Консультация для воспитателей "Мудрость русского народа"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: традиции, предки


Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Заботу о воспитании детей, характер взаимоотношений народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил». Пение былин, рассказывание сказок, пословиц, поговорок переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…».

Непременным и важным условием для всестороннего развития ребенка является общение со взрослыми, а основным средством человеческого общения является язык. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная, речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе.

Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача включает в себя:
– обогащение словаря;
– формирование грамотной разговорной речи.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи – их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию речи.

первых дней жизни малыша, напевая песенки, родители вкладывают в сознание ребенка самое доброе, светлое, истинное. А «Ладушки», «Сорока», — первые игры, с которыми знакомится ребенок. Такие игры дают возможностью устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание обращенной речи. Еще К. Г. Юнг научно обосновал теорию коллективного бессознательного: «Вы думаете, вы сами воспитываете своих детей? Их воспитывают целые поколения бабушек и дедушек, стоящих за их спиной».

Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, сказки сочинил русский народ.

Народный опыт, традиции формировались веками, и поэтому каждое слово в фольклоре наполнено глубинным смыслом. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, из поколения в поколение, и это становилось достоянием многих. Так наши предки создавали свое искусство, свою поэзию.

В Москве в 2009 году прошли XVII Международные Рождественские образовательные Чтения. Главная цель Чтений – это совершенствование системы российского образования путём разумного сочетания отечественных образовательных традиций и мирового педагогического опыта, и понимания значимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Участниками была принята резо­люция, в которой обозначен ряд социально значимых проблем по воспитанию детей на ценностях отечественной духовной культуры в дошкольном учреждении, решение которых требует единства усилий и тесного взаимодействия дошкольного учреждения, семьи, государства и церкви.

Сейчас родители больше заняты, между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блек­нет, тускнеет. Поэтому, то, что заложено веками нашими предками, мы можем взять в помощни­ки в овладении детьми родным языком. И исправить ситуацию.

Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Через фольклор мы учим детей следовать правилам игры, соблюдать нормы поведения. Нравственные заповеди лучше усваиваются через сказки, пословицы, скороговорки.

Фольклор дает возмож­ность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда по­степенно перед детьми откроется сила народного слова.

Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на ма­гической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком. Колыбельные песни, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа "люли-люли-люленьки", "баю-баю-баиньки" и т.п., напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения), способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка.

Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Это красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах. Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.

Приговорки нацелены на домашний быт к повседневным занятиям. Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово.
Заклички и приговорки рождены языческой верой во всемогущие силы природы. Связанные с древнейшими ритуальными обрядами служения солнцу, воде, земле и другим природным стихиям, они в течение многих веков приобщали ребенка к закономерностям земледель­ческого быта, к последовательной смене видов труда в соответствии с годовым круговоротом солнца. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название – закличка, от слова «закликать» – звать, приглашать, обращаться.

Приметы – прекрасный образец «земледельческой мысли» народа. Знания природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые дошли до наших дней.

Скороговорка – веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помога­ют правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.
Народные дразнилки предназначены для того, чтобы поставить на место обидчика, показать свое отношение к неприятным проявлениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. Отгадывание и придумывание загадок оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей, употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствует формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от нее она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
Он – лисий хвост. (Поговорка.)
В чужом глазу сучок видит, а в своем и бревна не замечает. (Пословица.)

Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости – как бы сама судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.

Среди народных стишков большую группу составляют те, содержанием которых является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Но чепуха эта особого свойства. Она подчиняется определенному правилу – перевер­тышу. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи, характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Приобщая детей к русским традициям, знакомя их с народными праздниками, обрядами, мы пробуждаем интерес детей к родной истории. Фольклор – это пласт культуры, являющийся хранилищем народной мудрости, традиций, эталонов духовности и нравственности. Пусть не все останется в памяти, но что-то осядет, запомнится, а значит рано или поздно обязательно прорас­тет и даст свои всходы. Все, что нам передавалось из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа.