Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Ступеньки к творчеству". 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении для воспитанников с нарушением зрения выступает не только важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, но и частью коррекционно-развивающего пространства. Навыки, формируемые на данной ступени, обеспечивают как дальнейшее развитие ребенка, так и компенсацию вторичных отклонений в его развитии.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.

Программа направлена на:

  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка с нарушением зрения в школе;
  • оптимизацию учебной нагрузки обучающихся;
  • оказание помощи обучающемуся с нарушением зрения в социализации;
  • компенсацию вторичных отклонении в развитии учащихся в системе коррекционной работы школы.

Цель программы. Создание условий для восприятия ребенком с особыми образовательными потребностями окружающего мира посредством декоративно-творческой деятельности, создание условий для раскрытия творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Способствовать индивидуальному развитию ребёнка в декоративно-творческой деятельности.
  2. Организовать доступную детям с нарушением зрения среду для овладения знаниями, умениями, навыками практической деятельности и их реализации.
  3. Способствовать развитию опыта творческой деятельности.
  4. Расширять кругозор учащихся о культуре и традициях народов России.
  5. Воспитывать культуру общения во внеурочной деятельности, формировать навыки коллективной работы.

Программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут.

Планируемые результаты реализации программы

Личностные УУД:

  • адекватное отношение собственному дефекту;
  • положительное отношение к школе;
  • учебно-познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
  • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
  • освоение основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • адекватно воспринимать оценку своих творческих работ.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
  • поводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения коммуникационных задач, строить монологическое высказывание;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы.

Психологическое обеспечение программы:

  • создание психологически комфортной, доброжелательной обстановки;
  • создание «ситуации успеха»;
  • оценивание любого, даже малейшего достижения учащегося.

Особенностью данной программы является коррекционная направленность занятий:

  • создание равных возможностей учащимся для реализации творческого потенциала;
  • учет офтальмоэргономических требований и рекомендаций психолога;
  • подбор материала для организации занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с нарушением зрения.

Краткая характеристика программы

Программа ВУД «Ступеньки к творчеству» направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении знаний и умений о приемах и техниках работы с материалами и инструментами (глина, бумага и картон, бисер и проволока, ткань, нитки, различные материалы), изготовление декоративно – художественных изделий, декоративное оформление готовых изделий, участие в индивидуальных, групповых проектах, работу с дополнительными источниками информации с целью расширения знаний о видах декоративно – прикладного искусства.

1 КЛАСС 66 ч.

Вводное занятие (1 ч.)

Правила техники безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.

Работа с пластичными материалами (10 ч.)

Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином. Техника смешивания пластилина для получения другого цвета.

Пластилиновая живопись. Выполнение плоскостных изображений (аппликаций, лепных картин) из пластилина. Выполнение лепной картин с использованием трафаретной технологии. Посещение выставок творческих работ. Лепка из теста. Знакомство с техникой тестопластики.

Работа с бумагой и картоном (14 ч.)

История появления бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги. Способы изготовления аппликации из готовых деталей, торцевание, оригами. Способы декоративного оформления готовых работ. Правила техники безопасности. Посещение выставки творческих работ.

Темы для бесед: «Как появилась бумага?»

Работа с природным материалом (8 ч.)

Знакомство с правилами сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей. Инструменты и приспособления для работы. Экскурсия в парк.

Тема для беседы: «Что значит «охранять природу»?».

Бисероплетение (8 ч.) (В 1-2 классе учащиеся работают только с бусами.)

Знакомство с основными технологическими приемами нанизывания бус на проволоку. Чередование по цвету, форме, размеру. Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

Тема для беседы: «Способы декоративной отделки одежды»

Работа с нитками (6 ч.)

Виды ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток игрушек, кукол. Приём оплетения нитками картонного силуэта. Особенности построения композиции.

Темы для беседы: «История появления куклы», «Как делают нитки?»

Работа с различными материалами (12 ч.)

Определение свойств материалов. Способы соединения деталей. Аппликации и объемные изделия из конфетных обёрток, коробок, пуговиц, ваты, пластиковых бутылок, старых перчаток. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Экскурсия по улицам города.

Тема для беседы: «Что такое «экология»?»

Работа с тканью (7 ч.)

Ткань, ее виды, свойства, история появления. Техника выполнения бахромы продергиванием ниток. Способы разметки и раскроя ткани. Аппликация из ткани. Разметка деталей аппликации с помощью шаблона.

Тема для беседы: «Как появилась ткань?»

2 КЛАСС 66 ч.

Вводное занятие (1 ч.)

Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.

Работа с пластичными материалами (8 ч.)

Свойства и применение пластилина. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином.

Выполнение плоскостных изображений (аппликаций, лепных картин) из пластилина. Выполнение объемных изделий из пластилина. Посещение выставок творческих работ. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.

Лепка из теста. Выполнение плоскостных и объемных изделий из теста. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).

Работа с бумагой и картоном (14 ч.)

Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Способы изготовления аппликации, торцевание, оригами. Способы изготовления объёмных изделий из бумаги и картона.

Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Посещение выставки творческих работ.

Тема для беседы: «Для чего нужна бумага?»

Работа с природным материалом (8 ч.)

Правила сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей с помощью пластилина, клея. Инструменты и приспособления для работы. Разучивание стихов и пословиц. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Экскурсия на цветник.

Тема для беседы: «Флористика»

Бисероплетение (8 ч.) (В 1-2 классе учащиеся работают только с бусами.)

