Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Формирование общеучебного умения осознанного чтения басни и умения понимать авторский замысел;
  • Развитие навыков самостоятельного анализа басни и характеристики действующих лиц;
  • Воспитание внимательного читателя и человека, способного услышать чужое мнение.

Оформление доски: перевернутые портреты Эзопа, Лафонтена, Крылова, Михалкова и слайд со словами “Мы родом из детства”. (презентация).

Ход урока

I. Орг момент.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, представим себе, что мы пришли в театр юного зрителя, где нам покажут замечательное представление артисты – старшеклассники, а вы внимательно посмотрите разные инсценировки и скажите, о каком детском поэте сегодня на уроке пойдет речь?

III. Инсценировка стихотворений С.В. Михалкова “Первоклассница”, “Фома”, “Как мужик корову продавал”.

  • Как вы думаете, ребята, кто написал эти замечательные произведения? (С.В. Михалков)
  • Какая инсценировка вам больше понравилась? Почему?
  • Чему-то можно научиться, глядя на представленных героев?
  • Какие книги С.В. Михалкова вы читали? Чем они вас заинтересовали?

IV. Целеполагание.

А вот какие чувства вызывают стихи С.В.Михалкова расскажет нам ученик_________(Индивидуальное задание).

Каждое стихотворение Михалкова – это яркая зрелищная картинка, которая так и просится на сцену

Ребята, а какой жанр литературы предназначен для постановки на сцене?(Драма). С.В. Михалков писал сценарии для взрослых и детских театров, но в большей степени прославился в другом жанре. И вы мне подскажите в каком?

Посмотрите на доску, здесь (ученица переворачивает портреты Эзопа, Лафонтена, Крылова, Михалкова) портреты известных стихотворцев.

  • Что объединяет этих людей? (Басня)
  • Что же такое басня? (Короткий рассказ иносказательного характера)
  • А писатели, которые сочиняют басни- это кто? (Баснописцы)
  • Так какова цель нашего урока? (Познакомиться с баснями С.В. Михалкова)

V. Новый материал. Слово учителя.

Правильно, ребята. Но мы еще познакомимся с историей развития басни, постараемся научиться понимать авторский замысел, и вы сами попробуете воплотить этот замысел в игре на сцене.

Самые первые басни на Земле были написаны в 3 веке до н.э в Индии на языке санскрит и назывались “Панчатантра” (они были написаны в иносказательной форме для юношей богатых родителей, которые должны были обучаться модели правильного поведения в обществе на образцах из басенного мира животных).

Потом появился Эзоп в 5 веке до н.э, а в 18 веке традицию басни во Франции продолжил Лафонтен; в России – Ломоносов, затем-Крылов и, наконец, в 20 веке, возродил традицию сатирической басни Сергей Владимирович Михалков, который писал басни как в стихотворной форме, так и в прозе.

Вспомним, ребята, из каких частей состоит басня:

  • Экспозиция (как обстояло дело?)
  • Завязка (что теперь будет?)
  • Развитие (что происходить будет дальше?)
  • Мораль (чему учит басня?)

VI. Индивидуальное задание.

Было дано задание – выразительно прочитать басню “Услужливый”, подготовить к ней вопросы.

Ученица читает басню ( по словарю определяет лексическое значение слова “услужливый”) и задает вопросы.

  • Если разговор пошел о зайце, то каким мы представляем зайца в реальности и каким мы видим его в басне?(маленьким, шустрым, трусливым)
  • Кто из героев вам более симпатичен?
  • Какова мораль басни?
  • Какой композиционной части не хватает в басне? (Экспозиции)
  • Басня – иносказательное произведение. Главный литературный прием – аллегория – иносказание при помощи которой автор высмеивает пороки людей и общества. Какие же качества не нравятся Михалкову в людях (назойливость, угодничество).

VII. Индивидуальное задание

А сейчас мы познакомимся с басней “Заячье горе”; с которой познакомит нас ученица.

Какое качество не украшает ни зверя, ни человека?(Зависть).

Обратимся к словарю, чтобы уточнить, что же обозначает это слово?

Эта басня написана по всем законам классической басни. Что это значит?(Композиция)

В чем схожи эти басни? (главный герой – Заяц). Правильно, но в первой басне он просто глупый и назойливый, а во второй – зависть делает его злым, способным оговорить невиновного. 5.Какой басенный прием помогает нам понять это?(Аллегория). Этот литературный прием способен наводить читателя на размышления.

VIII. Физминутка

IX. Разгадка ребуса из названий басен разных стихотворцев. При правильном отгадывании по центру получится фамилия Михалков.

X. Групповая работа.

Игра “Что? Где? Когда?”

