Интегрированное занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Сами монтёры»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

  • Познакомить детей с историей появления телефона, телефонным этикетом, со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.

Задачи:

  • Познакомить с историей и работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
  • Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, спичечные коробки, пластиковые стаканы, картонные коробки, трубочки, пакеты, нитки, футляры из под киноплёнки, контейнеры с крупой, телефон, схема, бумага, фишки, карточки, следы, ведёрки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада с вами встретиться. Вы сегодня здоровались друг с другом? А давайте еще раз поздороваемся, становитесь в круг возьмитесь за руки и скажите “Привет”. (1,2,3 слайды)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем проходить очень интересную тему. Послушайте мою подсказку-загадку. (Слайд 4)

Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте кто же он?
Ну конечно... (дети: Телефон)

Воспитатель: А зачем нам нужен телефон? (Ответы детей) А знаете, раньше ведь телефонов не было. И если необходимо было сообщить какую-то новость, люди забирались на высокую гору и разводили костер, использовали звуки барабанов, сигнальных труб, колокола. (Слайды 5,6,7,8)

Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это. Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Но время шло. И вот был изобретен первый аппарат, он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. В одну трубку говорили, другую прикладывали к уху. Этот аппарат назвали “ТЕЛЕФОН”. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко. (Слайд 9)

Позднее изобрели телефоны с диском, для набора номера, палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: уставал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас. (Слайд 10)

А в наше время все мамы, папы, бабушки и дедушки пользуются мобильными телефонами. (Слайд 11) Чем они удобны? (Ответы детей)

Воспитатель: Существует немало произведений про телефон, например, К.Чуковский написал стихи “У меня зазвонил телефон”. Ребята, а вы знаете правила телефонного разговора? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я вас с ними познакомлю: говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, не подслушивать чужой разговор, осторожно снимать трубку с аппарата и класть её на место, разговаривать не долго (не более пяти минут), начинать разговор по телефону со слов: “Здравствуйте”, “Алло”, “Я вас слушаю”, ожидать ответа на телефонный вызов 5–7 гудков, никогда не звонить рано утром и поздно вечером, первым заканчивает разговор по телефону старший по возрасту, женщина, девочка или тот, кто позвонил.

Физкультминутка: (Слайд 12)

- Как живешь? - Вот так!

- Как идешь? - Вот так!

- Как бежишь? - Вот так!

- Ночью спишь? - Вот так!

- Как берешь? - Вот так!

- Как отдаешь? - Вот так!

- Как шалишь? - Вот так!

- Как грозишь? - Вот так!

Звонок телефона (воспитатель берёт трубку телефона, а там шипение поломки телефона)

Воспитатель: Да, тут что-то не то, телефон не работает, как же нам звонить теперь? Слушайте, я придумала! А давайте вызовем монтёра, который чинит телефоны? Согласны? (Да)

Воспитатель: Я телеграмму напишу Почтальону Печкину, пусть он отдаст её в телефонную компанию. (Слайд 13)

“У нас сломался телефон
Молчит уже неделю он.
Вы заявочку примите
Нам монтёра вы пришлите”.

Стук в двери. Курьер передаёт коробку. Воспитатель открывает её, достаёт сначала лист бумаги и читает.

“Все монтёры уехали на переговоры. Их не будет неделю. Извините за неудобства, причинённые нашей компанией. Предлагаем вам услуги простейшей связи бесплатно. Установку оборудования нового телефона смотрите на обратной стороне листка бумаги. С уважением, ваши монтёры” (Слайд 14)

Воспитатель недоумённо показывает схему на листе бумаги, из коробки достаёт скрепки, спичечные коробки с ниткой. (Слайд 15)

Воспитатель: Так-так... что это? Догадались? (спички и нитки). Спички!? Это не игрушка! (Чтобы не было беды, не берите спички вы!)

Воспитатель открывает коробок и показывает, что он пустой: а спичек - то и нет. Посмотрите на эту схему. Может кто-то догадался, что нужно для нашего нового телефона от этой спичечной коробки, какая часть? (Дно)

Воспитатель: Так давайте я сделаю, как нарисовано на схеме. (Воспитатель выполняет) А как пользоваться им? Давайте попробуем поговорить по такому телефону. Воспитатель экспериментирует совместно с детьми, доводя до того эксперимент, когда нить натянута. Вот теперь хорошо телефон слышно. Держать коробок надо только за боковые стенки донышка. Говорить лучше, приблизив губы к дну коробка. Что ощущаешь? (Пальцу щекотно) а что же его щекочет? (Донышко коробки) Донышко дрожит и нитку дрожать заставляет. Что получается? (звук) прикоснись к нитке. Что-то слышишь? (нет) ребята, ниточка не должна касаться никаких предметов, в том числе и пальцев рук. Если нитка прикасается к какому-то предмету, то дрожание нитки передаётся этому предмету и дальше не идёт, поэтому во второй коробочке звука не слышно.

Воспитатель предлагает поговорить детям.

Воспитатель: Ну, что ж, аппарат у нас работает. Но, к сожалению, у меня только одно устройство, а вас много, кто хотел бы поговорить по такому телефону. Не правда ли? Давайте разобьемся на пары. (дети разбиваются на пары)

Воспитатель: А только ли в спичечной коробке пройдёт звук по нитке? Можно ли заменить ее на другие предметы?

Работа в парах.

Воспитатель: На столе лежат предметы на ниточках между собой. Выберите предметы, которые подойдут для телефонных переговоров.

Вывод: предметы с донышком подходят для простейшего устройства телефона.

Воспитатель: Нельзя обойтись без телефона, когда нужна экстренная помощь человеку. Поэтому так обидно, когда видишь разбитые, истерзанные аппараты: возможно, чья то жизнь преждевременно оборвалась из-за того, что вовремя не позвонили по телефону “03”. Может быть, пожарные не сразу выехали на пожар. Стоит над этим хорошо призадуматься. Не исключено что, когда вы сами попадете в трудную ситуацию, выручит вас своевременный звонок по телефону. (Слайд 16)

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии. Оказывается, вы умеете не только внимательно слушать, но и также активно работать. Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось? Что запомнили интересного? Что показалось вам интересным?

Ребята, теперь вы знаете, что есть простая бесплатная телефонная связь. (Показывает на коробочки и стаканчики). Пользуйтесь на здоровье.

Воспитатель: Ну, вот и закончился наш эксперимент. А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо!”.