Для воспитателей

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством мультипликации

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Патриотическое воспитание


Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели новое весьма актуальное значение.

В 2010 году была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», что является продолжением утверждённых государственных программ. Цель данной программы: формирование патриотического сознания Российских граждан как одного из факторов единения нации. В рамках реализации данной программы была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у Российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, для решения которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования это «объединение обучения  и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».

Поскольку патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся такое большое значение, воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.
Тему патриотического воспитания в своих трудах раскрывали классики педагогики Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Многими психологами (А.Г. Ковалёвым, А.А. Люблинской, Т.А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского «память сердца». Вот почему так важно, что бы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близки, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами, с событиями Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей чувства уважения и гордости к героическим подвигам соотечественников, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Современные дети знают о звёздных войнах, суперменах и космических рейнджерах из зарубежных мультфильмов и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьёзно, с позиций гуманистических ценностей.

Ребёнок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Погружение в тему Великой Отечественной войны в нашей группе началось опосредованно, для того чтобы вызвать интерес у детей: «А что это?». Для этого мы организовали выставку книг с иллюстрациями о событиях войны, параллельно обогащали понятийный словарь детей такими словами, как:

МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.
МИР – это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять. МИР – это ЖИЗНЬ!
ВОЙНА – это тревога, страх, слёзы, горе, отчаяние, голод, смерть.
ВОЙНА – это страшная беда, которая несовместима с жизнью! ВОЙНА – это СМЕРТЬ!

В качестве основного средства ознакомления с событиями Великой Отечественной войны мы выбрали советскую мультипликацию. Выбрав мультипликацию, мы хотели проверить насколько это средство является эффективным при ознакомлении с событиями Великой Отечественной войны. Мультипликация является видом искусства, который доступен детскому восприятию. Яркость, эмоциональность образов, создаваемых мультипликацией, делают этот вид искусства очень привлекательным для детей.

Для того чтобы использование мультипликации было положительным и адекватным возрасту развития детей нашей группы мы учитывали следующие принципы:

  • связь с жизнью;
  • комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса;
  • грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей;
  • принцип гуманизма;
  • принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей;
  • принцип индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

Главная педагогическая ценность советской мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка. Дети могут часами смотреть мультфильмы, потому что такую информацию они легко усваивают. Мультипликационный фильм для дошкольника – это погружение в другой мир. Эти преимущества мультипликации мы использовали при ознакомлении детей нашей группы с событиями Великой Отечественной войны.

Используя для ознакомления с событиями Великой Отечественной войны данный информационный ресурс, мы понимали, что мультипликация – это объединение сразу нескольких видов искусства. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Выбирая мультипликационный фильм, мы учитывали следующие принципы:

  • соответствие теме занятия, её большее раскрытие;
  • духовно-нравственное начало мультипликационного фильма;
  • необычное художественное решение;
  • качественный музыкальный ряд.

Мы выбрали отечественные мультфильмы, потому что  герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Персонажи прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребёнок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Мультфильмы о событиях Великой Отечественной войны содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Мультфильмы были подобраны производства киностудии «Союзмультфильм», творческого объединения «Экран» 1940‑1980 годов выпуска о событиях Великой Отечественной войны»:

  • «Василёк»;
  • «Солдатская сказка»;
  • «Партизанская снегурочка»;
  • «Воспоминание»;
  • «Легенда о старом маяке»;
  • «Скрипка пионера»;
  • «Сильные духом крепче стены».

Для того, чтобы наши дети с диагнозом общее недоразвитие речи поняли содержание мультфильма, мы проводили предварительную работу по обогащению пассивного словаря такими словами, как партизан, фашисты, свастика, звезда, пионер, морской десант, дзот, ефрейтор, контузия, окоп, бомбёжка и т.д., объясняли их значение. Пополняли активный словарь прилагательными, глаголами.

Хочу отметить ещё следующее, в разговоре с детьми о событиях Великой Отечественной войны мы старались не употреблять слов «Германия», «немцы», а больше говорили «фашизм», «фашисты», чтобы случайно не заронить зерно неприязни к немцам, как нации и Германии, как стране.

После просмотра словарь из пассивного переводился в активный словарь. Этому способствовали упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.

Занятия организовали в комфортной обстановке. Для лучшего восприятия новой информации и для эмоционального воздействия мы создали форму круга, что придало детям ощущение целостности.

После просмотра мультфильмов с детьми проводили беседу об увиденном.

«Партизанская снегурочка»

Вопросы:

  • С кем жила девочка?
  • Где были её родители?
  • Что произошло с ней по дороге к партизанам?
  • Как вы думаете, страшно ли было девочке?
  • Каким человеком вам показалась девочка? Какими словами можно сказать о ней?

«Легенда о старом маяке»

Вопросы:

  • Что такое маяк? Для чего он нужен?
  • Кто рассказывает эту историю? О ком этот рассказ?
  • Что однажды увидели мальчик и девочка?
  • Какую клятву дали дети, узнав о важном задании моряка?
  • Что им пришлось испытать по дороге к маяку?
  • Какой поступок совершили дети?
  • Как вы думает, что означает фраза «совершить подвиг»?

