Речевой досуг «Зимнее путешествие в страну Деда Мороза»

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель. В занимательной форме закреплять лексико-грамматический материал по темам “Зимние приметы”, “Зимние забавы детей”.

Задачи.

  • Коррекционно-образовательные: уточнять и расширять знания детей о зимнем времени года, зимних забавах детей; совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в словообразовании качественных имен прилагательных, глаголов с приставкой “за-”; в образовании родственных слов к словам “снег” и “зима”); формировать навыки звуко-буквенного анализа; упражнять в составлении слогов из букв, слов из слогов и подборе слов с данных слогом; формировать связную речь с опорой на схемы предложений.
  • Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие и речевой слух; слуховое и зрительное внимание и память; мелкую и общую моторику; формировать целостное восприятие предметов, зрительный гнозис и конструктивный праксис; формировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать дружеские отношения между детьми разного возраста, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать чувство любви к природе, умение видеть прекрасное. Воспитывать интерес к занятиям.

Здоровьесберегающие: предупреждать переутомление у детей.

Оборудование. Демонстрационный материал: карта путешествия, письмо Деда Мороза, “волшебные” предметы (снежинка, сосулька, Совушка-сова, домик, книга, башмачок, снеговик с туеском, клубок, корзина), разрезные буквы-снежинки трех цветов (“З” - зеленого, “М” - синего, “И”, “А” - красного), картина Зимушка-Зима, компьютер, проектор, экран, магнитная доска, мольберт, компьютерная игра “Снеговик-слоговик” электронного портала Мерсибо, презентация “Дружные слова”, бубенцы.

Раздаточный материал. Читающим детям: снежные комки и снежинки со слогами. Не читающим детям: разрезные картинки с изображением предметов, необходимых для зимних развлечений, призы-задания на развитие внимания, памяти, мышления, формирования графических навыков.

Ход игрового логопедического досуга

1. Установка на образовательную деятельность. Логопед привлекает внимание детей звоном бубенцов и рассказывает стихотворение. Дети совместно с логопедом сопровождают речь движениями.

Громко-громко, мой бубенчик, позвони, позвони!!
Всех мальчишек и девчонок разбуди, собери!!
Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись!
Дети садятся на свои места.

2. Введение в тему.

(По групповой комнате расставлены “волшебные” предметы от Деда Мороза)

Логопед: Дети, к нам пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно?

Это письмо от Деда Мороза.

Вы хотите узнать, что написано в письме?

“Дорогие девочки и мальчики! Новогодний праздник уже прошел, но зимние приключения продолжаются. Я приглашаю вас в сказочное путешествие по своей волшебной стране. Выполняя мои задания и, преодолев все трудности, вы станете еще умнее и сообразительнее. Мои задания вам помогут выполнить волшебные предметы-подсказки. Двигайтесь строго по карте, от одной цифры к другой, не отклоняйтесь от маршрута и лучшие из вас получат от меня призы”.

Посмотрите на карту. Рисунок 1.

Мое первое задание вы найдете в предмете под номером 1 (Снежинка). Где же снежинка Деда Мороза? (Дети находят снежинку среди окружающих предметов).

3. Задание № 1.

- Послушайте слова, какое слово лишнее, не подходит?

Декабрь, январь, зима, февраль.

Объясните, почему? (Зима – это время года, а остальные слова – названия зимних месяцев).

- Соберите слово “ЗИМА” из волшебных снежинок.

Сколько звуков в слове “зима”? Какой первый звук? (Ребенок, назвавший первый звук, собирает букву из элементов). Какой звук второй? Какой третий? Какой четвертый звук?

Почему наши буквы разного цвета? (дети отвечают, что звук [зь] – мягкий согласный и поэтому на букве “З” - зеленый снежинки, звук [и] – гласный, и поэтому на букве “И” - красные снежинки, звук [м] – твердый согласный, поэтому на букве “М” - синие снежинки, звук [а] – гласный, поэтому на букве “А” - красные снежинки.

Выставляется картинка Зимушка-Зима.

4. Задание № 2. Упражнение “Какая зима?” Дети двигаются дальше по карте.

Логопед: Ну что ж, ребята, с первым заданием Деда Мороза вы справились. А где же мы найдем второе задание? Давайте посмотрим на карту. Кто нам его принес? Его нам принесла Совушка-сова.

Задание: Расскажите, что вы знаете о зиме, какая она?

  • Зимой много снега, значит, зима какая? ... (снежная)
  • Зимой с морозами, значит, она ... (морозная)
  • Зимой сильные ветры, значит, она ... (ветреная)
  • Зимой сильная стужа, значит, она ... (студеная)
  • Зимой стоят холода, значит, она ... (холодная)

5. Задание № 3. Упражнение “Что наделала зима?” Дети двигаются дальше по карте.

