Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX века

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Класс: 8

Время: 90 минут

Цель урока: узнать содержание и особенности буржуазных либеральных реформ 60-70-х годов XIX века, последствия и значения реформ для развития индустриального общества в России

Задачи урока:

  • раскрыть понятие “либеральные реформы”
  • определить необходимость и цели реформ
  • показать содержание и особенности либеральных реформ
  • показать последствия и значение реформ для России

Методическая цель: показать приемы и методы смыслового чтения как одного из требований ФГОС ООО на уроках истории и показать работу в группах

Планируемые результаты

Предметные

  • Называть основные положения реформ. Объяснять значение понятий земства, городские управы, мировой суд, адвокатура. Приводить оценки характера и значения реформ, высказывать и обосновывать свою оценку. Давать оценку деятельности М.Т. Лорис – Меликова.

Метапредметные

  • Анализировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи в ходе исторических процессов, интерпретировать текстовую информацию в схемы и таблицы, формулировать обобщающие выводы, давать оценку событиям и процессам

Личностные

  • Выражать свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, оценивать, анализировать, характеризовать эмоциональное состояние, проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего коллектива.

Тип урока и методы: уроки формирования новых знаний с использованием проблемного, наглядного, практического методов и смыслового чтения

Оборудование урока:

  • интерактивная доска и ПК учителя; магнитная доска
  • презентация “Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века”
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. “История России XIX век”: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014

Основные персоналии: Александр II, митрополит Филарет (Дроздов), Дмитрий Алексеевич Милютин, Николай Алексеевич Милютин, Петр Александрович Валуев, Дмитрий Андреевич Толстой, Федор Федорович Трепов, Петр Андреевич Шувалов, Михаил Тариелович Лорис-Меликова

План урока

  1. Реформы местного самоуправления
  2. Судебная реформа
  3. Военные реформы
  4. Реформы в области просвещения
  5. Претворение либеральных реформ в жизнь

Ход урока

I - Организационный момент - Подготовка к уроку, построение, рапорт, приветствие

II - Актуализация знаний

Обучающиеся: записывают тему урока и формулируют задачи урока и познавательной деятельности; планируют пути достижения целей; анализируют основные понятия и термины – Слады № 1-2-3-4

III - Изучение нового исторического материала

  1. Реформа местного самоуправления – 1864г

Преподаватель объявляет задания по смысловому чтению:

  1. Задание всему классу - прочитать текст учебника, стр.146-147 и 1) определить необходимость и цели реформ, 2) составить схему земств и схему избирательного закона, 3) дать характеристику избирательного закона, 4) сформулировать функции земств.
  2. Индивидуальное задание - прочитать текст учебника, стр.148-149 – городская реформа – дать ответ по плану: 1) характеристика избирательного закона, 2) структура городского самоуправления, 3) функции городского самоуправления.
  3. Индивидуальное задание - прочитать текст учебника, стр.154-156 – Конституционные метания. “Диктатура сердца” и подготовить ответ по вопросу “Деятельность Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии, “диктатура сердца”

Обучающиеся выполняют задание по интерпретации текста в тезисы и схемы, называют необходимость и цели реформ, записывают определение понятия “земства”, фронтально дают ответы - Слайды № 6-7-8

Необходимость реформ местного самоуправления: расстройство в хозяйственной жизни, здравоохранении и просвещении на местах

Цели:

  1. Создание в уездах и губерниях органов местного самоуправления – земств – всесословных, негосударственных, выборных органов с хозяйственно-финансовой самостоятельностью
  2. Сохранить за дворянством власть на местах
  3. Отвлечь наиболее активную часть населения от политики, заставить заниматься полезным делом

1 января 1864г. – “Положение о губернских, уездных земских учреждениях”

Схема земств – Слайд № 7-8

Избирательное право - не всеобщее, не равное, не прямое

Функции земств:

  1. Строительство местных путей сообщения
  2. Сооружение и содержание школ, больниц
  3. Развитие местной промышленности и торговли
  4. Статистическое изучение местного народного хозяйства
  5. Средства земств – специальный налог на недвижимость

Обучающийся дает ответ по индивидуальному заданию № 1 – Слайд № 9-10

Обучающиеся делают выводы по вопросу “Реформы местного самоуправления”: - Слайд № 11

  1. Реформы местного самоуправления имела недостатки: выборы не носили всесословного характера, круг вопросов, решаемых земским и городским самоуправлением, был ограничен, органы местного самоуправления находились под контролем государства.
  2. Реформа местного самоуправления была предпосылкой формирования в России гражданского общества и правового государства, т.к. к деятельности были привлечены наиболее активные слои населения страны.
  1. Второй, третий и четвертый пункты плана урока рассматриваются по группам.

