Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему «Золотая осень» (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (73,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: уточнить и закрепить общие представления о характерных особенностях и явлениях природы, происходящих осенью, о приметах, названиях месяцев, вспомнить их народное название, уметь его объяснить; о проявлениях живой и неживой природы, о влиянии их на жизнь и деятельность человека. Воспитывать любовь к природе.

Материал: презентация; красный конверт, письмо на жёлтом листе, осенние листья (осиновые, берёзовые, кленовые, рябиновые), корзина с овощами и фруктами, фоногрмма песни “Листочки, листочки..” Филиппенко А., слова: Макшанцевой А., фонограмма песни Е. Лагутиной “Осенью”.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1.ч.: Воспитатель читает стихотворение Октябрины Вороновой “Осень”.

В.:

Чьи это смелые краски и кисти?
Кто из художников чудо принес?
Будто погладили лапкою лисьей
Нежно – зеленые платья берез.
Кто на осины багрянец набросил,
А на рябины – рубиновый шелк?
Дети, узнали вы, кто к нам пришёл?

Слайды 2 - 3

(Во время чтения стихотворения, дети рассматривают картины осенней природы.)

Слайд 4.

В.: Правильно, ребята, это – Осень.

Слайд 5.

В.: Посмотрите, что нам осень прислала.

Дети: Это письмо.

В.: Что случилось? Давайте прочитаем.

Слайд 6. Воспитатель, читает письмо.

В.: “Дорогие ребята! Приглашаю вас в путешествие по Золотой осени. Я приготовила для вас испытания. Если вы выполните все мои задания, я поделюсь с вами своим секретом. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам карту. Буду вас ждать. Осень”.

В.: Ребята, вы хотите узнать секрет Осени и отправиться в путешествие? Тогда нам надо попасть в осенний лес. По дороге, соберём букет из осенних листьев. Вы готовы? Тогда, в путь!

“Листья” (Н.Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья дуба,
Листья осины.
Листики клёна мы соберём
Маме осенний букет принесём.

(Дети шагают, сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают пальчики, начиная с большого. Затем ещё сгибают и разгибают кулачки).

2 ч.:

Слайд 7.

В.: Ребята, посмотрите на карту, вы догадались, почему здесь сразу три осенних картинки. (Ответы детей).

В.: Правильно, это три осенних месяца. В осеннем лесу, нам необходимо проехать три станции. На чём поедем?

(Дети предлагают вид передвижения, затем “передвигаются” на нём между станциями).

Слайд 9.

В.: Это наша первая станция. Назовите первый месяц осени.

Д.: Сентябрь.

В.: Что вы знаете про сентябрь?

Д.: В народе его называют “хмурень”. В сентябре небо часто покрывается тучами, становится серым, хмурым, идут дожди.

В.: Ещё этот месяц называют “златоцветом” и “листопадником”. Как вы думаете, почему?

Д.: В сентябре желтеют листья и, лес стоит как золотой. В сентябре листочки начинают опадать.

В.: Какого цвета листья можно увидеть в это время?

(Ответы детей).

В.: Поэтому осень в сентябре называют “ЗОЛОТОЙ”?

(Ответы детей).

Слайд 10.

В.: Назовите следующую станцию.

Д.: Октябрь.

В.: В народе назвали этот месяц  “грязник”. Догадайтесь, почему?

Д.: В октябре идут дожди, на улицах грязно и слякотно.

В.: Какая погода бывает в октябре?

Д.: Дуют сильные, очень сильные ветры, поэтому октябрь называют ещё “ветродуем”.

Слайд 11.

В.: Кто догадался, какое название у нашей третьей станции?

Д.: Это ноябрь.

В.: Расскажите о погоде в ноябре.

Д.: В ноябре появляется первый снег. Он тает. На дорогах то снег, то грязь.

Д.: Ноябрь в народе называют – “бездорожник”. По дорогам трудно ходить.

В.: Ребята, первое испытание осени вы прошли с успехом.

Слайд 12.

В.: Ребята, посмотрите на карту. Что вы видите?

