Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Учебник: Русский язык. 6 кл. В 2 ч. Учеб. для общеобразоват. учреждений / Москва, “Просвещение”, 2013 г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятельностная: развивать умение находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ проверки; редактировать и восстанавливать текст, работать в парах, группах, отбирать примеры и распределять их на группы

Содержательная: Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;

Результаты освоения учебного материала урока.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

План урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создание психологической атмосферы урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:
ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?

Слушают, настраиваются на урок Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

2) этап актуализации и пробного учебного действия - Ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу урока. А называется оно “Сказка про краски”. Приложение №1. (слайд №2).

- Вы прослушали стихотворение, попробуйте определить его тему. О чем оно?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль стихотворения?

- А как вы считаете, для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?

- Итак, как вы поняли, сегодня на уроке мы будем беседовать о прилагательных.

Какова тема урока, как вы думаете? Сформулируйте и запишите.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему и используя опорные слова на доске: (слайд №3)

Тема: Систематизация и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”

Цель урока – повторить что такое имя прилагательное, разряды имени прилагательного, с чем оно согласуется, какова его роль в предложении, повторить правописание: не с прилагательными, слитное или дефисное написание, - к- - или –ск-, -н- или –нн-, - о или –е.

Ответы учащихся:

 

 

Имена прилагательные.

Обозначают признаки предмета; украшают речь; чтобы рассказать об окружающем мире, описать удивительное и разное - для этого понадобятся имена прилагательные; они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании чувств, настроений, душевных переживаний; особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)

 

 

Владение диалогической формой (К13)

 

 

Формулирование проблемы (П18)

Принятие и сохранение учебной задачи (Р1)

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Учитель: – Рассмотрите иллюстрацию И. Э. Грабаря “Февральская лазурь”. (слайд №4-6)

- Расскажите, что изображено здесь?

- Какое настроение вызывает зимний пейзаж?

Запишите получившиеся предложения.

- Какие прилагательные были использованы при описании зимней природы? Определите разряд.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года:

“Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

Морфологический разбор прилагательного: на сиреневом снегу.

На картине изображен февральский в ясный, морозный, солнечный день.

Зимний пейзаж вызывает радостное, прекрасное, чудесное настрое.

При описании зимней картины мы использовали качественные прилагательные

(слайд №7)

I. На сиреневом– каком? прилаг., значение признака предмета.

Н.ф. – сиреневый

II. Пост.признаки, – качественное, непост.пр. – м.р., ед.ч., П.п.

III. Синт. роль – сиреневом (определ.)

 

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6)

Структурирование знаний (П5)

4) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Ребята, скажите, сколько разрядов прилагательных существует в русском языке?

- Как определить разряд прилагательных?

Перед вами прилагательные в составе словосочетаний. Распределим их по группам согласно разряда.

Тренировочное упражнение: “Помоги разобраться”. (слайд №8)

1 – относительное; 2- качественное; 3- притяжательное

 Лисий хвост, твердый ствол, грушевый сок, зрелый плод, бабушкин сундук, овсяная каша, крупные капли, саратовский театр, гусиный пух, серебряный перстень, лазурное небо.

2. Физкультминутка. Игра “Что какое? Кто какой? ” (игра в ассоциации)

- Ребята, мы не раз играли в эту игру. Напоминаю, что вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно.

Ответы детей:

Учащиеся выполняют предложенное задание. Затем осуществляется взаимопроверка.

Ключи: 3, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 1, 3, 1, 2. (слайд №9)

Работа с картой успеха учащихся. Приложение №10.

Построение речевого высказывание в устной и письменной форме (П43)

Формирование картины мира (Л4)

 

 

 

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р2)

5) этап включения в систему знаний и повторения 1. Тренировочное упражнение “Слитно или раздельно с не:”(слайд №10-11)

Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник.

Работа в парах.

Вывод о слитном и раздельном написании прилагательных с НЕ.

Формирование картины мира (Л4)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р2)

2. Тренировочное упражнение “Не спутай корзинки”. (слайд №12-13)

Учитель: От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующую корзинку. Прежде чем выполнить упражнение, вспомните правило написания суффиксов -к-, - ск-.

Кавказ, Россия, флот, гигант, якут, немец, село, рыбак, стрелец, январь, богатырь, ткач, солдат.

 

 

Работа у доски.

 

 

Вывод о написании –к- и –ск- в суффиксах прилагательных

Построение речевого высказывание в устной и письменной форме (П43)

Использование речи для регуляции своего действия (К10)

3. Цифровой диктант: Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2. (слайд №14)

Голубиная почта, клюквенный морс, журавлиный крик, соломенная шляпа, машинное масло, пчелиный воск, утренняя зарядка, кожаный плащ, овсяное печенье, оловянный солдатик.

 

Ключи: 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 1, 2.

(слайд №15)

Вывод о написании Н и НН в суффиксах прилагательных

 
4. Тренировочное упражнение : О или Е? (слайд №16)

Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , дремуч...й ,о старш...й, о младш...м , песц...вый.

Вывод о написании о/е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц.

Ключи: е, о, о, е, е, о, е, о, о, о, е, е, е, е, о. (слайд №17)

 
5. Тест. Слитно или через дефис? (слайд №18-19)

Пишется слитно

1.юго_восточный ветер

2.седо_бородый человек

3.бело_ розовые облака

4. научно_фантастический роман

2) Пишется через дефис:

ярко_зеленые листочки

низко_рослые кустарники

долго_жданная прохлада

4. бело_ствольные березки

Работа над тестом индивидуально. Взаимопроверка

Вывод о слитном и дефисном написании имен прилагательных.

Слайд №20.

Ключи:

1. седобородый человек

2. ярко-зеленые листочки

 
6. Групповое задание “Сам себе редактор”. (Слайд № 21-22).

1 группа. Творческое задание: предлагаю поработать редакторами. Найдите ошибки в следующих предложениях:

Вот и наступил самый последний месяц весны – март. В этом году весна поздняя, в сравнении с будущим годом, но ребята все равно проводят все свое занятое время на водных горках и строят песочные городки еще лучше прошлогодних. А затем они идут домой и пьют холодный чай с невкусными пирожками.

- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? Отредактируйте текст. Ребята, а можно от этих прилагательных образовать степень сравнения?

 

Тексты для команд разноуровневые.

 

Неправильно употребил прилагательные, заменив их антонимами.

 
2 группа: Работа с текстом.

Было раннее туманное утро. Над деревней раздавались петушиные крики. Мы отправились на рыбалку. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились на песчаном берегу небольшого озера.

Солнце взошло, и на растениях заблестела роса. Её капельки переливались, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. В прибрежных кустах завозились утки.

- Подчеркнуть все прилагательные как члены предложения.

- Образовать от прилагательного легкий все возможные формы степеней сравнения.

Степени сравнения можно образовать от качественных прилагательных.

Легкий - легче, более легкий, легчайший, самый легкий.

 
6) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Опишите в форме пятистишия (синквейна) понимание сущности правил, связанных с прилагательными. (Слайд №23)

БЫЛО ИНТЕРЕСНО...

У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ...

Я СМОГ...

Домашнее задание: (слайд №24)

“3” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 87 заполнить таблицу;

4” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 88 выполнить задания, разбери выделенные слова.

5” - Рабочая тетрадь. Часть 1. стр. 57 № 87 заполнить таблицу; № 89 –выполнить задания.

Составление синквейна на тему “Имя прилагательное”

 

 

 

 

Заполнение карты успеха.

 

Записывают домашнее задание

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (Р2)

Развитие “Я-концепции” (Л6)

Самооценка личности (Л7)