Методическая разработка урока «Зеленый пояс Славы»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Аннотация:

В 2015 году наша страна и весь мир праздновали 70-летний юбилей Победы над фашистской Германией. 27 января 2016 года жители Петербурга и Ленинградской области отмечают 72-летие снятия блокады. Эти события напоминают нам об испытаниях, которые выпали на долю жителей блокадного Ленинграда и о героизме, который проявили его защитники. Спустя такое количество лет и несколько поколений с необычайной актуальностью встает вопрос о сохранении памяти о подвиге наших предков и о недопустимости фальсификации истории Великой Отечественной войны. Сохранению исторической памяти и воспитанию патриотизма и гражданственности способствуют уроки региональной истории.

В рамках курса “История и культура Ленинградской земли” большое внимание уделяется периоду Великой Отечественной войны и обороне Ленинграда. Эти события нашли свое отражение в культуре и искусстве. За 70 лет было создано много фильмов, написано много песен, стихов и других произведений. Воплощением тех давних событий являются и памятники, расположенные по всей Ленинградской области. Урок, посвященный мемориалам Зеленого пояса Славы, был разработан для того, чтобы напомнить учащимся о необходимости сохранять память о подвиге своих предков. В ходе урока учащиеся увидят и заново откроют для себя памятники и мемориалы, которые находятся радом с нами. Кроме того, во время урока перед учащимися ставится и личностно значимая проблема: что они могут сделать для сохранения и поддержания в порядке памятников, как символов Победы.

Данный урок может быть использован не только в рамках курса региональной истории, но и для проведения тематических классных часов, посвященных Дню Победы. Рассказ о подвиге советского народа будет важным ресурсом для воспитания патриотизма и гражданственности.

Тип урока: комбинированный

Технология: ИКТ

Цель: составить представление о Зеленом поясе Славы как о воплощении подвига воинов-освободителей Ленинграда.

Задачи:

  • Познавательные: изучить известные мемориалы Зеленого пояса Славы;
  • Воспитательные: создать мотивацию к изучению культуры родного края; побудить к участию в мероприятиях по сохранению памятников ВОв;
  • Развивающие: повысить познавательную самостоятельность в изучении истории своего края; развивать творческую активность и инициативность учащихся; развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование: презентация “Зеленый пояс Славы”, компьютер, проектор, карточки с заданиями, открытки с фотографиями памятников, карта “Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны”.

Формы и методы работы: лекция учителя, беседа по основным вопросам темы урока, групповая работа учащихся с карточками, изучение фотоматериалов.

Личностно значимая проблема: что я могу сделать, чтобы сохранить память о подвиге своих предков?

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Вступление в тему (5 мин.)
  3. История создания (5 мин.)
  4. Представление памятников (23 мин.)
  5. Значение Зеленого пояса Славы (5 мин.)
  6. Подведение итогов (5 мин.)

Ход урока

1) Организационный момент: отсутствующие, проверка готовности к уроку.

(Слайд 2) Эпиграфом к нашему уроку служит отрывок из стихотворения С. Гадельшина “Что может быть страшнее, чем война?!” В прошлом году наша страна отмечала 70-летие Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Для нашей области эта война принесла множество горестей и потерь. 27 января 1944 года – это дата, какого события? (день полного снятия блокады Ленинграда) Сообщение темы и цели урока.

2) Вступление в тему. (Слайд 3) С целью актуализации знаний и вступления в тему учащимся предлагается ответить на вопросы:

  • Когда началась блокада Ленинграда? (8 сентября 1941 года)
  • Сколько длилась блокада? (900 дней – 2,5 года)
  • Какие тяготы перенесли жители блокадного Ленинграда и области? (Голод, суровые морозы, постоянные артобстрелы и бомбежки, болезни и т. д.)
  • Как мы сохраняем память о воинах-освободителях Ленинграда? (парады, салют, награждения ветеранов, помощь ветеранам, акция “Бессмертный полк”, написано много художественных и исторических книг, снято много фильмов, практически в каждом городе есть памятники и братские могилы).
  • Какие памятники нашей области знаете вы? (“Берег мужественных” д. Керново, Форт “Красная горка”, “Балтийцам” д. Шепелево”, “Разорванное кольцо” и т. д.)
  • Действительно, в нашей области много памятников, связанных с героической обороной и освобождением Ленинграда. Все эти памятники объединены в единую цепь, протянувшуюся более чем на 200 км. Этот комплекс мемориальных сооружений называется “Зеленый пояс Славы”.

(Слайд 4) Учитель показывает на карте Большое и Малое блокадное кольцо, Дорогу жизни.

3) История создания. Рассказ учителя:

(Слайд 5) Идея создания этого комплекса принадлежит советскому поэту и общественному деятелю Михаилу Александровичу Дудину. В 1958 году он предложил увековечить память о героях, освобождавших Ленинград, созданием цепи из памятников и аллей, “опоясывающих” Ленинградскую область.

