Рисование жука в технике монотипии. Конспект урока изобразительного искусства в 1-м классе специальной (коррекционной) школы

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Возраст детей: 6-7 лет

Цель:

  • Учить детей ставить творческие задачи и искать средства их решения.
  • Познакомить детей с техникой монотипии, показать возможности создания необычных фактур на бумаге.
  • Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными. Учить узнавать предмет по его половине.
  • Закрепить знание основных и составных цветов.
  • Расширить знания детей о видах жуков и среде их обитания. Учить бережному отношению ко всему живому. Обогащать словарный запас.
  • Развивать творческую индивидуальность, своё творческое “я”.

Оборудование:

у педагога:

Диск с музыкой:

- “Поющий лес”

-“Звуки природы”

- Презентация с изображением:

- 2 цветовых спектра (основные и составные цвета)

- дидактическая игра – конструктор “Жуки”

- зрительный ряд (виды жуков)

- зрительный ряд (стадии превращения жука)

- зрительный ряд (выставка детских работ)

у педагога: гуашь, лист бумаги, кисточки для рисования (пони №2, № 6)

у детей:

- гуашь

- кисточки (пони № 2, №6)

- листы бумаги

- клеенки

- фартуки

Основные этапы урока Содержание урока
Организационный момент (проверка готовности к уроку)
Сообщение темы, целей - Прочитаю вам загадку, отгадайте, кто это? (слайд № 2)

Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.

(слайд № 3)

(жук)

- Как догадались?

(по словам: шесть ног, летит, воет)

- Каких жуков вы знаете?

- Сегодня мы отправимся в царство жуков, познакомимся с особенностями жизни, строения и рисования. Жуки обитают по всему земному шару (на суше и в пресных водоёмах), они отсутствуют только в областях, покрытых вечным ледяным покровом (Антарктида, Арктика), и в наиболее высоких горных вершинах.

Сообщение нового Жук – всеядное животное, питается всем, что может найти, но в основном растениями и грибками, а также отходами растений и животных. Некоторые большие виды жуков питаются маленькими птицами и даже маленькими видами млекопитающих. Другие виды жуков питаются древесной пылью и поэтому обожают закапываться в деревья.
Зрительный ряд (виды жуков) (слайд № 4) “Жук “Щелкун глазчатый” - два больших, похожих на глаза пятна на теле помогают обмануть хищников, которые принимают жука за более крупное животное. Если посадить несколько тропических жуков в банку, можно ночью освещать дорогу. Длиной с ноготь человека, он может подпрыгнуть на 30 сантиметров, как если бы человек подпрыгнул на высоту четырнадцатиэтажного дома

(слайд № 5) Жук “Голиаф” - когда сидит на цветке, напоминает изумруд от бронзового блеска крыльев. Жук этот является самым тяжёлым летающим насекомым, величиной почти с ладонь человека, вес сто граммов, переносит огромные тяжести. Чемпион среди насекомых по весу, довольно силён и его непросто удержать в руках. Этого медлительного травоядного жука часто держат дома.

(слайд № 6) Жук “Притворяшка” - насекомое безвредное, похоже на паука, своего ядовитого дальнего родственника с восемью ногами. При опасности жук впадает в оцепенение и притворяется мёртвым. За эту особенность он назван “притворяшкой”.

(слайд № 7) Жук “Божья коровка” - жук – солнышко, похож на половинку мячика. Его все знают, красный с чёрными точками (как будто пятна на солнце), но вместо точек бывают запятые, тире и даже буква “М”, и цвета могут быть жёлтые, чёрные, белые. Яркий цвет – это защита от врагов.

(слайд № 8) “Цветочный жук – толстоножка” питается цветочной пыльцой. Подобно медоносной пчеле, он опыляет растения и помогает их размножению, перенося пыльцу с одного цветка на другой.

(слайд № 9) Жук “Златка древесная” живёт на неровной коре дерева, где её покрытое пятнами бугристое тельце становится почти невидимым.

(слайд № 10) Жук “Трещалка лилейная” - лаково – красный , питается листьями, почками, стеблями, цветами лилий. Это жук – пискун, чувствуя опасность, издаёт звук, исходящий из брюшной области. Хорошо летает и прекрасно прячется – при приближении опасности падает на землю и переворачивается чёрным брюшком вверх. На фоне земли становится незаметным.

(слайд № 11) Жук “Бомбардир” - в случае опасности выпускает опасную ядовитую жидкость из кончика брюшка. Температура в момент выстрела 100 градусов, а её выброс сопровождается громким звуком. Тому, кто решится напасть на жука, грозят ещё и ожоги.

(слайд № 12) Жук “Дровосек – титан” - самый большой жук в мире. Его челюсти такие мощные, что он может перекусить пополам карандаш.

(слайд № 13) Жук “Хищник” охотится на насекомых, пауков и улиток. Во время охоты он выбрасывает изо рта длинный отросток с колючей пластинкой на конце. Эта липкая пластинка прикрепляется к телу жертвы. Тело жука содержит токсин, действующий сильнее, чем яд кобры, и защищает жука от более крупных хищников.

