Литературно-историческая композиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Строки, опаленные войной"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • формирование гражданских и патриотических чувств школьников на примере истории Великой Отечественной войны, жизненного подвига поэтов, погибших на войне;
  • знакомство с неизвестными страницами их литературного творчества;
  • воспитание чувства уважения к памяти павших;
  • развитие умения самостоятельной работы с художественным текстом, историческими документами и материалами.

Оборудование: портреты поэтов, репродукции картин военных лет, иллюстрации, сделанные учащимися к прочитанным стихотворениям, подборка сборников стихов и прозы о войне, творческие работы на тему “И помнит мир спасенный”, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Ученики работали в группах, у каждой из которых было свое творческое задание:

  • исследовательская работа по поиску неизвестных имен поэтов-участников Великой Отечественной войны, сбор материалов о них;
  • написание творческих работ “ И помнит мир спасенный”;
  • подбор музыкального оформления;
  • создание иллюстраций к наиболее запомнившимся, оставившим след в душе стихотворениям ранее неизвестных авторов.

При формировании групп учитывались склонности и способности ребят, уровень их развития и интеллектуальные возможности.

ХОД УРОКА

Им выпало, двадцатилетним, -
Броне чужой наперерез
Шагнуть на рубеже последним
С винтовками наперевес.
К.Ваншенкин

Звучит весенняя мелодия, под ее стихающие звуки слышны слова:

Нас время учило:
Живи по-привольному, дверь отворя,
Товарищ мужчина,
А все же заманчива должность твоя.
Всегда мы в походе,
И только одно отрывает от сна.
Куда ж мы уходим,
Когда за спиною бушует весна.
Чего ж мы уходим,
Когда над землею бушует весна.
Б.Окуджава

1-й ученик: Весна! Мы распахиваем окна! Забрасываем на антрисоли лыжи! Выбегаем на улицу в легкой одежде...

2-й ученик: Весна! Мы лихо перепрыгиваем через лужи! Вдыхаем всей грудью пьянящий , наполненный ароматом цветов воздух... Заново замечаем красоту двора, улицы, старого, чуть зеленеющего парка с еще довоенными беседками...

3-й ученик: Мы ждем лета, с головой уходим в подготовку к экзаменам...И вдруг замираем среди круговорота каждодневной суеты, услышав по радио:

Звучит начало песни “День Победы”. Постепенно музыка нарастает. На ее фоне слова: “Есть события, которые не забываются, потому что они суть нашей жизни. Весной земля омывает свои раны”.

4-й ученик: Весной оживает природа...Весной – праздник Победы!

Звучит продолжение песни “День Победы”.

5-й ученик: В ясный весенний день 70 лет назад закончилась самая жестокая и кровопролитная Великая Отечественная война. Советско-германский фронт был самым главным, здесь решался исход войны. Неимоверная жертвенность и стойкость, самоотверженность и героизм армии и народа обеспечили победу, спасли мир от фашизма и уничтожения, повысив авторитет нашей Родины в мире. Именно наши деды расписались на стенах поверженного Рейхстага в Берлине.

1-й ученик: Мы никогда не забудем тех, кто погиб (а их 27 миллионов). Им- победителям, вечно молодым – наша память, наши сердца, наши слова великой любви.

2-й ученик:

Как славно, что кончилась в мае
Вторая война мировая.
Весною все лучше и краше...
Но лучше бы кончилась раньше.

Под перебор гитарных струн звучат стихи Б. Окуджавы “Ленька Королев”

Во дворе, где каждый вечер
Все играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
Ребята уважали очень Леньку Королева
И присвоили ему званье короля.
...Но однажды, когда
“Мессершмиты”, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш король, как король,
Он кепчонку, как корону - набекрень,
И пошел на войну...

Громко звучит песня “Священная война”.

3-й ученик: В первые три дня фашистского нашествия только в Москве было подано 50 тысяч заявлений от молодых людей с просьбой отправить их на фронт. Еще недавно они сидели за партами или принимали участие в стахановском движении...

