Классный час "Записки ветерана"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (89,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, родного края, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной Войны.

Задачи:

  • Знакомство учащихся с героическим прошлым нашей страны;
  • Воспитание гражданско-патриотической позиции, гордости за свою страну, “малую Родину”;
  • Отдать дань уважения погибшим в годы ВОВ, выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Оборудование:

  • Мультимедиапроектор, презентация
  • копии фотографий, документов

Ход мероприятия

Учитель: (слайд 1). О тех, кто прошел войну, поэт Роберт Рождественский сказал замечательные и удивительно точные слова: “Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей…”. Сегодня нам хотелось бы рассказать вам об одном из таких людей - участнике ВОВ Салдине Геннадие Тимофеевиче.

Ученик: Геннадий Тимофеевич обладал удивительным даром рассказчика и все яркие эпизоды своей жизни записывал в дневник. Его воспоминания о войне, о тяжких послевоенных годах, когда пришлось жить трудно всем, родные, друзья и коллеги слушали с замиранием сердца (слайд 2). Будучи уже тяжело больным, в 1999 году Геннадий Тимофеевич прислушался к неоднократным просьбам своей дочери Попковой Натальи Геннадьевны записать свои разрозненные воспоминания. Решив сделать сюрприз, втайне от всех в старой тетради он стал писать собственную книгу, которую назвал “ О моей жизни”.

Ученик: (слайд 3) К сожалению, он не успел ее закончить. Геннадий Тимофеевич умер 23 февраля 2000 года, ровно 2 месяца не дожив до своего 76-го дня рождения.

Вместе с Натальей Геннадьевной мы не раз перелистывали дневник её отца, записи, которые он вел не один год, книгу, где собраны его рукописные воспоминания о войне и рассказы, о его жизненном пути. “Воспоминания – это громко сказано. Я расскажу вам о своей жизни…” Так просто и незатейливо начинает свои записи ветеран. И дальше перед нами открывается удивительный внутренний мир Геннадия Тимофеевича. Мы шаг за шагом вместе с ним переживаем наиболее яркие события его жизни; восхищаемся тем, как много повидал этот замечательный человек; удивляемся, сколько испытаний выпало на его долю; знакомимся с интересным людьми, которые встречались на его пути; поражаемся широте его интересов. И вдруг понимаем, что не можем оторваться от этой книги, не дочитав её и ясно осознаем, что… завидуем, да-да, завидуем его непростой удивительной судьбе, которая так тесно и неразрывно связана с трагической и героической историей нашей страны. Именно тогда созрело и окрепло у нас желание заниматься исследованием биографии ветерана.

Ученик: (слайд 4) Салдин Геннадий Тимофеевич родился 23 апреля 1925 г. в г. Чулым Новосибирской области. В семье было 2-е сыновей, Геннадий – старший. Отец, Тимофей Петрович, работал главным бухгалтером, мать - Таисья Павловна, оспопрививательницей в СЭС.

Ученик: (слайд 5 ) Мирную жизнь семьи нарушила война, отца взяли на фронт и он, будучи в составе 370 стрелковой дивизии, принял свой первый и последний бой (слайд 6 ). Геннадию с началом войны пришлось в 9-м классе оставить школу и идти работать в железнодорожные мастерские слесарем. В 14 лет он вступил в комсомол, приписав себе год.

Ученик: (слайд 7) В январе 1943 г. Геннадия Тимофеевича призывают в армию. Было ему в то время 17 лет, и он становится курсантом 16-го гаубичного артиллерийского полка в г. Новосибирске. Вскоре их, курсантов, отправляют по железной дороге через всю Сибирь в г. Энгельс на Волге, затем переводят в запасной полк в г. Пугачев, а уже оттуда с маршевой ротой направляют в г. Аткарск Саратовской области, где формировался 1-й стрелковый корпус.

Ученик: (слайд 8) Салдина зачисляют в батарею управления при командующем артиллерией этого корпуса. Летом же 1943г. накануне Курской битвы 1-й стрелковый корпус был в обороне на орловском направлении, а затем был переброшен на Калининский фронт.