(слайд № 14) Жук “Плавунец” использует ноги, как вёсла в воде, но может летать, от хищников защищается, выпуская ядовитую мутноватую жидкость с неприятным запахом. Ловкий охотник, питается насекомыми, головастиками, моллюсками, маленькими лягушатами, мелкими рыбками.

(слайд № 15) Жук “Арлекин” выглядит так, что кажется, будет выделяться в любой толпе, окраска тела напоминает костюм средневековых шутов. Но он живёт на стволах ярких, покрытых лишайником деревьев, где необычная расцветка помогает ему быть незаметным. Жук размером с карандаш. Один из самых крупных. Пьёт сок некоторых деревьев.

(слайд № 16) Жук “Лягушка” - самцы имеют длинные и сильные задние ноги (отсюда и название за схожесть с лягушками). Они не прыгают. Их сильные задние ноги используются для обхвата стеблей в то время, когда жуки их грызут.

(слайд № 17) Жук “Быстрянка” выглядит и пахнет точь – в точь как муравей. Благодаря этому жукам удаётся обмануть свирепую армию муравьёв, среди которых они живут. Муравьи уверены, что жуки – такие же, как они, поэтому заботятся о них, кормят и защищают.

(слайд № 18) Жук “Олень” - получил своё название благодаря огромным челюстям, похожим на оленьи рога. Занесены в Красную книгу. Питаются соком растений. Собираются большими группами возле ранки на коре дерева и слизывают сок, лакая его нижней губой.

Зрительный ряд

(стадии развития жуков)

- Как размножаются жуки? (слайд № 19)

(Примерно четыре стадии:

1) яйцо (слайд № 20),

2) личинка (слайд № 21),

3) куколка (слайд № 22),

4) взрослое насекомое (слайд № 23)

Повторение пройденного - Из каких частей состоит жук?

(голова, грудь, брюшко, крылья, надкрылья, усики, глаза, ноги, ротовые части)

- Какой формы туловище?

(как видно из рисунков, жуки разнообразны по форме и размерам – овальные, круглые, треугольные, прямоугольные, от огромных, размером с карандаш, до таких малюсеньких, что их почти невозможно разглядеть)

- Какие лапки?

(изогнутые)

- Какой формы надкрылья и крылья?

(округлой)

- Какова роль надкрыльев?

(жёсткие надкрылья защищают тонкие нижние крылья, жук убирает их, когда взлетает)

- Для чего нужны крылья?

(махая крыльями, жук передвигается в воздушном пространстве)

- Что прикрепляется к груди?

(к этой части прикрепляются ноги и крылья)

- Как передвигаются жуки?

Пластика движений

Музыкотерапия

(показ движений педагогом и детьми)

Физкультурная минутка (под музыку “Поющий лес”

Закрепление изученного

Работа по цветовым спектрам

- Какого цвета бывают жуки? Посмотрите на рисунки.

- Какие цвета используем при рисовании?

- Какие из них называются основными? (слайд № 25)

- Какие относят к составным? (слайд № 26)

- Какие контрастные цвета присутствуют в окраске? Покажите, где они расположены на цветовом спектре “Составные цвета”.

(напротив, в противоположных направлениях)

- Какое настроение помогают передать эти цвета?

- Давайте прикроем левую часть жука, а теперь – правую. Что вы заметили?

(если жука разделить пополам, то видно, что его левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными)

(слайд № 28)

Игровая ситуация - Попробуйте собрать жуков из парных картинок.

(Дидактическая игра – конструктор “Жуки”)

(слайды № 29 – 35)

Практическая работа

Обучение способу рисования

- Попробуем изобразить жука.

1. Показ педагога.

- Для этого сгибаем лист пополам, снова разворачиваем его и на одну из половин наносим разноцветные пятна краски. Затем бумагу снова складываем, сложенный лист проглаживаем руками и раскрываем. Что заметили?

Правильно, на обеих половинках листа появились симметричные красочные пятна, похожие на туловище жука, прикрытое крыльями.

Такая техника рисования называется монотипия.

(слайд № 36)

Осталось дорисовать более мелкие детали: лапки, головку, усики.

Итог урока

Выставка детских работ

2. Рисование детьми.

- А вы какого жука хотите нарисовать? (звучит запись “Звуки природы”)

- Очень красивые получились у нас жуки!

(слайды № 38 – 40)

(все работы прикрепляются на доску)

- Какие виды жуков запомнили?

- Чем они питаются?

- Где живут?

- Как передвигаются?

- Что нового о среде их обитания узнали?

- Какие цвета использовали при раскрашивании жуков?

- Какое настроение помогают передать эти цвета?

Используемая литература.

  1. Чичик Е. “Знает Света все секреты. Необычные жучки и паучки”, ФГУП ТПКДЛ, 2000 г.
  2. Есафьева Г. П. “Учимся рисовать”, Ярославль, Академия развития, 2007 г.
  3. Дженкинс Стив “В мире жуков. Интересные факты о животных”, Москва, Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.