Сценарий открытого занятия "Блокада Ленинграда"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Презентация.

Методическая характеристика темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество

Час общения, посвященный блокаде Ленинграда, способствует воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции воспитанниц.

Использование современных педагогических технологий:

  • технология воспитательной работы с коллективом класса по Е.Н. Степанову;
  • технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель “Воспитание патриотизма и гражданственности”;
  • технология воспитания с помощью аудиовизуальных технических средств.

Цели:

  • расширение представления воспитанниц о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда;
  • формирование положительной оценки духовного подвига советского народа.

Задачи:

  • познакомить воспитанниц с основными этапами блокады Ленинграда;
  • подвести воспитанниц к пониманию значения героизма ленинградцев;
  • воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;
  • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности.

Форма проведения: открытое мероприятие.

Подготовительная работа: подготовка презентации.

Оборудование: компьютер, презентация, МР3 записи музыкальных произведений о войне.

Оформление: презентация, включить воспроизведение записи “Священная война”.

План часа общения:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний воспитанниц.
  3. Работа с воспитанницами.
  4. Выступление воспитанницы с рассказом о своей прабабушке (блокаднице Ленинграда).
  5. Подведение итогов (рефлексия).

Ход мероприятия

Начало блокады

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Воспитанница:

Ленинград

Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен –
В труды по горло погружен,
Он жил – и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы, –
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
(Н. Тихонов, 1941-1943)

Воспитатель: Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана связь Ленинграда со всей страной. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.

В ноябре-декабре 1941 г. рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов. Когда 25 декабря впервые была сделана прибавка хлебного пайка - рабочим - на 100 граммов, остальным на 75, истощенные, люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

Воспитанница:

Я говорю...

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад...
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
(О. Берггольц)

Первые дни блокады Ленинграда

Воспитанница:

Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспитатель:

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода были и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо, и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Я – ПРОДОЛЖЕНИЕ МОЕЙ БАБУШКИ.

Воспитанница:

Я хочу рассказать о моей бабушке Боровик (Валуевой) Тамаре Сергеевне и её родителях, переживших блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны.

8 сентября 1941 года немецкие войска захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), замкнув кольцо окружения Ленинграда с суши. С этого дня началась длившаяся почти 900 дней и ночей блокада города. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, которое обстреливалось артиллерией и самолетами фашистов. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

Моя бабушка на тот момент была маленьким ребенком. Ей, четырех-летней девочке, вместе со своей семьей предстояло пережить все ужасы войны и блокады. .

Бабушкин папа, мой прадедушка Сергей всю, войну проработал на обувной фабрике "Скороход" - делал обувь для наших воинов. В самом начале войны он записался идти добровольцем на фронт, но из-за полученной ещё в мирное время травмы руки его не взяли. В дни блокады он участвовал в строительстве оборонительных рубежей города. За свой труд в годы войны он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

Моя прабабушка Аня во время блокады работала на швейной фабрике - шила форму для бойцов Красной армии. По ночам дежурила на крыше дома, чтобы тушить зажигательные бомбы, которые захватчики сбрасывали на город.

 

Во время войны они жили на Международном проспекте (ныне Московский), который стал одним из основных фронтовых магистралей и принял суровый военный вид. По проспекту шли танки, артиллерия, воинские части, батальоны народного ополчения. Во время блокады он был больше всего подвержен бомбежке. Бабушка помнит ужасный звук тревоги, когда нужно было бежать прятаться в бомбоубежище во дворе. Прошло много времени, но сейчас когда она слышит звук взрывающихся фейерверков, приседает и закрывает уши.

Зима 1941- 1942 года была очень холодной. Морозы превышали 30 градусов. Запасов топлива в городе не было. Центральное отопление не работало. В домах было холодно. Из-за отсутствия топлива с декабря перестали давать ток электростанции, не работали водопровод и канализация. Остановились трамваи. Улицы не убирались и покрылись льдом и снегом. К началу блокады в городе не имелось достаточных запасов продовольствия, поэтому начался массовый голод. Холод и голод сопровождались непрерывной бомбардировкой и артиллерийским обстрелом.

В эту зиму от голода и холода умер бабушкин брат Слава. В феврале 1942 года, когда прадедушка был на фабрике, а прабабушка сбрасывала "зажигалки" с крыши дома, бабушка проснулась от странных звуков, которые издавал ее старший брат (ему было 6 лет). Бабушка стала будить его, трясти, соседка пыталась накормить своим грудным молоком, прибежавшая прабабушка нагрела воды, чтобы отогреть его, но брат умер. Помнит, как его помыли, завернули в простыню и положили в соседней холодной комнате. Только в марте, когда морозы стали слабее его на санках повезли на Волковское кладбище. Бабушка не любит вспоминать и рассказывать про эти страшные дни.

За годы блокады погибло до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода и холода.

Прорвать кольцо блокады удалось нашим войскам только 27 января 1944 года. Этот день является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда.

В этот день я обязательно поздравляю мою бабушку.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, в 1965 году городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

Моя бабушка награждена знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и приравнена к ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 Жизнь блокадного Ленинграда

Воспитанница:

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

Воспитатель: С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни. Каждый рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала налёты. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

 

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады.

Воспитанница:

Дети

Все это называется – блокада.
И детский плач в разломанном гнезде...
Детей не надо в городе, не надо,
Ведь родина согреет их везде.
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Воспитатель:

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но, несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, с началом войны перешёл на военное положение. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Ансамбль дал около 3000 концертов. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Воспитанница:

Моя медаль

...Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и всё могла снести:
медаль "За оборону Ленинграда"
со мной, как память моего пути.
Ревнивая, безжалостная память!
И если вдруг согнёт меня печаль, –
я до тебя тогда коснусь руками,
медаль моя, солдатская медаль.
Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,
чтоб стать ещё упрямей и сильней...
Взывай же чаще к памяти моей,
медаль "За оборону Ленинграда".
...Война ещё идёт, ещё – осада.
И, как оружье новое в войне,
сегодня Родина вручила мне
медаль "За оборону Ленинграда".
(О. Берггольц)

Снятие блокады.

Воспитанница:

В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда и 900 дней осады закончились.

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Память об этих страшных днях живёт в сердцах людей.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

"Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который,
Выстоял. Сражался. Победил"