закрывается) ( Слайд 7)

- Рассказ написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажите.

Учитель:

- Кот сказал: “Чтобы доказать это, надо еще раз прочитать рассказ от начала до конца!” Вы согласны с Котом?

4. Чтение рассказа детьми.

Учебник Н.А.Чураковой для 2 кл. “Литературное чтение”, ч.2 с.123.

5. Анализ рассказа и выборочное чтение.

Учитель:

- Кому же раскрывает свои секреты природа? (кто любит природу, кто умеет наблюдать) (Слайд 8)

- Раскрыла она их мальчику? Каким образом? Ведь сначала он считал одуванчик неинтересным цветком.

V. Работа с репродукцией картины

1. Поход в Музейный Дом. (Слайд 9)

Учитель:

- Не только писателям и поэтам, но и художникам природа открывает свои тайны. Мы с вами отправляемся в Музейный Дом.

- Вспомним правила поведения в музее.

- Ребята, нам нужно с собой кое-что взять, чтобы лучше рассмотреть картины? (лупу, рамку) (Слайд 10)

Учитель:

- Давайте рассмотрим картину И.Левитана “Одуванчики” и попробуем ее описать. (Слайд 11)

- Эта картина находится в Чувашском Художественном музее, и мы видели ее.

2. Подготовительная работа

Учитель:

- Для описания картины будем использовать слова-синонимы. (Слайд 12)

Художник, автор картины, живописец, И. Левитан

Написал, нарисовал, изобразил, показал.

Желтый, золотой, хрупкий, нежный, белый, воздушный, пленительный, грациозный, неприхотливый, скромный, полевой, уязвимый.

Учитель: Наверное, одуванчики уже не кажутся вам простыми цветами, и вы ждете встречи с ними.

3. Описание картины по вопросам. (Слайд 13)

Учитель:

- Кто написал эту картину?

- Как она называется?

- Что вы видите на картине? (В коричневом глиняном кувшине скромный букет обычных полевых цветов – одуванчиков. Он как бы напоминает им о лете, о теплых солнечных лужайках)

- Что напоминают вам желтые одуванчики? (Они напоминают солнышко)

- А белые? Они такие хрупкие... (Белые одуванчики напоминают воздушные пушистые шарики)

Учитель:

- Весь этот букет – как нежное признание художника в любви к родной природе.

- Какие цвета использует художник? (желтый, белый, коричневый, зеленый)

- Как вы думаете, почему Левитан поместил цветы в простой глиняный кувшин?

- Почему он выбрал коричневый фон?

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- А какое главное переживание художника?

- Что нужно, чтобы увидеть красоту в простом и обыденном?

- Как вы думаете, картина И.Левитана - это пейзаж, натюрморт или портрет? Дети читают стихотворение А. Кушнера “Что я узнал” (Учебник Н.А.Чураковой для 2 кл. “Литературное чтение”, ч.2 с.8-9) и выясняют, что это натюрморт.

А Кушнер. Что я узнал!

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется: ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это: НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется: ПОРТРЕТ.

VI. Творческая мастерская. (Слайд 14)

1. Инструктаж по изготовлению цветов

Учитель:

- В учебнике помещена картина, где одуванчики созрели и вот-вот облетят. Попробуем и мы сегодня побывать в роли волшебников и превратить этот луг в золотой, такой, каким увидели его мальчики из окна, сделав открытие.

- Перед вами на столе заготовки будущих одуванчиков.

Какой они формы? (круглой)

- Если мы возьмем и наклеим эти кружочки на нашу картину, будут они похожи на одуванчики? (учитель прикрепляет желтые кружочки к картине)

- Как сделать их похожими на одуванчики? (ответы учеников)

Учитель:

- Каждый цветок имеет лепестки, разного размера и формы. У одуванчиков их почти не заметно, лепестков очень много, они тонкие, будто махровые. Попробуем добиться этого с помощью ножниц. (Учитель вспоминает правила безопасного обращения с ножницами)

Учитель: (показывает один готовый цветок)

- Из каких деталей состоит цветок? (из 4-х кругов) Они одинакового размера? (разного) А цвета одинаковые? (разные) Остановимся на двух оттенках желтого.

Учитель:

- Возьмите самый большой круг. Сложите его пополам, и еще раз пополам. Затем с помощью ножниц на округлой части детали сделайте надрезы так, чтобы они немного не доходили до центра. Надрезы должны быть частыми, чтобы лепестки были более тонкими. То же самое проделайте с остальными кругами. Не забывайте, что каждый следующий круг должен быть меньше предыдущего. Затем склеивайте детали только в центре. (Учитель показывает готовый цветок - плоский)

- Ребята в другом классе уже сделали свои цветы, вот какие они получились. Чего не хватает этим цветам? (махровости, пушистости, воздушности выпуклости)

- Придадим цветку форму, более похожую на цветки одуванчика, чтобы его лепестки также тянулись к солнцу.

2. Работа в творческой мастерской по изготовлению панно.

Учитель:

- Прикрепите готовые цветы к панно (по мере изготовления цветов ребята прикрепляют их к полотну)

- Какими словами из текста вы могли бы описать картину? (“Очень красиво! Луг золотой”)

VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Почему же поэтам, писателям, художникам удается создавать удивительные произведения? Почему природа выдает им свои секреты? (они ее любят, она для них живая, у них особое зрение) (Слайд 15)

Учитель:

- Природа для поэта – любимая и живая. Если любишь природу и умеешь за ней наблюдать, то она откроет все свои секреты и тайны.

- А можно ли этому научиться? (Можно, если любить природу и наблюдать ее.)

Учитель:

- Закончить наш увлекательный урок хочется таким стихотворением

Благословляю ту тропинку,
По коей нищий я иду,
И в поле каждую травинку,
И в небе каждую звезду.

VIII. Домашнее задание. (Слайд 16)

Подготовить устный рассказ по картине И.Левитана “Одуванчики”.

Использованная литература.

  1. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В. Русский язык. Учебник. 2 кл., 2 ч.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях
  3. Чуракова Н.А. и др. Литературное чтение. Методическое пособие. 2 класс