Ученик: (слайд 9) “Начались долгие фронтовые будни. Дивизии несли тяжелые потери, немцы сбрасывали листовки “Бойтесь Витебской Мясорубки”. Окопы с водой, дожди, смена через 2 часа, короткий отдых в холодной землянке” – так описывает сам Геннадий Тимофеевич фронтовые будни. А какая сила духа, какое мужество: “Мы привыкли ко всему, нас не брал ни холод, ни голод. Тяжелые условия нас закалили, мы не имели и понятия о простуде, насморке, гриппе. Солдатский желудок переваривал любую пищу, даже сухой несваренный концентрат в пачках”.

Ученик: (слайд 10) Но тяжелая контузия и перенесенный тиф “сделали свое дело” - госпиталь, а после него – зачисление в 387-й отдельный пулеметный артиллерийский полевой взвод связи. С этим взводом он и участвует в боях по освобождению Белоруссии. Значительная часть воспоминаний посвящена освобождению белорусского города Витебска.

Ученик: (слайд 11) За участие в освобождении Витебска Салдин Геннадий Тимофеевич был награждён медалью “За отвагу” и получил Благодарность Верховного Главнокомандующего тов. Сталина.

Ученик: (слайд 12) В Воспоминаниях Геннадия Тимофеевича нет описания сцен сражений, жестоких боев, выставления напоказ своего героизма. О страданиях, лишениях он упоминает лишь в нескольких очерках. Чаще он описывает удивительные судьбы людей, с которыми встретился на войне.

Ученик: (слайд 13) Эти яркие, образные зарисовки с иронией, добрым юмором – свидетельство душевной чуткости, скромности и неиссякаемого оптимизма автора. Вот как он описывает самого себя в первые дни войны: “Чудо гороховое: брюки и гимнастерка не по размеру, ботинки с обмотками, пилотка нахлобучена как попало, в общем “защитник”.

Ученик: (слайд 14) Судьба оказалась благосклонной к Геннадию Тимофеевичу - он остался жив. В составе Прибалтийского, а затем Ленинградского фронта, он встретил Победу в Прибалтике - Курляндии, где принимали капитуляцию окруженных немцев.

Ученик: (слайд 15) За 2 недели до этого солдату исполнилось всего 20 лет. А сколько уже изведано и пережито! До конца 1945 г. гарнизон стоял в Латвии, а затем через всю страну часть была переброшена на Дальний Восток. После окончания войны ему довелось служить еще 5 лет в артиллерийских частях на Южном Сахалине, бухте Ди-Кастри в должности командира отделения и помощника командира взвода. Всего 8 лет военной службы. По воспоминаниям дочери ветерана Попковой Н.Г, отец часто рассказывал об этом времени. Он шутил, что “сросся с солдатскими сапогами” и уже не представлял себя в другой обуви.

Ученик:

“В сыром окне и в чаду вагонном,
Где повстречаться не пришлось бы нам, -
Солдата узнают не по погонам -
По стоптанным в походах сапогам”.

Ученик: (слайд 16) Беру в руки блёклые фронтовые фотографии Салдина Геннадия Тимофеевича. На обороте даты - 1944-1945 годы. Почти на всех он с фронтовыми друзьями. У всех потрепанные воинские гимнастерки, у всех – счастливые молодые лица. Трудно сказать, о чем они думают – но ясно, что не о тяжести пройденного пути! У всех улыбка на губах и в глазах неистребимая вера в будущее. Только с этой верой и можно было пройти тот путь, без неё он был бы непосилен.

Ученик: (слайд 17) После окончания военной службы Геннадий Тимофеевич поступил на курсы топографов при Новосибирском аэрогеодезическом предприятии и (слайд 18) через 2 года учёбы в качестве техника – топографа проработал 8 лет в полевых топографических, геологоразведочных и геолого-съёмочных партиях и экспедициях. С особой теплотой и нежностью вспоминает ветеран в своих записях работу в районах Западной Сибири.

Ученик: (слайд 19) Здесь, в экспедиции, он встретил свою любовь - Екатерину Петровну. Она пришла работать в геологоразведочную партию, окончив Томский топографический техникум. Здесь они поженились, здесь же родились дети - старшая Наталья и младший, Юрий. Они прожили вместе 47 лет, до самой смерти Геннадия Тимофеевича, в атмосфере добра, любви и взаимопонимания.