(Слайд 6) Его идея была воспринята с энтузиазмом. Проект разрабатывали ведущие архитекторы Ленинграда. В строительстве участвовали многие организации и активные граждане. Это была поистине “народная стройка”. К 20-летию Победы были открыты основные мемориальные комплексы. Там, где 20 лет назад шли жестокие бои, теперь зеленели рощи и тянулись аллеи, подчеркивая торжество жизни над смертью.

(Слайд 7) В Зеленый пояс Славы входит 80 памятников, обелисков и других мемориальных сооружений, объединенных в 35 мемориальных комплексов, таких как: Дорога Жизни, Ораниенбаумский плацдарм, Лемболовская твердыня и другие.

4) Представление памятников. Работа в группах. Учащиеся делятся на 6 групп по 4-5 человек. Каждая группа получает карточку с заданием (см. Приложение 1). На столе перед группами лежат открытки с изображениями памятников. В течение 5 минут группа читает текст и определяет, о каком памятнике или мемориальном комплексе идет речь. После выполнения задания группы представляют перед классом свое задание и показывают на карте местоположение памятника. Во время рассказа каждой группы, учитель переключает слайды.

(Слайд 8) Дорога Жизни (Группа №1)

(Слайд 9) Мемориал “Цветок Жизни” (Группа №2)

(Слайд 10) Ораниенбаумский плацдарм (Группа №3)

(Слайд 11) Лемболовская твердыня (Группа №4)

(Слайд 12) Мемориал “Невский порог” (Группа №5)

(Слайд 13) Монумент “Героическим защитникам Ленинграда” (Группа №6)

Закрепление: (Слайд 14) Задание для учащихся – показать на карте мемориалы и памятники Зеленого пояса Славы.

5) Значение Зеленого пояса Славы. Итак, мы рассмотрели несколько важнейших мемориальных комплексов Зеленого пояса Славы. Какое значение имеет Зеленый пояс? (Историческое, культурное, памятник федерального значения, сохранение исторической памяти, воспитание подрастающего поколения и т. д.) Почему важно сохранять памятники? (эмоциональный заряд, внушить уважение к истории, воспитывать чувство гордости, почтить память погибших и т. д.)

5) Подведение итогов. (Слайд 15)

Как вы себя чувствовали на уроке? Что интересного вы сегодня узнали? Что бы вам хотелось ещё узнать?

Литература:

  1. Зелёный пояс славы. Альбом. Сост. Ю. А. Дужников. Л.: Лениздат., 1978. 128 с.
  2. Гусаров А. Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб.: Паритет, 2010. 400 с.
  3. Дорога жизни: достопримечательности и памятные места // http://www.newproba.ru/about/dostoprimechatelnosti-i-pamyatnyie-mesta.html
  4. Зеленый пояс Славы: Молодая Гвардия // http://www.molodguard.ru/memorial75.htm
  5. Зеленый пояс Славы: музей истории Петербурга // http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/47872/
  6. Зеленый пояс Славы: тонкости туризма // http://tonkosti.ru/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81_%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B

Приложение 1

Карточки с описанием мемориалов Зеленого пояса Славы

№1. Сам по себе этот мемориальный комплекс растягивается на 40 км по Ленинградской области. Он объединяет 45 мемориальных километровых столбов, расположенных вдоль важнейшей транспортной магистрали. Одним из самых известных памятников этого комплекса является “Разорванное кольцо”, находящееся на берегу Ладоги. Кроме него, в комплекс входят: “Цветок жизни”, “Катюша”, “Румболовская гора”, “Дуб и лавр” и др. №2. Этот мемориальный комплекс входит в комплекс “Дорога Жизни”. Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области. Мемориал открыт 28 октября 1968 года. Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. В состав мемориала входят: памятник “Цветок жизни”, аллея Дружбы и траурный курган “Дневник Тани Савичевой”, состоящий из восьми стел - страниц блокадного дневника.
№3. Этот комплекс очерчен линией Малого блокадного кольца. Именно отсюда в январе 1944 года началось наступление советских войск, освобождавших Ленинград и область. Комплекс включает в себя 7 мемориалов, входящих в зеленый пояс Славы, и еще 15 памятников. Многие из мемориалов посвящены подвигу моряков балтийского флота. №4. Этот мемориал находится на севере Ленинградской области, на 34-м километре Приозерского шоссе. Здесь в сентябре 1941 года части 23-ей армии остановили наступление финских войск. Мемориал открыт в 1967 году, представляет собой вертикальную стелу с изображением матери и ребенка и два пилона с барельефами.
№5. Этот мемориал расположен в городе Отрадное – месте жестоких боев за прорыв блокады Ленинграда. Здесь в августе 1942 года бойцы 268-й стрелковой дивизии заняли плацдарм “Ивановский пятачок”. Часть мемориала – обелиск – был установлен еще в 1944 году. В 1960-е годы на вершине холма была установлена горизонтальная стела. Рядом с памятником врыты надолбы, на одном из них надпись: “Путник, передай Ленинграду - враг не прошёл”. №6. Этот монумент является символическим центром Зеленого пояса Славы. Памятник посвящен подвигу жителей Ленинграда в блокадные годы. Этот грандиозный ансамбль включает в себя скульптурные группы защитников Ленинграда, высокий гранитный обелиск и памятный зал “Блокада”. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о героической странице в истории города.