«Василёк»

Вопросы:

  • О чём мечтал Василёк?
  • Что случилось с его дедом? Как звали его деда?
  • Куда однажды решил идти Василёк?
  •  
  • У кого он спрашивал про деда по дороге?
  • Что увидел Василёк на краю света?
  • В честь кого был назвал корабль? Как вы думаете, почему корабль назвали «Василий Петров»?

«Солдатская сказка»

Вопросы:

  • Что подарил Стёпа отцу на прощанье, когда тот уходил на войну?
  • Как вы думаете, важен ли был этот подарок для отца?
  • Как помогал жук-носорог Петру на фронте?
  • Как вы думаете, эта история дружбы человека и жука сказка или рассказ? Почему?

«Скрипка пионера»

Вопросы:

  • Что делал фашист на танке?
  • Какая была у него цель?
  • Подчинился ли мальчик требованиям фашиста? Почему он не хотел играть мелодию врага?
  • Как вы думаете, был ли этот мальчик героем?

Все просмотренные мультфильмы переживались нашими детьми. Дети очень активно сопереживали героям: кто-то выкрикивал, пытаясь предупредить героя об опасности, кто-то закрывал руками глаза, некоторые дети сидели, боясь пошелохнуться, чтобы не нарушить созданное внутри себя единение с происходящими событиями.

Для того, чтобы не было у детей эмоционального перенапряжения, в конце каждого занятия мы проводили упражнения на релаксацию, такие как:

«Растёт цветок»

В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети присаживаются, сжимаясь в комочек, обхватив колени руками, опустив голову). Поливал, поливал его садовник (педагог изображает действия садовника). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочерёдно выбрасываются вверх). Росло, росло, радовалось тёплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице «садовника» и «цветов») и, наконец, выросло в прекрасный цветок (встать и изобразить руками цветок, приставив ладошки к голове. А «садовник» любуется делом своих рук) Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице). Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял (дети качаются, нахмурив брови, напряжены.) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лёг на землю. (Дети ложатся на ковёр рядом педагогом и поглаживают «цветочки»). Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка, и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. А «садовник»-педагог любуется своим детищем. Улыбка и удовольствие на лице). 

«Передай»

Педагог: «Посмотрите, какой чудесный у меня мячик. Он не простой, а волшебный, с улыбкой. Когда вы передаёте его кому‑либо, с ним передаётся ваша доброта, ваше тепло и радость. Приятно получить такой мячик! Сейчас мы будем передавать его по кругу».

«Воздушный шар»

Встать, закрыть глаза, руки поднять вверх, набрать воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

«Сосулька»

Встать, закрыть глаза, руки поднять вверх. Представить, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслаблять постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

«Тишина»

«
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать –
Ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.

Возникшее у детей в результате просмотра мультфильмов о войне «эмоциональное поле» явилось исключительно благоприятным для педагогического воздействия на духовный мир ребенка, на его понимание и ощущение художественного языка, восприятие образов фильма.

Для закрепления знаний, а также для определения насколько детям понятен и доступен наш метод ознакомления с событиями Великой Отечественной войны, мы предложили детям составить рассказы и организовать выставку рисунков на тему «Что я знаю о войне». Анализируя рисунки, мы увидели, что дети в основном использовали цветные карандаши ярких тонов. В рисунках очень мало чёрного, коричневого, фиолетового цветов. Это говорит о том, что своими рассказами о войне мы не напугали детей.

Дети рассказали о том, что изображено, в своей речи использовали слова, над которыми проводилась словарная работа. Это говорит о том, что у детей формируются представления о событиях Великой Отечественной войны.

Дети с переживанием,  жалостью, а иногда и с восхищением озвучивали то, что изображено, а это уже эмоциональный отклик, который показывает о зарождении начал патриотизма и чувства гражданственности.

Мультипликационные фильмы дали детям нашей группы представление о событиях Великой Отечественной войны, что доказывает эффективность этого приёма. Однако, что более ценно, мультфильмы помогли в формировании патриотических чувств и послужили средством духовного развития личности дошкольника.

Литература

  1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. –М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
  2. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. – 2001. – №8. – С.75.
  3. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. – 2005. – №9. – С.45-54.
  4. Дунюшкина Д. А. Влияние современных мультфильмов на психику детей / Д. А. Дунюшкина // Здоровье и экологи. – 2007. № 4. – С 23-27.
  5. Евстигнеева Л.Г. / Современные мультфильмы и дети / Л. Г. Евстигнеева // "Сибирёнок" – 2006. № 10. – С 12-14
  6. Заянкаускас О.И. Психическое влияние мультфильмов на развитие личности / О. И. Заянкаускас, – М.: Педагогика, 2008, 214 с.
  7. Козачок О. В. / Мультфильм как фактор, формирующий личность ребёнка / О. В. Козачок // Вестник Волгоградского ГПУ. Серия «Культурология» 2008. № 2 (14). – С 34-38.
  8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.