Математическая игра "Ключ к знаниям" для учащихся 4-х классов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Оборудование.

  • Карточки с заданиями для каждой команды.
  • Компьютер, проектор, экран, презентация.

Цель мероприятия:

  • Используя занимательную игру, развивать и укреплять познавательный интерес к предмету математики, воспитывать культуру математического мышления.

Задачи мероприятия:

  • развивать логическое мышление, речь;
  • развивать умение применять знания в новой ситуации;
  • развивать исследовательские навыки;
  • расширять познавательную свободу ученика;
  • развивать умение работать в группе, отстаивать свое решение;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала учеников.

Домашнее задание.

  • Название команды.
  • Приветствие.
  • Девиз и эмблема.

Ход игры

Под песню “Буратино” (муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина) вбегает Буратино.

Буратино: Всем! Всем! Всем! Дорогие друзья, я нашел заветную дверцу, которая ведет в страну Математики. Как бы мне хотелось попасть в эту страну! А вы, ребята, хотите туда попасть?

Звучит музыка. В это время показываются кот Базилио и лиса Алиса.

Кот Базилио: Итак, ты, Буратино, мечтаешь найти золотой ключик, чтобы попасть в страну Математики? А что ты там будешь делать? Ведь ты не умеешь ни читать, ни писать, ни считать...? Зло смеется.

Лиса Алиса: Тоже мне – захотели попасть в страну Математики. Хочется, да перехочется!

Звучит музыка. В это время показываются Мальвина и Пьеро.

Мальвина: Ребята, вы уже в четвертом классе, и уже научились писать, читать и считать. Давайте поможем Буратино попасть в страну Математики.

Кот Базилио: Как вы собираетесь туда попасть, ведь золотой ключик у меня!

Ехидничает и вертит ключик в руках.

Лиса Алиса: Не видать тебе ключика, как своих ушей! У нас есть такие хитрые и коварные задания, которые вы никогда не сможете выполнить!

Буратино: Ну что, ребята, попробуем выиграть у них ключ!

Мальвина: Мы начинаем состязание.

Пьеро: Вам встретятся различные задания.

Буратино: Придется и считать, и рисовать.

Мальвина: И ребусы с кроссвордами решать.

Пьеро: Не бойтесь рассуждать и ошибаться.

Буратино: Ведь главное вам “вне игры” не оставаться.

Пьеро: Все знают, что важнее не победа, а участие.

Мальвина: А математика – прекраснейшее из пристрастий!

Мальвина: Давайте познакомимся с каждой командой.

Каждая команда представляет название, эмблему и девиз. За каждым столиком – великолепная семерка! Болельщики могут помочь своим командам. За верно выполненные задания принести дополнительные баллы.

Пьеро: Сегодня в нашей игре примут участие ученики 4 “А” .... 4 “Д”.

1 тур. Арифметический.

Лиса Алиса:

Чтоб ключ золотой вам отдать
Надо, прежде всего, арифметику знать!

Кот Базилио:

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка
Где бы нам не пригодилась – арифметика!

Задача 1. Сколько страниц в Азбуке, которую папа Карло подарил Буратино, если для того, чтобы их пронумеровать, понадобилось всего 35 цифр?

А) 17 Б) 23 В) 22 Г) 24 Д) 35

Задача 2. Пьеро в таблицу 3 x 3 вписывает цифры так, что все 6 сумм, полученных при сложении цифр из каждой строки и каждого столбца, оказываются разными. Чему равна самая маленькая сумма всех цифр в таблице с таким свойством?

А) 7 Б) 8 В) 9 Г) 10 Д) 12

Задача 3. С какой скоростью Буратино может идти из школы домой?

А) 20 м/с Б) 1 км/мин В) 4000 м/ч Г) 900 м/мин Д) 45 км/ч

Задача 4. Лиса Алиса и кот Базилио пришли в харчевню “Трех пескарей”, заказали обед и дали хозяину 10 золотых. Тот в качестве сдачи вернул им столько денег, сколько стоил обед. Лиса заметила, что хозяин дал им на 2 золотых меньше, чем нужно. Сколько денег он должен был вернуть им на самом деле?

А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7 Д) другой ответ

Задача 5. Алиса выше кота Базилио, но ниже Пьеро, Мальвина выше Буратино, но ниже Алисы. Кто из них самый высокий?

А) Пьеро Б) Базилио В) Мальвина Г) Алиса Д) Буратино

Между конкурсами для болельщиков проводятся игры, предлагаются задачи.

Буратино:

А вот болельщики чуть “в стороне” не оказались,
Хоть поддержать свои команды и старались.
Дадим и им сейчас задание,
Послушайте его, внимание!

Игра.

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз,
Лишь скажу я слово “три” – 
Приз немедленно бери!
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых ... две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду “раз, два, ... марш!”
Когда стихи запомнить хочешь, 
Их не зубри до поздней ночи, 
А про себя их повтори
Разок-другой, а лучше... пять!
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать,
Ну что ж вы приз, друзья, не брали,
Когда была возможность взять?