Самое время показать себя внимательными читателями. Учителя литературы нашей школы подготовили для вас вопросы по басням. Если вы верно дадите ответы на все вопросы, то вы выиграете приз, если нет – приз получат учителя. Вынимаем конверты и каждой группе дается 5 минут на подготовку. Кто готов раньше, пожалуйста, к доске.

Задание 1 группе:

  • Выразительно прочитайте басню
  • Можно ли человека назвать любителем книг?
  • Но все же автор отмечает и хорошее качество “любителя книг”, какое?
  • Какие книги перечисленных авторов в басне вы читали?

Любитель книг

К приятелю, чтоб скоротать досуг,
Зашел незваный гость. “Ты стал читать, мой друг?”-
Воскликнул он от удивленья
И посмотрел восторженно вокруг
На новые тома собраний сочинений-
Гюго, Дюма, Майн Рида, Маршака,
Что полки заняли почти до потолка...
“Ты что молчишь? Смущен моим вопросом?
В коллекции такой, бесспорно, прок велик!
Но как ты достаешь до самых верхних книг?”-
“А очень просто, братец! Пылесосом!”

***

Известно мне: в домах иных
Стирают пыль с изданий подписных.

Задание 2 группе:

  • Прочитайте басню по ролям
  • В басне экспозиция стоит не на месте. Найдите ее и определите на законное место
  • Какова мораль этой басни?

Не стоит благодарности

Тащил на себе Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

- Тяжелое небось бревно-то? – спросил молодой Кабан, что неподалеку грелся на солнцепеке

- Ух, и тяжелое! – ответил Медведь, отдуваясь

- И далеко еще тащить?

- До самого леса

- В такую жару! Поди умаялся?

- И не спрашивай!

- Такое-то бревно вдвоем бы тащить!

- Ясное дело – вдвоем бы сподручнее было!

- Ну я пошел! – сказал Кабан, поднимаясь. – Желаю удачи! Да смотри не надорвись

- Спасибо, - вздохнул Медведь

- Не за что! – ответил Кабан

***

Задание 3 группе:

  • Прочитайте басню выразительно
  • Какое качество лягушонка поможет человеку достичь успехов в любом деле?
  • Подберите синонимы к этому слову

Завидное упорство (целеустремленность)

Хозяйка в кладовушке, на окне,
Оставила сметану в кувшине.
И надо ж было,
Чтоб тот кувшин прикрыть она забыла!
Два малых лягушонка в тот же час –
Бултых в кувшин, не закрывая глаз,
И ну барахтаться в сметане!.. и понятно,
Что им из кувшина не выбраться обратно, -
Напрасно лапками они по стенкам бьют:
Чем больше бьют, тем больше устают...
И вот уже один, решив, что все равно
Самим не вылезти, спасенья не дождаться,
Пуская пузыри, пошел на дно...
Но был второй во всем упорней братца –
Барахтаясь во тьме что было сил,
Он из сметаны за ночь масло сбил
И, оттолкнувшись, выскочил к рассвету...

***

Всем, с толком тратящим упорство, труд и пыл,
Я в шутку посвящаю басню эту!

Задание 4 группе:

  • Прочитайте выразительно басню
  • Объясните значение слов: спросонья, хлев, режет, укор, намаялся, сей
  • Почему басня называется “Чужая беда”? Какова мораль этой басни?

Чужая беда

От шума за окном проснувшись на заре,
Испуганный Степан спросонья догадался,
Что это наглый волк к соседу в хлев забрался
И режет у него скотину на дворе.
“Я думал, что тебя, Петрович, дома нет, -
С укором поутру встречал его сосед. –
Что ж ты с ружьем на улицу не вышел?
Волк ночью у меня теленка уволок!” -
“А я намаялся и спал без задних ног!” -
Зевнул в ответ Степан. – я ничего не слышал...”

***

Урок тому сей басней дан,
Кто глух и слеп к соседским бедам.
Но может ведь иной Степан
Сам стать Степановым соседом.

XI. Обобщение

Итак, с заданием отлично справились все группы, но приз получите только после того, как ответите на мои вопросы:

  • Что такое басня?
  • Каково ее построение?
  • Каких известных баснописцев вы знаете?
  • Какие басни С.В. Михалкова прозвучали сегодня?
  • Что главное в басне? Почему?

XII. Итог урока.

Учитель рассказывает притчу С.В. Михалкова “Экзамен”. Какова мораль? Значит, чтобы быть человеком, мало говорить на человеческом языке, надо еще иметь доброе сердце и жадный до знаний разум.

XIII. Рефлексия

Что понравилось на уроке? Что узнали нового? Составляем синквейн по теме, зачитываем. Какую оценку за работу себе поставите?(Группам вручаются призы)

XIV. Д/з

Инсценировать или выразительно по ролям прочитать басню С.В. Михалкова “Зеркало”.