Конструирование рюкзака

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 5-й (неделимый мальчики/девочки)

Учеников на уроке: 15

Продолжительность урока: Один академический час (45 минут)

Цели урока:

  • Образовательные: научить учащихся строить чертёж выкройки рюкзака, рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежа швейного изделия; формировать умение применять чертёжные инструменты; формировать умения навыков конструирования швейных изделий.
  • Развивающие: развить творческое восприятие, пространственное мышление; внимательность, логическое мышление.
  • Воспитательные: согласованно осуществлять совместную деятельность, воспитывать коллективизм; устанавливать контакты со сверстниками и учителем; правильно выражать свои мысли, внимательность, аккуратность, терпеливость.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1. Учебник “Технология” 5 класс Симоненко ВД.

2. Плакаты и схемы чертежа выкройки рюкзака. Презентация.

3. Образец-эталон готового рюкзака.

4. Альбом фотографий творческих проектов.

5. Ножницы, миллиметровая бумага, рабочая тетрадь, карандаш М, резинка, линейка 30 см.

Словарь: чертёж, выкройка, масштаб, раскладка.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1.  Технология групповой работы.

2.  Технология саморазвивающего обучения.

3.  Информационно – коммуникационные технологии.

ХОД УРОКА

I  Организационный момент.

Проверка учащихся по журналу. Проверка готовности учащихся к уроку (рабочая тетрадь, миллиметровая бумага чертежные инструменты).

Напомнить учащимся о правильной организации рабочего места.

II Повторение пройденного материала.

Вопросы на повторение.

1.Как классифицируется бытовая одежда?

2.Из каких материалов шьют сумки, рюкзаки?

3.Каким требованиям должна отвечать спортивная одежда?

4.Что называется эскизом?

5. Какие аксессуары дополняют комплект одежды?

6. Каковы особенности построения выкроек подушек для стула, салфетки, фартука, рюкзака?

III Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Задачи урока.

Объяснение нового материала идёт одновременно с выполнением графической работы (чертежа) учащимися на миллиметровой бумаге.

В настоящее время рюкзак является самым распространённым швейным изделием у школьников. Большинство учащихся используют рюкзаки для посещения школы, спортивных секций, походов, загородных поездок и т.д. При конструировании рюкзака выполняется расчёт и построение чертежа деталей. Для этого необходимо первоначально выполнить эскиз рюкзака и определить его размеры. Обычно чертёж швейного изделия строят в масштабе 1:4 в рабочей тетради и затем выполняют выкройку в натуральную величину. Но для построения чертежа рюкзака этап построения в масштабе 1:4 можно исключить. Для выполнения работ по конструированию рюкзака на миллиметровой бумаге необходимы линейка 30 см и карандаш 2М, инструкционная карта.

Для того чтобы изображение на чертеже было понятным, государственным стандартом предусмотрено использование определённых знаков и линий.

Наименование Графическое изображение
Равенство =
Угол ^
От...до... : или...
Квадрат ?
Параллельно //

В конструировании применяются линии разных видов:

  • сплошная основная толщиной около 1мм, используется для обводки контура чертежа и рамки;
  • сплошная тонкая в 2-3 раза тоньше сплошной основной линии, применяется для построения чертежа;
  • штрихпунктирная линия толщиной, как у сплошной тонкой, используется для проведения осевых и центральных линий.

2. Работа по построению чертежа деталей рюкзака. Презентация. Видеослайд №1.

2.1. Первым этапом перед конструированием определяют расход всех материалов для изготовления рюкзака. Видеослайд №2.

При определении ткани верха рюкзака необходимо учитывать технологические свойства химического волокна (осыпаемость, скольжение, поверхностная плотность, прорубаемость).

2.2. Построение детали центральной части рюкзака. Видеослайд № 3.

Чертёж выполняется с проговариванием учителя по инструкционной карте последовательности построения чертежа. Самостоятельная работа учащихся. Под наблюдением учителя учащиеся выполняют построение детали центральной части рюкзака по слайду и инструкционной карте. Наносят контрольные точки и направление долевой нити.

2.3. Построение детали клапана рюкзака. Видеослайд № 4.

Чертёж выполняется с проговариванием учителя по инструкционной карте последовательности построения чертежа. Самостоятельная работа учащихся. Под наблюдением учителя учащиеся выполняют построение детали клапана рюкзака по слайду и инструкционной карте. Наносят контрольные точки и направление долевой нити.