2 тур. Геометрический.

Мальвина: Ребята, у меня корона “арифметическая”, используя геометрические фигуры изобразите для меня – геометрическую.

Беритесь за маркеры смело,
И верю, сможете вы умело
Используя, фигур великое множество,
Исполнить художество!

Буратино: По два человека от каждой команды приглашаются к мольбертам.

Задача 1. Используя геометрические фигуры, изобразить прическу для Мальвины.

Задача 2. Мальвина хочет обвести каждую из фигур А – Д фломастером, не отрывая фломастер от листа бумаги и не проводя по одной линии дважды. Какую фигуру она не сможет так обвести?

3 тур. Лингвистический.

Пьеро:

Конкурс “словесный”
Всем интересный.
Ты слова перечисляй,
Лексикон свой расширяй.

Лиса Алиса:

Ребус перед вами
Отгадайте сами,
Правила просты,
Вспоминай скорей их ты!

Задание 1. Вспомните пословицы, где встречаются имена числительные.

Например, Ум хорошо, а два лучше.

Задание 2. Расшифруйте ребус, в котором зашифровано фамилия великого математика.

4 тур. Исторический.

Звучит музыка. Что? Где? Когда?

Сундук сокровищ

История изобретения насчитывает тысячи лет. Эта вещь на протяжении веков совершенствовалась, уменьшалась в размерах. В математике без этой вещи трудно обойтись. Особенно при решении задач на движение. Слово, которым эта вещь называется, не имеет единственного числа.

Греческий философ Платон изобрел для своих учеников эту вещь из двух сосудов. В один сосуд наливали воду. Вода, вытекая, из второго сосуда вытесняла воздух. Воздух устремлялся по трубе к флейте, флейта начинала звучать, и дети бежали на урок, услышав звуковой сигнал.

Почти у каждого из вас есть эта вещь.

  • Механические
  • Электронные

Самые первые –

  • Солнечные
  • Песочные
  • Водяные (клипсидры).

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка
Стрелка та не для красы –
Время скажут вам ....

Жюри подводит итоги, а в это время исполняют математические частушки.

Ваня целый день зевает, 
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идет Ванюше впрок.
Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить – не знает.
Плачет баба, плачет дед, 
Ну, не сходится ответ!

Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла!

Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За нее мы на двоих
Четверку получили

Ежедневно мы считаем,
Множим, делим, вычитаем, 
Отвечаем и читаем –
Сколько времени теряем!

Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.

Я считаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в школе 
Не угонится за мной.

Скорость лошадей узнали
И в ответе написали:
“Мчится лошадь без кареты
В тысячу раз быстрей ракеты”.

Это что же, в самом деле
Получилось – стыд и срам:
Землекопа вдруг в задаче
Разделили пополам.

5 тур. Музыкальный.

Конкурс “Угадай мелодию”.

Звучат мелодии – минус песен (“2*2=4”; “От улыбки”; “Когда мои друзья со мной”; “Песня мамонтенка”; “По секрету всему свету”; “Вместе весело шагать по просторам”; “Чему учат в школе”; “Как положено друзьям, все мы делим пополам”).

Кот Базилио:

Решили много вы задач,
На логику и на смекалку.
И в череде удач и неудач
Узнали много новых фактов.

Лиса Алиса:

В пылу математической баталии
Вы показали нам умения и знания.

Кот Базилио и лиса Алиса вручают золотой ключ Буратино.

Буратино:

Наука – это труд тяжелый!
Наука – это волшебство.
И если в жизни раз коснулся ее сердцем...
Взлететь от радости открытья будет нам дано!

Пьеро:

Так пусть сегодня здесь господствует Наука,
Кипит дискуссия, вопросов дружный хор!

Мальвина:

Наука никогда не даст Вам умереть от скуки!
И сделает Ваш ум острее, чем топор!

Царицей наук считается “МАТЕМАТИКА”.

Я – математика земная,
Горжусь, прекрасная, собой.
Я всем наукам мать родная,
И дорожат все они мной.
В веках овеяна я славой,
Светило всех земных светил.
Меня царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Моя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царица всех земных наук!

Буратино: Математика – золотой ключ, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику.

Хором: Добро пожаловать в страну Математики.

Список литературы:

  1. Газета “Математика”; Гусев В. А. Внеклассная работа по математике. М. “Просвещение”,1992;
  2. Депман И. Я. За страницами учебника математики;
  3. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. М. Наука,1984;
  4. Нагибин Ф. Ф. Живая математика. М. Издательство Русанова, 1994;
  5. “Математика в школе”, подшивка журналов;
  6. “Математика”, газета - приложение к газете “Первое сентября”;
  7. Ельчанина Н.И. “Ах, как занимательна эта математика”;
  8. Сборник задач “Кенгуру”.