План-конспект урока «Механическая работа»

Разделы: Физика, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа.

Цель урока: выяснить, что такое “механическая работа” с физической точки зрения

Задачи:

Обучающие:

  • Выяснить физический смысл понятия “механическая работа”;
  • Познакомиться с ней как с новой физической величиной: обозначение, единицы измерения, формула для расчета;
  • Вывести условия совершения работы и научиться распознавать примеры совершения работы
  • Определять в каком случае совершается работа положительная, отрицательная или нулевая работа;

Развивающие:

  • развить у учеников умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать развитию у учащихся речи, мышления, внимания;
  • развивать умение работать с учебником, текстом, схемами, рисунками, дополнительной литературой;

Воспитательные:

  • способствовать формированию навыков поисково-исследовательской работы;
  • способствовать повышению интереса к предмету через практическую значимость изучаемого материала;

Технология: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон, ИКТ технологии

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, ПК (по количеству учащихся в классе).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Презентация учителя 1 Приветствует учащихся, проверяет их готовность.

(Презентация 1, слайд 1)

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

- Как вы должны сегодня работать, чтобы соответствовать пословице?

Приветствуют учителя

Отвечают

2
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии   - Что может изменить скорость тела?

- Посмотрите на рисунки и определите, какие силы приложены к телу в каждом случае. (Презентация 1, слайд 2)

- Что мы можем сказать о равнодействующей силе, если тело покоится? (= 0)

- А если движется равномерно прямолинейно? (= 0)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если отгадаете ребус. (Работа)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О работе)

- Почему я на начало урока взяла именно такую пословицу?

- Мы с вами какой раздел физики изучаем? (Механика)

- Значит, какую работу сегодня будем изучать? (Механическую работу)

Откройте тетради и запишите тему урока “Механическая работа”

- Мама идет домой с тяжелыми сумками. Та же мама с теми же сумками, но стоит и разговаривает со знакомой. В каком случае мы можем говорить о том, что мама совершает работу?

Сила

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают число и тему урока

3
3. Выявление места и причины затруднений   - Чего мы не знаем, чтобы однозначно ответить на вопрос? Мы не знаем что такое “Работа”. 1
4. Построение проекта выхода из затруднения   - Работу можно измерить или нет? Почему? Да Отвечают 2
- Тогда, чем является работа (величиной, законом, ...) Величина
Давайте составим кластер вопросов, которые нам надо разобрать сегодня на уроке.

5. Реализация построенного проекта   Внимательно посмотрите на примеры слайда и попробуйте определить условия, необходимые для совершения работы

(Презентация 1, слайд 3, затем слайд 4)

К телу приложена сила. Тело под действием этой силы движется 13
- Какая сила совершит большую работу: маленькая или большая? Большая
- Тогда, работа и сила прямо пропорциональны или обратно пропорциональны? Прямо пропорциональны
- Зависит ли работа от пути? Отвечают
Опять тот же вопрос: работа и путь прямо пропорциональны или обратно? Прямо пропорциональны
Получается, что работа прямо пропорциональна и силе, и пути. Значит, каким математическим действием надо связать силу и путь, чтобы сохранить озвученную зависимость?

Запишите буквенное выражение.

Умножением

 

F l

Внимательно посмотрите на слайд (Презентация 1, слайд 5) и ответьте мне на вопросы:

- Какой буквой обозначается работа?

- Какова единица измерения работы?

- В честь кого названа величина?

Отвечают
Запишите формулу работы.

Попробуйте теперь дать определение механической работы.

Нарисуйте мнемонический треугольник, разместите по местам буквы.

- Назовите мне формулу для определения силы по известным величинам: работа, путь?

- Какова формула для определения пути?

А = F l

F =

l =

Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 130. Прочитайте определение механической работы. Совпало ли оно с тем, что мы с вами дали?

- Формула чем-то отличается? Почему?

Теперь читаем на этой же странице материал, начиная с 7 абзаца: “Если направление силы...” и до примера.

- О чем говорит автор учебника в этом абзаце?

- Когда совершается работа положительна?

- А когда отрицательная?

- Когда равна 0?

Давайте просмотрим видеоролик.

- На что акцентирует внимание видеоролик?

Читают параграф, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Смотрят, отвечают

- Что надо знать, чтобы определить работу?