Обучающиеся получают задания – Слайд № 12

I группа – Прочитать текст учебника, стр.149-150 и определить основные принципы судебной реформы.

II группа - Прочитать текст учебника, стр.150-151 и дать характеристику военной реформы.

III группа - Прочитать текст учебника, стр.151-152 и определить содержание и особенности реформы образования.

Каждая группа дает ответ по вопросам, основные выводы записываются в тетрадь.

I группа - Судебная реформа 1864г. – Слайд № 13

Новые судебные уставы 1864г. установили следующие принципы буржуазного права:

- Суд всесословный, гласный, открытый, независимый

- Суд состязательный: присяжный поверенный (адвокат) – защита, прокурор - обвинение

- Две системы судов: мировые и общие

- Присяжные заседатели при рассмотрении уголовных дел

Обучающиеся I группы комментируют схемы “Высшие судебные органы” и “Местные судебные органы”, используя данные текста учебника – Слайды № 14-15

II группа - Военная реформа 1861г., 1863-1864гг., 1874г.

Обучающиеся дают краткую характеристику Дмитрию Алексеевичу Милютину (1816-1912) как военному министру (1861-1881) и целям военной реформы, характеризуют первые мероприятия военных реформ. – Слайд № 16

Цели военной формы:

- укрепление боеспособности армии

- преодоление отставания в военной области

- сокращение военных расходов

1861г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет.

1863г. – в армии были отменены телесные наказания

1863-1864гг. – реформирование военно-учебных заведений.

Закон 1874г. об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возраста. – Слайд № 17

Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года.

Деление России на 15 воинских округов

Перевооружение армии – Слайд № 18

Организация военных учебных заведений – Слайды № 19-20

Обучающиеся делают выводы по военной реформе: - Слайд № 21

  1. новая система комплектования армии позволяет сократить военные расходы, в военное время иметь многочисленную боеспособную армию
  2. благодаря делению русской армии на 15 военных округов повышалась боеспособность армии и мобильность в выполнении боевых задач
  3. изменения военного образования должны привести к возрастанию профессионализма и боеспособности армии.

III группа - Реформа в области просвещения – 1863-1864гг.

Обучающиеся III группы характеризуют преобразования в трех ступенях образования: начальной, средней и высшей школе. – Слайды № 22-23-24

1. Начальная ступень образования - 1864г. - Положение о народных училищах. Созданы государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы – 3 года обучения.

2. Средний тип учебных заведений: классические гимназии - 7-8 лет и реальные гимназии – 7 лет. Обучение для всех сословий “без различия звания и вероисповедания”

3. Высшее образование.

Новый 1864г. университетский устав:

А) автономия университетов

Б) руководство университета – совет профессоров:

- избирает ректора и деканов

- утверждает учебный план

- решает финансовые и кадровые вопросы

4) Развивается женское образование.

3. Преподаватель объясняет ход проведения реформ: - Слайды № 25-26-27-28

- сложность и противоречивость этого процесса

- борьба либеральной и консервативной позиций в руководстве

- реальная опасность со стороны террористов.

Обучающийся дает ответ по индивидуальному заданию № 2 - сообщение о деятельности Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии, фактически главы правительства, характеризует понятие “диктатура сердца” - Слайды № 29-30

IV - Первичное закрепление

Обучающиеся подводят итоги занятия и делают выводы о значении либеральных реформ: - Слайд № 32

  1. Реформы – главное событие не только правления Александра II, но и всего XIX века в истории России
  2. Способствовали дальнейшему развитию России по пути к индустриальному обществу
  3. Укрепили оборонную мощь России
  4. Способствовали широкому просвещению народа России
  5. Сделали первые шаги по пути демократизации жизни общества
  6. Однако реформы необходимо было продолжать, т.к. они не решили многие вопросы во всех сферах жизни.

 V – Рефлексия

Подводят итоги урока, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

VI - Задание на самоподготовку (домашнее задание) - Слайд № 33

Базовый уровень: конспект – учить; параграфы 21-22 - читать и отвечать на вопросы - стр.156, документ, стр.157-158 – читать и отвечать на вопросы, стр.159

Углубленный уровень: выполнить задания № 7-8-9, стр. 12-14 в Рабочей тетради

VII - Объявление и комментирование оценок