Методическая разработка открытого урока на тему «Значение предметно-развивающей среды в жизнедеятельности начальной школы»

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1. МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

2. ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

3. Тема урока: “Значение предметно-развивающей среды в жизнедеятельности начальной школы”

5. Место и роль урока в изучаемом разделе ОП: второй урок по теме: Тема 2.1. Требования к созданию предметно-развивающей среды

6. Цели урока: освоение дидактических единиц: Уметь: создавать в кабинете предметно-развивающую среду. Знать: педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению.

- профессиональных компетенций: ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

7. Задачи:

  • обучающая: Способствовать формированию знаний о значении предметно-развивающей среды, формирование умений и   навыков принятия практического решения поставленных профессиональных задач при разработке предметно-развивающей среды;
  • развивающая: развитие умений анализировать учебно-методический материал, делать выводы;
  • воспитательная: воспитание толерантности в процессе групповой работы;
  • социальная: понимание сущности и значимости будущей профессии.

8. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

9. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

10. Используемые методы обучения:

  • словесный: эвристическая беседа, диалог;
  • наглядный: демонстрация презентации, видеоролика;
  • практический: практическая работа;
  • рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.

11. Принципы:

  • индивидуального и дифференцированного подхода;
  • деятельностного подхода в обучении;
  • прочности усвоения знаний, умений;
  • наглядности, доступности и посильности.

12. Учебно-методическое обеспечение урока:

  • дидактические средства: электронная презентация, видеофильм, буклеты;
  • технические средства: мультимедийный проектор, компьютеры.

13. Межпредметные связи: ОП 01. Педагогика, ОП 02 Психология.

14. Прогнозируемый результат:

  • формирование умений: создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
  • формирование знаний: определять педагогические возможности и эффективность применения педагогических, гигиенических, специальных требований к созданию предметно-развивающей среды в кабинете; источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта; логику подготовки и требования к устному выступлению;
  • формирование элементов общих и профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Ход урока

I. Вступительная часть (Мотивационно-целевой компонент)

Слайд1.

Здравствуйте.

Староста, список отсутствующих дайте, пожалуйста.

Я хочу начать урок с эпиграфа

“Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках”

Что же может и должен делать ученик на уроке?

Отвечаем по цепочке (обучающиеся формулируют правила поведения в школе на уроке и переменах)

Я надеюсь, что эти правила и вы будете соблюдать сегодня на нашем занятии. Они помогут Вам с легкостью освоить новую тему.

Перед Вами буклеты, информация представленная в них, поможет Вам ответить более полно на вопросы.

Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя начальных классов?

Вопросы обучающимся представлены на слайде, буклет (Приложение 1) поможет Вам ответить на вопросы:

1.Стандарт включает в себя требования к ......

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ...

3. Стандарт направлен на обеспечение ....

4. Какой подход лежит в основе Стандарта и что он предполагает?

5. в ст.41. Федерального закона Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации”

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: ......

Слайд 2

Представим это определение схематично

Задание. Раскройте содержание представленной схемы на рисунке 1.

Рисунок 1. Структурная схема ФГОС НОО

Слайд 3 – 13 Тесты

Слайд 14

Обобщим требования нормативных документов к деятельности

“Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития” (Светлан Леонидовна Новоселова). Предметно-развивающая среда

Слайд 15

Какова же тема урока?

II Основная часть (Процессуально-содержательный компонент)

Слайд 16

Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на зону “ближайшего развития” ученика.

  1. Кто является автором этого понятия? (Ответ. Лев Семенович Выготский)
  2. Как вы это понимаете?

Предметно-развивающая среда должна содержать:

  • предметы и материалы, известные детям;
  • предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью УЧИТЕЛЯ;
  • совсем незнакомые предметы и материалы.

Слайд 17

Образовательная среда включает:

  • пространственно-предметный компонент;
  • технологический компонент;
  • социальный компонент.

Слайд 18

Представление А.С.Макаренко о предметно-развивающей среде

Как с позиции сегодняшнего дня Вы можете интерпретировать представления А. С.Макаренко о предметно-развивающей среде.

Слайд 19

Пространственно-предметный компонент включает в себя пространственные условия и предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды.

Пространственно-предметный компонент

1.принцип разнообразности и сложности, который предусматривает создание возможностей пространственного и предметного выбора всеми участниками образовательного процесса;

2. принцип связности различных функциональных зон, который означает наличие возможностей многофункционального использования элементов пространственной среды, создание целостного пространства;

3. принцип гибкости и управляемости среды, который предполагает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса;

4. принцип организации среды как носителя символического сообщения, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, повышает их возможности управления этой средой;

5. принцип персонализации среды, который обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве;

6. принцип автономности среды, который обеспечивает для всех участников образовательного процесса возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным и другим особенностям.

Слайд 20

Коррекционная зона

Вы были на практике, вспомните какими пособиями, предметами была представлена эта зона в школе?

Слайд 21

Социальный компонент образовательной среды несёт на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации – то есть комплекса социально ориентированных потребностей.

Слайд 22

Социальный компонент образовательной среды

  • учителя будут приветливы и ласковы;
  • учителя не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением;
  • учителя будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами;
  • учителя будут относиться к ученикам с любовью (тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома).
    Я.А. Коменский

Назовите основные характеристики, которые выделяют современные психологи, педагоги и социологи

Ответ: можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

  • Взаимопонимание и удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
  • Преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
  • Авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей;
  • Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • Сплочённость и сознательность всех субъектов образовательного процесса
  • Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Слайд 23

Технологический компонент - связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, составляет педагогическое обеспечение развития личности ученика.

Слайд 24

Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:

Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях.

Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.

Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.

Слайд 25

Пирамида потребностей американского психолога Абрахама Маслоу.

III. Практическая работа

Слайд 26

Работа в группах по 7-8 человек.

Посмотрите видео о технике безопасности в начальной школе (Приложение 2) [1]. Обратите внимание, какая деятельность разрешена (запрещена) с точки зрения безопасности на перемене, на уроке.

Вам необходимо придумать и нарисовать запрещающий /разрешающий знак поведения на уроке, перемене. Разработать правила поведения на перемене /уроке (5 положений). (один обучающийся рисует знак, остальные на отдельных листах пишут правила и приклеивают к ватману (Формат А3).

Для защиты практического задания (мини плаката) от группы один человек выходит к доске и защищает свой проект.

IV. Заключительная часть (Результативно-оценочный компонент)

Слайд 27

Подведение итога

Правильно организованна предметно-развивающая среда

  • позволяет обеспечить качество образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создаёт окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего развития каждого ребенка, обучение и развитие детей с особыми потребностями (ОВЗ);
  • вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности;
  • способствует каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Оценка деятельности обучающихся на уроке

Критерии оценки

При оценке ученика надо учитывать следующие критерии:

  • Правильность ответа.
  • Его полноту.
  • Степень осознанности изученного материала.
  • Последовательность сообщения.
  • Правильность языкового оформления ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • Полно излагает изученный материал, дает правильные определения понятий.
  • Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составляемые.
  • Излагает материал последовательно.

Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускается 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал не полно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает фактические ошибки в излагаемом материале.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Домашнее задание: Разработайте буклеты раскрывающие основное назначение предметно-развивающей среды.

Список используемых материалов

  1. Видео файл Техника безопасности в начальной школе https:/ /www.youtube.com/watch?v=4mbuUh-0lLs