Знакомство с основными технологическими приемами нанизывания бус на проволоку. Чередование по цвету, форме, размеру. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «История женских украшений»

Работа с нитками (8 ч.)

Виды ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток верёвок, косичек, игрушек, кукол, небольших панно. Особенности построения композиции. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Что такое «композиция»?»

Работа с различными материалами (10 ч.)

Использование свойств различных материалов. Способы соединения деталей. Аппликации и объемные изделия из коробок, пуговиц, ваты, пластиковых бутылок, старых перчаток. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Вторая жизнь вещей»

Работа с тканью (9 ч.)

Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «за иголку». Способы разметки и раскроя ткани. Аппликация из ткани. Разметка деталей изделия с помощью шаблона или выкройки.

Тема для беседы: «Ткани из растений»

3 КЛАСС 66 ч.

Вводное занятие (1 ч.)

Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.

Работа с пластичными материалами (6 ч.)

Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работы с пластилином.

Выполнение плоскостных изображений (лепных картин) из пластилина. Выполнение объемных изделий из пластилина. Посещение выставок творческих работ Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Глина, её свойства. Выполнение объёмных изделий из глины. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).

Работа с бумагой и картоном (14 ч.)

Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Способы изготовления аппликации, торцевание, оригами. Способы изготовления объёмных изделий из бумаги и картона.

Изготовление декоративно – художественных изделий. Проектные работы.

Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Правила техники безопасности. Посещение выставки творческих работ.

Тема для беседы: «Папье-маше»

Работа с природным материалом (7 ч.)

Правила сбора природного материала. Выполнение изделий из сухих листьев, желудей, шишек, веток, семян. Соединение деталей. Инструменты и приспособления для работы. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Икебана»

Бисероплетение (8 ч.)

Знакомство с основными технологическими приемами бисероплетения Выполнение простых по изготовлению изделий: фигурок животных, браслетов. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы: индивидуальные и групповые. Экскурсия кабинет обслуживающего труда

Тема для беседы: «Вышивка бисером»

Работа с нитками (10 ч.)

Виды вязальных ниток, их свойства, назначение. Выполнение из ниток верёвок, косичек. Проектные работы: выполнение панно из плетёных верёвок и косичек. Особенности построения композиции. Основы вязания на спицах. Приёмы набора петель. Техника лицевых и изнаночных петель. Инструменты и приспособления для вязания.

Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Вязание на спицах»

Работа с различными материалами (10 ч.)

Использование свойств различных материалов. Моделирование изделий из различных материалов. Объемные изделия из коробок, меха, ваты, пластиковых бутылок: подставка для карандашей, панно, ваза с цветами, мягкие игрушки и др. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы.

Тема для беседы: «Изделия из автомобильных покрышек»

Работа с тканью (10 ч.)

Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку», «обмёточный». Способы разметки и раскроя ткани. Выполнение простых по изготовлению изделий и мягких игрушек из ткани: «Мышка», «Гном». Проектные работы.

Основы вышивки: стебельчатый и тамбурный швы. Оформление готовых изделий вышивкой. Инструменты и приспособления для вышивки. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.

Тема для беседы: «И дивный видится узор… Вышивка»

4 КЛАСС 66 ч.

Вводное занятие (1 ч.)

Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях.

Работа с пластичными материалами (6 ч.)

Глина, её свойства. Выполнение объёмных изделий из глины. Способы декоративного оформления готовых изделий (роспись).

Материалы и приспособления, применяемые при работе глиной. Разнообразие техник работы с глиной.

Посещение выставок творческих работ. Знакомство с народной игрушкой из глины. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Народная игрушка из глины»

Работа с бумагой и картоном (16 ч.)

Бумага, виды бумаги, её свойства, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием бумаги и картона. Архитектурное моделирование из бумаги и картона. Проектные работы.

Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Темы для беседы: «Архитектура»

Работа с природным материалом (5 ч.)

Правила сбора природного материала. Выполнение изделий камней, ракушек, желудей, шишек. Соединение деталей клея. Инструменты и приспособления для работы. Выполнение панно. Проектная деятельность. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Тема для беседы: «Мозаика»

Бисероплетение (6 ч.)

Знакомство с основными технологическими приемами бисероплетения Выполнение изделий из бисера. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы: индивидуальные и групповые. Экскурсия в музей Лаишевского края.

Тема для беседы: «Татарская национальная одежда»

Работа с нитками (10 ч.)

Виды вязальных ниток, их свойства, назначение. Основы вязания на спицах. Инструменты и приспособления для вязания спицами. Основы вязания крючком. Инструменты для вязания крючком. Выполнение простых изделий: прихватка, шарф для куклы. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация.

Тема для беседы: «Трикотаж»

Работа с различными материалами (12 ч.)

Использование свойств различных материалов. Моделирование изделий из различных материалов. Объемные изделия из коробок, баночек из-под кофе, пластиковых бутылок, старой одежды, меха: карандашница, мягкая игрушка, игольница и др. Использование бросового материала в изготовлении поделок. Самостоятельное проектирование изделий и их реализация. Проектные работы.

Работа с тканью (10 ч.)

Ткань, ее виды, свойства. Технология выполнения швов «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный шов». Способы разметки и раскроя ткани. Выполнение салфеток, прихваток, мягких игрушек из ткани. Проектные работы.

Техника вышивки крестиком. Оформление готовых изделий вышивкой. Инструменты и приспособления для вышивки.

Тема для беседы: «Лоскутное шитьё».

Список литературы:

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно-методическое пособие/С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).