- Каков алгоритм решения задачи на определение работы?

Алгоритм нахождения механической работы

Определить, чему равна сила.

Если сила равна нулю, то работа = 0.

Если сила не равна нулю, то определить путь тела под действием этой силы.

Если путь = 0, то работа = 0.

Если путь не равен 0, то надо силу умножить на путь – это и будет работа.

Силу и путь

Отвечают

Ресурс 1 Слайд-шоу "Когда работа не совершается"

(N 186984)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи   Парная работа

Прочитайте еще раз алгоритм. Расскажите друг другу.

Каждой паре даю конвертик, в котором находятся листочки с примерами. Вы должны их разделить на 2 группы: в одну – случаи, в которых совершается работа, а в другую – случаи, в которой нельзя говорить о совершении работы. (Приложение 1)

Итак, давайте озвучим то, что получилось.

Групповая работа

Теперь объединяемся в четверки: вас ожидает решение задач. Вам необходимо решить три задачи, данные на доске.

Итак, давайте озвучим то, что получилось.

(Презентация 1, слайд 6)

Фронтальная работа

Вернемся к началу нашего урока: когда же мама совершает работу: когда стоит и разговаривает или когда идет с тяжелыми сумками?

Проговаривают вслух

Пары озвучивает свое решение, аргументируя свой выбор

 

 

 

 

Группы озвучивает решение, аргументируя выбор

10
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Ресурс 2

Тест к уроку "Механическая работа. Единицы работы"

(N 205870)

Ресурс 3

Интерактивная задача "Вычисление механической работы"

(N 187095)

Индивидуальная работа

Теперь пересаживаемся за компьютеры. Вас ожидает самостоятельная индивидуальная работа, состоящая из двух частей:

Открываем ресурс 1 и делаем тестовую работу. (Ресурс 1)

Выполняем работу 2. Здесь надо обратить внимание на то, куда направлена сила и куда движется тело. (Ресурс 2)

Делают тест, фиксируют количество верно решенных заданий 5
8. Включение нового знания в систему знаний   Фронтальная работа

Задача: с 5 этажа 12 этажного дома на балкон 2 этажа падает тело массой 4 кг. Какую работу совершила сила тяжести, если высота одного этажа 3 метра?

- Чем отличается эта задача от предыдущих?

- О какой силе идет речь? Как ее определить?

- Как узнать пройденный путь?

- Теперь можем определить работу?

- Какое данное в этой задаче лишнее?

- Это о чем говорит?

Оформите эту задачу, только до пункта “Физическое решение” включительно, а раздел “Математическое решение” выполните дома.

Отвечают на вопросы

 

Нет величины силы и величины пути.

По формуле

F = m * g

(5-2) * 4 = 12 (м)

Да, все известно

Дом 12 этажный.

Надо знать, что иногда не все данные надо использовать

5
9. Подведение итогов урока Презентация учителя 2 - Что мы сегодня хотели узнать на уроке?

- Мы это узнали? Давайте быстро пройдемся по кластеру.

Индивидуальная работа

Теперь еще раз проверьте себя: вас ожидает контроль знаний. Садимся за ПК и работаем. (Презентация 2)

- Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки.

Отвечают 2
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке   - Где было сложно вам?

- На что надо будет обратить внимание дома?

Давайте оценим работу каждого на уроке?

Отвечают

Обсуждают оценки

1
11. Домашнее задания Ресурс 4

Механическая работа. Единицы работы

(N 205932)

Озвучивает и объясняет домашнее задание
  • параграф 53 – читать,
  • доделать задачи, начатые на уроке,
  • посмотреть видеоролик,
  • сделать тест, вложенный в видеоролик, зафиксировав в тетради количество верно выполненных заданий,

В заключение урока у меня к вам небольшая просьба: когда будете уходить захватите на столе один магнитик и расположите его около того знака, значение которого продолжило бы предложение “Я сегодня...”

! – все понял и справлюсь с домашним заданием;

* – для выполнения задания нужно будет обратить внимание на некоторые вопросы;

? – мне будет трудно выполнить домашнее задание.

Эта информация мне будет нужна для планирования следующего урока.

Приложение 2

Всем спасибо за работу! До свидания.

Записывают 1