Ученик: (слайд 20) После рождения детей семья переезжает жить на постоянное место жительства в г. Кемерово. С 1962 по 1967 гг. Геннадий Тимофеевич трудится на стройках химических предприятий, в частности на строительстве первой очереди Кемеровского капролактама на объединении “Азот”, (слайд 21) а с 1967 по 1975 работает на кемеровском заводе “Строммашина” резчиком металла. В школьном музее “Память” бережно хранятся 33 удостоверения-патента на рационализаторские предложения Салдина. (слайд 22) На одном из них рукой директора Каймасова записано “Прошу более внимательно рассмотреть рационализаторское предложение т. Салдина. (слайд 23) Если это все так, то тогда что же делают технологи и конструкторы вашего отдела? Может, оставить одного т. Салдина, а зарплату ИТР передать ему? Рассмотрите вопрос еще раз! И подпись Каймасов. С 1975 г. до выхода в 1985 г. на пенсию он работает в научно-исследовательском институте токарем.

Ученик: (слайд 24) За свою трудовую деятельность Геннадий Тимофеевич награжден после войны орденом Трудового Красного Знамени, (слайд 25) знаком “Отличник социалистического соревнования Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения”, (слайд 26) медалью “За доблестный труд”, (слайд 27) значком “Отличник качества Министерства тяжелого и транспортного машиностроения”, (слайд 28) медалью “Ветеран труда” и многими юбилейными медалями, (слайд 29) и знаками союзного, (слайд 30) и областного значения, а ( слайд 31) также грамотами и дипломами. (слайд 32) Он прожил честную, достойную жизнь, воспитал двоих детей и четырех внуков.

Ученик: (слайд 33) Воспоминания ветерана Великой Отечественной Войны Салдина Геннадия Тимофеевича - это не просто записи о своем жизненном пути, о своих близких и друзьях, они проникнуты тревогой. (слайд 34) Это размышления о судьбе страны, о том, что будет с Родиной, ведь он защищал ее ценой огромных личных лишений и ценой жизни своих друзей и родных.

Ученик: (слайд 35) Изучение судеб людей, прошедших войну, представляет несомненный интерес не только для историков, но и для нынешнего поколения молодежи. Биография Геннадия Тимофеевича - яркое тому подтверждение. Наше поколение воспринимает ту страшную войну как что-то далекое и отвлеченное.

Учитель: (слайд 36) Изучив материалы, относящиеся к судьбе ветерана Великой Отечественной войны Салдина Геннадия Тимофеевича, проанализировав его воспоминания, раскрыв основные этапы его боевого пути и проследив послевоенную судьбу, можно придти к выводу, что все мы вышли из прошлого, в котором наши прадеды и деды, отцы и матери защищали Родину, строили и укрепляли страну.

(слайд 37) Урок, который мы вынесли, соприкоснувшись с судьбой удивительного человека - ветерана и труженика - это сила патриотизма, готовность к защите Родины. Как в годы войны, так и теперь, патриотизм – огромная сила в укреплении единства нашего общества, решении тех проблем, которые сегодня стоят перед нашей Родиной.

Ученик: (слайд 38) Без памяти о прошлом, преклонения перед подвигом ветеранов невозможно осуществить преобразования нашего общества. Знание истории Великой Отечественной войны способствует формированию нашей активной жизненной позиции. Наше поколение должно знать не только о том, как и почему началась жестокая и кровавая схватка нашего народа с фашизмом, но и что дала победа нам, как мы воспользовались ее результатами.

Ученик: (слайд 39)

Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да, — это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли,
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!

(слайд 40) Спасибо за внимание.

Список источников.

  1. Г.Т. Салдин Воспоминания (рукопись).
  2. Интервью с Н.Г. Попковой, дочерью ветерана Г.Т. Салдина.
  3. Интервью с С.С. Попковым, внуком ветерана Г.Т. Салдина.
  4. Интервью с М.С. Попковым, внуком ветерана Г.Т. Салдина.
  5. Архивные материалы школьного историко-краеведческого музея “Память”.
  6. Материалы семейного архива Н.Г. Попковой.