Кодирование информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (353,3 кБ)


Цели:

  • Повторение и закрепление понятия информация, действия с информацией, хранение информации, информационный носитель.
  • Формирование понятий “код”, “кодирование информации”.
  • Развитие логического мышления учащихся через установление причинно-следственных связей.
  • Развитие умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать их.
  • Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

Воспитывающие:

  • развивать интерес к предмету и творческой активности;
  • развивать у учащихся навыки обучения при совместной работе;
  • воспитывать коммуникативную культуру.

Обучающие:

  • познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации;
  • отметить роль кодирования информации;
  • научить детей декодировать зашифрованную информацию;
  • научить применять свои знания на практике.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, память;
  • развивать кругозор детей;

Место урока в учебном плане. Урок на тему “Кодирование информации” является 5 в разделе “Информация и информационные процессы” в 5 классе. Учащиеся уже знакомы с понятием “информация” и информационными процессами: хранением, передачей и обработкой

На уроке ученикам предлагается новый материал и задания по кодированию и декодированию информации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Реквизиты и оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация;
  • слайды с заданиями;
  • листочки с заданиями для каждой группы;
  • таблички для капитанов;
  • таблица итогов.

План урока:

I. Организационный момент

II. Повторение предыдущего материала

III. Изучение нового материала

IV. Проведение игры “кодировщик”

V. Подведение итогов урока

VI. Домашняя работа

(5 мин)

(7 мин)

(7 мин)

(20 мин)

(4 мин)

(2 мин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Притча

К писцу пришел неграмотный старик и попросил написать письмо сыну, который жил в другом городе. Писец сказал, что он не может этого сделать, так как у него болит нога. Старик удивился, причем здесь нога? Писец объяснил, что никто, кроме него самого не может прочитать то, что он написал и ему придется идти в другой город, чтобы прочитать письмо сыну. (Презентация 1, слайд 1)

Весь мир общения строится на знаковой системе. То есть, информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова или движения.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок собирает ребят на урок или сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока - это “Кодирование информации” (Презентация 1, слайд 2). Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с многообразием кодов, окружающих человека, научимся кодировать информацию и декодировать зашифрованные сообщения, освоим различные способы кодирования информации.

- Ребята, сегодня у нас урок, девиз которого “Один за всех и все за одного”. То есть от каждого из вас будет зависеть общий итог команды в конце урока. Но какая же команда без капитана. (Выбор капитана). (Презентация 1, слайд 3)

У каждой команды на столе есть табличка, если вы выполняете задание, капитан команды поднимает табличку, и я вижу, что вы готовы отвечать, если команда выкрикивает с места, баллы засчитываются командам-соперницам.

II. Повторение предыдущего материала

- Но прежде чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых наших занятиях. И поиграем в игру “своя игра” (Презентация 2)

  Информация Компьютер Действия  с информацией
1 Что такое информация?

Информация – это знания и сведения об окружающем нас мире

Дайте определение понятию “компьютер”

Компьютер – это устройство, помогающее человеку при работе с информацией

Какие действия человек совершает с информацией?

Хранение, обработка, передача

2 По форме представления информация делится на:

1. тестовую,

2. графическую,

3. звуковую,

4. числовую

Назовите все устройства компьютера, которые вы знаете

системный блок, клавиатура, монитор, мышь, принтер, колонки, сканер, джойстик

Где человек хранит информацию?

Во внешней и внутренней памяти

3 Назовите все органы чувств, с помощью которых человек получает информацию

глаза, нос, уши, язык, кожа

Что значит программное обеспечение компьютера?

Программное обеспечение компьютера – совокупность всех программ компьютера

Какие современные информационные носители вы знаете?

Диск, бумага, магнитная лента

III. Изучение новой темы

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование.

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Ребята, запишите себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

IV. Проведение игры “кодировщик”

- Сегодня мы с вами будем в роли кодировщиков. Каждое последующее задание связано с предыдущим, поэтому, не выполнив очередного задания, мы не сможем перейти к следующему. Итак, в путь!

Задание 1. Кодирование информации направлениями (Приложение 1; Презентация 1, слайд 4)

Вы узнали, что это за предмет? Правильно, это старинный ключ. Он нам будет нужен для того, чтобы мы могли “открывать” сундук с заданиями.

Давайте раскодируем слово, и мы узнаем, какой конкурс будет следующим.

Задание 2. Кодирование информации цифрами (Приложение 2; Презентация 1, слайд 5)

- Что означает надпись?

Итак, мы расшифровали важную записку и узнали, что следующее задание - “Ребусы”.

Задание 3. Ребусы (Презентация 1, слайды 6-11)

Этот конкурс даст ключ к следующему заданию. Отгадав последний ребус, вы узнаете, как называется задание 4.

Задание 4. Расшифруй пословицу (Приложение 3; Презентация 1, слайд 12)

Задание 5. Конкурс капитанов (Приложение 4; Презентация 1, слайд 13)

Настало время проявить себя капитанам команд.

Задание 6. Азбука Морзе (Приложение 5; Презентация 1, слайд 14)

Задание 7. Флажковая азбука (Приложение 6; Презентация 1, слайд 15)

Задание 8. Семафорная азбука (Приложение 7; Презентация 1, слайд 16)

Задание 9. Код Цезаря (Приложение 8; Презентация 1, слайд 17)

Задание 10. Пляшущие человечки (Приложение 9; Презентация 1, слайд 18)

V. Подведение итогов урока Подсчет баллов; Выставление оценок.

VI. Домашняя работа

Загадайте слово и придумайте собственный способ кодирования: графический (с помощью картинок или знаков), числовой (с помощью чисел) или символьный (с помощью букв). (Презентация 1, слайд 19)