4-й ученик: Учились на курсах медсестер, сдавали нормы ГТО, любили прыгать с парашютной вышки в парке “Сокольники”, с гордостью носили значки “Ворошиловский стрелок”...К ним относятся и те, о ком мы расскажем.

5-й ученик: Они хмелели от упругого ветра в своих стихах и мечтали:

Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
П. Коган

1-й ученик: Их мечты, их мысли о будущем были одеты в военную форму. Они жили в предощущении войны с фашизмом и, когда эта война началась, не колеблясь, встали в солдатский строй.

2-й ученик:

Сороковые – роковые
Военные и фронтовые,
Где перестуки эшелонные
Да извещенья похоронные.

3-й ученик:

Гудят накатанные рельсы –
Просторно, холодно, высоко,
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.

4-й ученик:

По русским обычаям только пожарища,
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
К.Симонов

5-й ученик:

Да, война не такая, какой мы писали ее.
Это горькая штука.
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Друнина

6-й ученик: Вчерашние школьники, которые порой могли что-то напутать, рассказывая на уроках о своей необъятной Родине, сегодня доказывали любовь к ней делом. В борьбе с врагом они отстаивали каждую пядь русской земли.

7-й ученик:

Нет, не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить, -
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле и в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только вон эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее, врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву...
...Прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!
П.Шубин, 1943 год.

8-й ученик: Чудодейственно, как лес в сказке, растут люди на войне. Они живут рядом со смертью, они преодолевают страх, А это приподнимает человека, придает ему уверенность, силу.

9-й ученик: Война – большое испытание и для народов, и для каждого из людей. Многое на войне передумано, перестроено, переоценено. (Б.Горбатов).

10-й ученик:

Приходит бой с началом жатвы,
И гаснут молнии в цветах.
Но молнии – пружиной сжаты
В затворах, в тучах и в сердцах...
... И пусть над степью, роясь в тряпках,
Сухой бессмертник зацветет
И соловей, нахохлясь зябко,
Вплетаясь в ветер, запоет.

6-й ученик: Поэт Михаил Кульчицкий...Родился в 1919 году в Харькове. Его отец, профессиональный литератор, погиб в 1942 году в немецком застенке. Михаил закончил десятилетку, некоторое время работал плотником, потом чертежником на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевелся на второй курс литературного института им. Горького. Одновременно вел уроки в одной из московских школ. Писать и печататься Кульчицкий начал рано, обратив на себя внимание масштабного таланта, поэтической зрелостью, самостоятельностью мышления. Преподаватели и товарищи видели в Михаиле сложившегося поэта, связывали с ним большие надежды.

С первых дней войны М. Кульчицкий – в армии. В декабре 1942 года окончил пулеметно-минометное училище и в звании мл. лейтенанта отбыл на фронт. Погиб под Сталинградом в январе 1943 года.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена, была бы Родина
С ежедневными Бородино.

7-й ученик:

Есть в наших днях такая точность,
Что мальчишки иных веков,
Наверное будут плакать ночью
О времени большевиков
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода.

8-ученик: Поэт Павел Коган...Родился в 1918 году в Киеве. В 1922 году семья переехала в Москву. Будучи школьником, Павел дважды отправлялся пешком по России, желая увидеть жизнь деревни. В 1936 году Коган поступил в институт истории, философии и литературы, в 1939 году перешел в литературный институт им. Горького, продолжая учиться в ИФЛИ.

Весной 1941 года Коган в составе геологической экспедиции отправился в Армению. Здесь и застала его Великая Отечественная война.

Вернувшись в Москву, он пытался попасть в армию, но получил отказ, т.к. по состоянию здоровья был снят с учета, тогда он поступил на курсы военных переводчиков, закончив их, направился на фронт. Сначала он был переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант П. Коган был убит на сопке Сахарная голова под Новороссийском.

