Химия и Великая Победа

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Форма  проведения мероприятия:  конференция

Цель: ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом,  показать вклад народа в победу в Великой Отечественной войне, патриотизм и героизм ученых,  воспитание патриотизма у учащихся; расширение кругозора; формирование мировоззрения;  нравственное воспитание  

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыка

Песня «Священная война»

Стихотворение в исполнении ученика – «Весна Победы»

Ведущий.  Сегодня мы проводим конференцию, посвященную 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной  войне. Этой конференцией мы хотим показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, рассказать о применении многих известных химических веществ во время войны. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы.

Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны.

Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.  Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом.

Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!»

С того памятного мая минуло 70 лет. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства.
Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. 
Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты.
«В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).

Презентация «Химические элементы на защите Родины»

Ведущий. Мы расскажем о деятельности некоторых ученых-химиков в годы войны.
Геологи, ученые- химики должны были создавать новые способы производства самых разных материалов, чаще всего на основе еще неосвоенных, нетрадиционных сырьевых источников. 
Безотлагательно требовались взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов «катюш», высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали легкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей… не менее важным, чем в довоенный период, оказались задачи производства строительных материалов, волокон, удобрений, красителей, кислот и щелочей.
Во-первых, весьма значительными были потери источников сырья и мощностей по производству химической продукции на оккупированных фашистскими войсками территориях.
Так, например, в начале войны были потеряны 50%  мощностей по производству синтетического каучука, 88% – кальцинированной соды, 77% – серной кислоты, 66% синтетических красителей. Оккупированными оказались Донбасс, И Криворожский железорудный бассейн с их шахтами и заводами, производящими металлургическую коксохимическую продукцию.
Во-вторых, в связи с приближением военных действий к Москве и Ленинграду все ведущие научные учреждения, в том числе и химические, были эвакуированы на восток страны, где для исследовательской работы не было необходимых условий.
Решать все эти задачи было крайне трудно.

Презентация «Ученые-химики в период ВОВ»

Песня в исполнении ученицы «До свидания, мальчики»

Ведущий. 70 лет, почти целая жизнь поколения людей, прошла с того памятного дня – 9 мая 1945 года. Страшные годы Великой Отечественной Войны – святые страницы истории нашей Родины. Их нельзя переписать заново. В них боль и печаль, величие подвига человеческого.
В годы войны в Вооруженных силах СССР имелись химические войска, которые поддерживали высокую готовность противохимической защиты частей и соединений действующей армии на случай применение фашистами химического оружия, уничтожали врага с помощью огнемётов и осуществляли дымовую маскировку войск.
Химическое оружие – это оружие массового уничтожения, это отравляющие вещества и средства их применения; ракеты, снаряды, мины, авиационные бомбы с зарядом отравляющих веществ.

Презентация «Химия в военном деле»

На протяжении пяти тысяч лет истории человечества только 292 года прошли на Земле без войн; остальные 47 веков сохранили память о 16 тысячах больших и малых войн, которые унесли более 4 млрд. жизней. Среди них самой кровопролитной была Вторая мировая война (1939-1945). Для Советского Союза это была Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Это был тот период, когда служение долгу выходит за пределы науки и своей профессии и совершается во имя Родины, во имя народа. В это тяжелое время медицинские работники проявляли подлинный героизм и преданность своему Отечеству, их подвиги в военные годы неповторимы.
Достаточно сказать, что на фронте и в тылу трудились свыше двухсот тысяч врачей и полумиллионная армия средних медицинских работников, показавших чудеса храбрости, небывалой душевной стойкости и гуманизма. Военные медики вернули в ряды защитников Родины миллионы солдат и офицеров. Они оказывали медицинскую помощь на поле боя, под огнем противника, а если этого требовала обстановка — сами становились воинами и увлекали за собой других. Защищая свою землю от фашистских захватчиков, советский народ, по неполным подсчётам, потерял на полях сражений в ходе военных действий более 27 млн. жизней.
Известный полководец, маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».

Презентация «Медицина в годы войны»

Ведущий. Концентрационные лагеря в фашистской Германии были созданы после прихода гитлеровцев к власти с целью изоляции и репрессирования противников нацистского режима.    
К началу Второй мировой войны в тюрьмах и концентрационных лагерях Германии находились 300 тысяч немецких, австрийских и чешских антифашистов. В последующие годы гитлеровская Германия на территории оккупированных ею европейских стран создала гигантскую сеть концентрационные лагерей, превращенных в места организованного систематического убийства миллионов людей.
Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и другими средствами массового истребления людей, крематориями.
Практикуемая в лагерях так называемая программа эвтаназии, в соответствии с которой душевнобольные и хронически больные в концентрационных лагерях умерщвлялись инъекцией отравляющих веществ, дала возможность управлению лагерей уничтожать и здоровых людей.
Опыт, приобретенный при осуществлении этой программы, впоследствии использовался в истреблении миллионов. Врачи концентрационных лагерей убивали нетрудоспособных заключенных с помощью внутривенного вливания фенола, эвипана-натрия и синильной кислоты. Такими же методами велась борьба с эпидемиями.
Из 18 млн. граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в т. ч. и концентрационные лагеря, было уничтожено более 11 млн человек.

Презентация «Лагеря смерти - газовые камеры» (Текст)

Стихотворение в исполнении ученицы – «Реквием»

Ведущий. Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической была Великая Отечественная война 1941-1945 года. Не случайно её называют Великой. Она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу.
Глубоко справедливы слова древних мудрецов: «Когда войну забывают, начинается новая, память – главный враг войны».

Нам руки даны, чтобы землю обнять,
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять,
И вечную славу им петь,

Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит. . .
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!

Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена,
И впишем навечно в сердца!!!

Звучит песня «День Победы» в исполнении учеников кадетского класса