Логопед: Давайте посмотрим на карту. Следующее задание № 3. Где же нам его найти? (она прикреплено к сосульке).

  • Зима пришла с морозами, и все вокруг ... (заморозила).
  • Метель мела, мела и все дороги ... (замела).
  • Река покрылась льдом и вся ... (заледенела).
  • Зима позвала вьюгу и все ... (завьюжила).
  • Снежная пороша все тропинки ... (запорошила).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие.

6. Задание № 4. Упражнение “Доскажи словечко” (с презентацией). Дети двигаются дальше по карте. Презентация 1.РРТ.

Логопед: Следующее задание под номером 4. Где спрятано следующее задание от Деда Мороза? (в Домике).

Все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Так давайте же поиграем со словом “снег”. Вспомните, какие слова дружат со словом “снег”? За каждый правильный ответ на нашей елочке будет появляться одна снежинка. Вам нужно закончить предложения:

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (снег).

С неба все летят пушинки –
Серебристые ... (снежинки).

Вот веселье для ребят –
Все сильнее ... (снегопад).

Все бегут вперегонки –
Все хотят играть в ... (снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик).

Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - ... (снегурка).

На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой ... (снегири).

Логопед: Молодцы, ребята. А теперь, посмотрите, как наши снежинки повернуться к вам и вы увидите картинки, которые назвали.

Аналогично со словом “зима” по наводящим вопросам:

- как называется птица, у которой зимой рождаются птенцы? (зимородок)

- как называют позднюю осень? (предзимье)

- как называются птицы, остающиеся зимовать? (зимующие)

- как называется работа зимой на крайнем Севере? (зимовка)

- как ласково можно назвать зиму? (зимушка)

7. Пальчиковая гимнастика. Задание № 5. “Прогулка” Дети двигаются дальше по карте. Задание в Башмачке.

Логопед:

Один, два, три, четыре, пять - Дети загибают пальчики.
Мы во двор пошли гулять. Указательные и средние пальчики шагают по столу.
Бабу снежную слепили, Дети имитируют руками комок.
Птичек крошками кормили, Дети кормят птичек пальчиками.
С горки мы потом катались, Указательным пальцем правой руки проводят по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись. Ладошки то одной, то другой ...
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки.
Суп поели, спать легли. Ладони под щечку.

8. Задание № 6. Упражнение “Снеговик – слоговик”. Дети двигаются дальше по карте. Задание у Снеговика. Проводится компьютерная игра с диска электронного портала “Мерсибо”.

Снеговик-слоговик предлагает детям составить слог из предложенных букв. Когда слог детьми составлен, появляется пара картинок, в названии одной из них есть данный слог. Нужно выбрать эту картинку.

9. Задание № 7. Упражнение “Снежинки”. Дети двигаются дальше по карте. Задание в Книге.

Детям подготовительного возраста раздаются конверты со снежинками и снежными комками большого и маленького размера.

Логопед: Достаньте из конвертов снежинки и положите первым большой снежок, а вторым – маленький. Переверните снежки и прочитайте слова, которые у вас получились (зима, горка, узор, мороз, санки, каток, санки, лыжи и т.д.)

Дети старшего возраста составляют разрезные картинки к этим словам. Затем дети подготовительных групп читают слово, а младшие поднимают руки, у кого такая картинка.

10. Задание № 8. Упражнение “Расскажи историю”. Дети двигаются дальше по карте. Задание прикреплено к “Клубочку”.

Логопед: Вот мы и добрались до самого последнего задания Деда Мороза. Вам нужно составлять предложения о зиме по этой таблице. Соединив, связав, предложения друг с другом, вы получите рассказ.

Рисунок 2.

11. Итог мероприятия. Вручение призов.

Логопед: Вот вы и выполнили все задания Деда Мороза. Вы помните, что Дед Мороз обещал самым старательным и сообразительным вручить призы. Как вы думаете, кто из вас самый старательный? А кто самый сообразительный? Значит, вы все молодцы? Значит, вас всех ждут призы. Но где же нам их взять?

Дети смотрят на карту путешествия. На карте осталась одна картинка с корзинкой. Дети находят ее. Логопед берет корзину и раздает детям призы.

Список используемой литературы:

1. Волина В. “Учимся, играя”, “Новая школа”, 1994.

2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. “Развитие и коррекция речи детей 5–6 лет”, “Сфера”, 2006.

3. Нищева Н.В. “Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР”, “Детство-Пресс”. 2009.

4. Узорова О.А., Нефедова Е.А. “Пальчиковая гимнастика”, “Астрель”, 2007.