2.4. Построение детали спины рюкзака. Видеослайд № 5.

Чертёж выполняется с проговариванием учителя по инструкционной карте последовательности построения чертежа. Самостоятельная работа учащихся. Под наблюдением учителя учащиеся выполняют построение детали спины рюкзака по слайду и инструкционной карте. Наносят контрольные точки и направление долевой нити.

2. 5. Построение детали дна рюкзака. Видеослайд № 6.

Чертёж выполняется с проговариванием учителя по инструкционной карте последовательности построения чертежа. Самостоятельная работа учащихся. Под наблюдением учителя учащиеся выполняют построение детали дна рюкзака по слайду и инструкционной карте. Наносят контрольные точки и направление долевой нити.

2.6. Построение детали подкладки и кулиски рюкзака. Видеослайд № 7.

Чертёж выполняется с проговариванием учителя по инструкционной карте последовательности построения чертежа. Самостоятельная работа учащихся. Под наблюдением учителя учащиеся выполняют построение детали подкладки и кулиски рюкзака. Нанести направление долевой нити.

3. Изучение схем в видеослайдах № 8 и № 9, которые показывают раскладки деталей выкройки рюкзака и подкладки.

Ответить на вопросы:

  1. Что значит понятие “экономичная раскладка”?
  2. От чего зависят межлекальные выпады?
  3. Конструкция деталей выкройки влияет на экономичную раскладку?

4. Целевой обход учителя.

После каждого этапа работы учитель проверяет правильность и качество построения чертежа у каждого учащегося.

5. Ознакомление и постановка проблемы к дальнейшему выполнению пошива рюкзака

Технологическая последовательность пошива рюкзака

№ п/п Содержание технологической операции Графическое изображение
1 Поставить верхнюю часть кнопки по разметке на нижний клапан Видеослайд № 10
2 Сложить лицевой стороной внутрь 2 детали клапана и обтачать швом шириной 10 мм
3 Вывернуть на лицевую сторону и настрочить отделочную строчку швом шириной 5 мм
4 Застрочить петлю швом шириной 2 мм Видеослайд № 11
5 Настрочить две ленты-стропы и петлю на клапан

(со стороны верхнего клапана)

6 Настрочить клапан на спину рюкзака по разметке
7 Настрочить по разметке ленту-стропу с нижней частью карабина на спину
8 Настрочить эмблему по разметке на центральную часть рюкзака Видеослайд № 12
9 Сложить лицевой стороной внутрь спину и центральную части рюкзака, стачать боковые стороны швом шириной 10 мм
№ п/п Содержание технологической операции Графическое изображение
10 Сложить и сколоть по надсечкам дно с центральной частью рюкзака.

Притачать дно по 4-м сторонам швом шириной 10мм, выполняя надсечки в углах

Видеослайд № 13
11 Притачать кулиску к верхнему срезу рюкзака швом шириной, перегнув её пополам.
12 Обтачать подкладку по 2-м сторонам, оставляя отверстие 10 см для вывёртывания рюкзака.
13 Застрочить углы подкладки на расстоянии 4 см
14 Обтачать рюкзак подкладкой по верхнему срезу швом шириной 10 мм, сложив лицевой стороной внутрь.
15 Вывернуть на лицевую сторону рюкзак, через отверстие в подкладке.

Застрочить отверстие швом шириной 2 мм.

16 Поставить нижнюю часть кнопки по разметке на центральную часть рюкзака.
17 Вдеть шнурок в кулиску. Завязать концы шнура в узелок.

IV Закрепление изученного материала.

Проблемный диалог.

- Какие линии применяют в конструировании?

- Можно ли по конструкционной основе изменить модель рюкзака?

V Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся по практической работе

А я сейчас попрошу вас закончить следующие фразы:

Сегодня на уроке:

  • я узнала...;
  • я научилась...;
  • мне было трудно...;
  • мне понравилось...

Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы.

1. ФГОС.Технология. Рабочая программа по учебникам В.Д.Симоненко. Модифицированный вариант для неделимых классов. 5 класс. Волгоград: Учитель 2015.

2. Технология. 5 класс: поурочные планы по учеб. В.Д. Симоненко/авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель 2004.