Уж на дрова разобраны завалы...
Природа нам союзницей была,
Она дождями гарь боев смывала,
На пепелище зелень привела.
И хутора спускаются в долину,
С угрюмым одиночеством простясь,
И жизнь полей становится единой,
И неразрывной будет эта связь.
Еще для слуха кажутся чужими
Названья сел, путь меж ними нов,
Но Родины единственное имя
Встает, как день, над волнами холмов,
И люди здесь спешат трудом и словом
Запечатлеть во всем ее черты,
Уже навек сроднившись с краем новым
В сознании спокойной правоты.

9-й ученик:

Есть в голосе моем звучание металла,
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет, не все войдет в каталог,
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Н.Майоров, 1940 год.

Поэт и политрук пулеметной роты Николай Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Еще в десятилетке начал писать стихи, которые читал на школьных вечерах, публиковал в стенной газете. Окончив в Иванове школу, переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года, кроме того, стал посещать поэтический семинар в Литературном институте им. Горького. Писал много, но печатался редко.

В 1939-40 годах Майоров пишет поэму “Ваятель”, затем – “Семья”. Сохранились лишь отрывки из них, а также немногие стихи этой поры. Чемодан с бумагами и книгами, оставленный Майоровым у одного из товарищей, до сих пор не удалось найти.

Летом 1941 года Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена. Погиб под Смоленском 8 февраля 1942 года.

10-й ученик:

ЖИТЬ (из поэмы “Невозможно”).

Разве можно взъерошенной, мне не тлеть,
Неземное тело бревном уложить?
Если все мои 20 корявых лет,
Как густые деревья, гудят – жить!
Если каждая пядь на моей башке
К солнцу по своему тянется,
Если каждая жилка бежит по руке
Неповторимым танцем!

1-й ученик: Елена Ширмак родилась 3 февраля 1908 года в Ростове-на-Дону. Ее отец – штурман, плавал на Азовском и Черном морях, впоследствии стал служащим. Мать – учительница, затем работник музея. Елена с детства сочиняла стихи, увлекалась рисованием, занималась спортом. Одновременно с учебой сотрудничала в различных ростовских редакциях. С начала войны Е. Ширмак – редактор выходящей в Ростове агитгазеты “Прямой наводкой”, где печатались ее боевые сатирические стихотворения. В 1942 году издан стихотворный сборник “Бойцу Н-ской газеты”. В июле 1942 года в составе выездной редакции ростовской газеты “Молот” Ширмак выехала в один из районов области. В станице “Ремонтной” была схвачена гитлеровцами со всеми материалами редакции и героически погибла.

Миновало 20 лет, прежде чем стали известны подробности расправы гитлеровцев с поэтессой. Они люто ненавидели ее и, наконец, смогли дать волю своей звериной злобе. На ее глазах расстреляли отца и мать, приказали ей самой вырыть им могилу. С нее сорвали одежду и заставили рыть могилу уже себе.

2-й ученик: Всем хорошо известна песня “Я вернусь к тебе, Россия”:

Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой – другом юных лет.
Но я каждый день и миг с тобою,
И лишь дрема веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит...
Я, как сын, люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя еще сильней, -
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей!

Стихи к этой песне написаны узником лагеря Заксенхаузен. В 1958 году при раскопке территории бывшего концлагеря бригадир строителей в развалинах барака обнаружил блокнот, на обложке которого было написано: “незабываемые стихи в плену”. Находку передали советскому офицеру. Узники лагеря, их друзья и родные долго искали автора лагерных стихов, но до сих пор его имя установить не удалось. Существует предположение, что в блокнот занесены стихи, принадлежащие разным людям. Возможными авторами стихотворений заключенные называли Петра из Харьковской области, Виктора из Донецка, Николая, Ивана Коюжного и других. Блокнот “сшит” из клетчатой бумаги. В нем четким мелким почерком написаны 50 стихотворений. Последнее датировано 27 января 1945 года.

3-й ученик: А мы-то считали, что поэт – это мирная профессия.

Вначале тихо, а потом все громче звучит песня на стихи М. Исаковского “В лесу прифронтовом”. На ее фоне – слова, как перекличка.