Д.: Разноцветные листочки.

В.: Осень предлагает вам узнать и назвать листья деревьев.

Слайды 13 – 15.

Дидактическое упражнение “С какого дерева листья?”

Слайды 16 – 17.

Дидактическое упражнение “Назови листочек”.

В.: Ребята, мне так понравились осенние листочки, что захотелось поиграть с ними. Вы поиграете со мной?

Подвижная игра “Листочки, листочки”

Листочки, листочки по ветру летят,
Листочки, листочки по ветру кружат.
Раз, два, три осиновый лист бери.

(Игра проводится под фонограмму детской песни “Листочки, листочки” Филиппенко А., слова: Макшанцевой А., повторяется 2-3 раза. Дети находят по порядку все осенние листья: осиновые, берёзовые, рябиновые и т.д.)

Слайд 18.

В.: Давайте посмотрим карту. Вы догадались, какое следующее задание приготовила вам осень? Надо посмотреть на картинку и рассказать, что изменилось с приходом осени.

Слайды 19 – 25.

Д.: Листья на деревьях пожелтели. Стало холодно.

Д.: Вянет и желтеет трава.

Д.: Небо закрывают серые тучи.

Д.: Идёт мелкий моросящий дождь.

Д.: Дует холодный ветер.

Д.: Начинается листопад.

Слайды 26. Гимнастика для глаз “Осень”.

Слайды 27 - 29.

В.: Неспешными шагами проходит осень. Никогда природа не выглядит так восхитительно. А вы, ребята, и этим испытанием справились.

Слайд 30.

На экране появляется Осень.

Слайды 31 – 32.

В.: Знаете, ребята, что ещё изменилось с приходом осени? Вы заметили, что дни стали короче, а ночи стали длиннее.

Д.: Скоро наступит полярная ночь.

Слайд 33.

В.: Давайте посмотрим на карту. Кто догадался, что можно сказать об этих птицах?

Слайды 35 – 36.

Д.: Осенью птицы улетают в теплые края.

В.: Молодцы. Правильно. Ребята, а вы знаете, почему птицы улетают?

Д.: Осенью становится холодно.

Д.: Прячутся и засыпают насекомые.

Д.: Вянет трава.

Д.: Птицам становится холодно и голодно.

3 ч.:

В.: Ребята, мне что-то стало совсем грустно. Может осень нас чем-то порадует?

Слайд 37.

О.: Конечно. Вы выполнили все мои испытания. Я же обещала вам открыть свой секрет. Так вот, ребята. Осень – щедрая пора. Почему?

Слайд 38.

Д.: В лесу выросло много грибов и ягод.

Слайд 39.

Д.: В огороде собирают овощи.

Д.: А саду поспели фрукты.

В.: Ребята, как вы много знаете об осени. Давайте, на прощание подарим осени весёлую песенку.

(Дети по фонограмму поют песенку Е. Лагутиной “Осенью”).

“Осенью”

Листья пожелтели, птицы улетели
Осень, осенью – 2 р.
Лужи на дороге, холод на пороге
Осень, осенью – 2 р.
Теплые сапожки, не промокнут ножки
Осень, осенью – 2 р.
Хмурая погода, грустная природа
Осень, осенью – 2 р.

Воспитатель вносит в группу подарок от осени - корзину с дарами (груши, яблоки и др. фрукты и овощи).

Литература.

  1. Е. Лагутина “Осенью”. (Муз. руководитель ОУ )
  2. Гимнастика для глаз “Осень”. https://youtu.be/YhAgyeUGrdc
  3. Детская песня “Листочки, листочки по ветру летят..” iPlayer/ru Музыка:  Филиппенко А., слова: Макшанцева А
  4. Е. Лагутина “Осенью”. (Муз. руководитель ОУ )
  5. Н. Нищева “Листья” http://www.tarologiay.ru/?p=2690
  6. Приметы про осень. http://www.razumniki.ru/osen_primeta.html
  7. Стихи о Кольском Севере. https://vk.com/topic-19330633_23635890