- Иван Федоров, поэт, погиб при форсировании Невы 5 сентября 1942 года...

- Багутдин Миратов, поэт, пал смертью героя в боях за освобождение Винницы 12 января 1944...

- Микола Шпак, поэт, добровольцем ушел на фронт, попав в окружение, организовал партизанскую группу, казнен гестаповцами в Киеве летом 1942 года...

- Леонид Шершер, сотрудник авиационной газеты “За правое дело”, участвовал в боевых вылетах в качестве стрелка-радиста. Погиб в полете 30 августа 1942 года...

- Евгений Нежинцев, поэт, умер в дни ленинградской блокады 10 апреля 1942 года...

- Владимир Чугунов, поэт, командир стрелкового взвода, погиб на Курской дуге 5 июня 1943 года, поднимая бойцов в атаку.

- Самуил Росин, поэт, добровольцем ушел на фронт. Погиб под Вязьмой осенью 1941 года...

- Александр Ясный, поэт, погиб в феврале 1945...

- Юрий Черкасский, поэт, погиб при освобождении Белоруссии в 1943...

- Вадим Стрельченко, поэт, погиб под Вязьмой в 1942...

4-й ученик: Солдаты- мальчишки, в чьих душах звенели рифмы. Честнейшие из самых честных, они оказались смелейшими из самых смелых. И все же меня не отпускает мысль: почему они тогда ушли добровольцами на фронт? Почему?

5-й ученик:

Они знали, что потомки зададут этот вопрос.
Борис Смелянский, погибший в ноябре 1941 года:
А если скажет нам война: “Пора”,-
Отложим недописанные книги,
Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов
И поспешим по взбудораженным дорогам,
Сменив слегка потрепанную кепку на шлем бойца,
На кожанку пилота и бескозырку моряка.

6-й ученик:

Мы жгли мосты и вспять пускали реки,
Нам не хватало неба и воды,
Упрямой жизни в каждом человеке
Железом обозначены следы –
Так в нас запали прошлого приметы.
А как любили мы – спросите жен!
Пройдут века, и вам солгут портреты,
Где нашей жизни ход изображен, -
Говорил Николай Морозов.

Звучит песня “Случайный вальс”.

7-й ученик: Когда в то майское утро (9 мая 1945 года) над разрушенной и поседевшей от пыли и горя Европой взошло в непривычной тишине солнце первого дня мира, их уже не было в живых.

8-й ученик:

А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу, Илью,
Бориса, Николая...
Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом
И леса нет – одни деревья.

9-й ученик: Да, они не успели стать большими поэтами. Их стихи приобрели широкую известность, когда авторов уже не было в живых. Но они успели стать солдатами и выполнить свой долг, как и многие их сверстники, шагнувшие в пекло войны из школьных коридоров или стен институтов.

“Наше поколение – наполовину вырубленная роща”,- с болью говорил Сергей Наровчатов о себе и своих ровесниках, кому в начале войны было всего 18-20 лет. И это еще не вся горькая правда. На самом деле с кровавых полей сражений Великой Отечественной войны живыми вернулись лишь трое из каждых ста его молодых участников.

Звучит песня “Солдаты войны”.

10-й ученик:

Мир, как окно, для воздуха распахнут,
Он нами пройден, пройден до конца,
И хорошо, что руки наши пахнут
Угрюмой песней верного свинца,
Н. Майоров

1-й ученик:

Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны...
Возвращались сибиряки –
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин,-
Возвращался народ-исполин...
Возвращался?
Нет! Шел он вперед,
Шел вперед
ПОБЕДИТЕЛЬ - НАРОД!
Л. Мартынов

Песня “Во имя живых”.

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы познакомились с творчеством малоизвестных поэтов, не вернувшихся с войны. Прикоснувшись к их творчеству, мы испытали чувство глубокого уважения к тем, кому обязаны жизнью, счастливым настоящим, испытали горечь тяжелой утраты и безграничную благодарность...за то, что они смогли сделать для нас, нашей великой Родины. Вечная слава героям!