Цикл уроков ритмики для учащихся 3–4-х классов коррекционной школы на тему "Создание выразительного двигательного образа"

Разделы: Музыка, Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Урок №1 «Выполнение движений в соответствии с характером музыки»

Цель: учить определять характер музыки, передавать его с помощью движений.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи с разнообразной по характеру и динамикой музыкой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, сообщение цели занятия.

II. Вводная часть (6 мин.)

Беседа учителя с классом о разнообразии музыки. Какая она по характеру, по динамике. При возникновении трудностей можно  дать прослушать музыкальный материал.

III. Разминка (5 мин.)

У каждого ученика в руках палка длиной 20 см. ОРУ под музыку.

1. И.п. – левая рука на поясе в правой палочка перед собой
1 – подняться на полупальцы, руку поднять вверх.
2 –  и.п.
3 – 1
4 – и.п.
Выполнить з раза, затем поменять руку и выполнить еще 3 раза.

2. И.п. – Руки вперед, ноги вместе.

1 – правую пятку оторвать от пола, отвести вправо и опустить, правая рука в сторону.
2 – левую пятку отрвать от пола, отвести влево и опустить, левая рука в сторону.
3 – правую ногу и руку  в и.п.
4 – левую ногу и руку в и.п.
Упражнение повторить 4 раза, на каждое движение передавать палочку из руки в руку.

3. И.п. – ноги на ширине плеч, обе руки держат палочку над головой.

1 – наклон вперед, достать до  левой ноги
2 – наклон  вперед, достать до пола между ног
3 – наклон вперед, достать до левой ноги.
4 – и.п.
Повторить упражнение 5 раз.

4. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед перед собой, держат палочку.

1 – поворот вправо
2 – и.п.
3 – поворот влево
4 – и.п.
Повторить упражнение 5 раз.

5. Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад.

6. Подскоки на месте.

7. Простейшие танцевальные упражнения с прыжками.

Восстановление дыхания.

IV. Основная часть (22 мин.)

Конкурс по  определению и передаче в движении характера и динамики музыки.
Работа в парах – создать этюд, передающий характер и динамику музыки.

V. Заключительная часть (5 мин.)

Упражнения на расслабление.

«Любопытная Варвара»
          
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

«Игра с песком»

Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы.
Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

«Марионетки»

Предложить ребенку изобразить деревянную куклу: напрячь мышцы ног, корпуса и немного отведенных в сторону рук, повернуться всем телом, сохраняя неподвижными шею, руки и плечи. Ноги при этом от пола не отрываются, ступни стоят неподвижно. Тряпичная кукла: плечи и руки опустить, руки плетями висят вдоль тела неподвижно. Тело тряпичная кукла поворачивает быстрыми короткими толчками – то вправо, то влево, при этом руки свободно взлетают и оборачиваются вокруг пояса. Плечи остаются в расслабленном состоянии.

VI. Домашнее задание

Подумать, какая музыка будет соответствовать таким животным как слон, крокодил, черепаха. 

Урок №2 «Выразительная и эмоциональная передача в движениях различных образов»

Цель: учить создавать выразительные и эмоциональные образы в движениях.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи с разнообразной по музыкой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, сообщение цели занятия.

II. Вводная часть (8 мин.)

Рассказ учителя о том, как через движение можно передать образ (животного, человека, сказочного персонажа). Чтобы образ бы более эмоциональным и выразительным надо добавлять жесты и мимику, свойственные  создаваемому персонажу.

III. Разминка (танцевальная разминка с имитацией движений героев под песню «Пластилиновая ворона») (5 мин.)

IV. Основная часть (20 мин.)

Этюды на создание выразительных образов животных. Передать мимикой характер персонажа.
Подвижные игры.

V. Заключительная часть (5 мин.)

Дыхательные упражнения

Упражнение для брюшного дыхания: делается глубокий длительный вдох и без задержки дыхания – выдох. На выдохе живот втягивается. Это упражнение не только развивает мышцы, участвующие в дыхании, но и мышцы живота, улучшает перистальтику кишечника и особенно полезно для людей страдающих излишним весом.
 
Упражнение для грудного дыхания: на вдохе разворачиваются плечи, грудь, голова поднимается, живот втягивается. Выдох – всё происходит в обратном порядке.
 
Упражнение на задержку дыхания. Задержка дыхания на выдохе называется "апноэ". Развивать апноэ следует от 15 до 60 секунд постепенно. Упражнение выполняется сидя, обязательно с соблюдением всех требований к правильному положению осанки. При выполнении упражнения сначала делается глубокий вдох, а затем выдох и фиксируется время задержки дыхания. Каждые пять секунд учитель объявляет, сколько времени прошло. Ученик, закончив выполнение упражнения фиксирует время задержки дыхания.

VI. Домашнее задание

Придумать в паре этюд взаимодействия двух различных животных

Урок №3 «Инсценировка сказки «Колобок»

 Цель: развивать умение создавать выразительный двигательный образ, учитывая характер персонажа и музыкальное сопровождение.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи с разнообразной по характеру и динамикой музыкой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, сообщение цели занятия.

II. Вводная часть (4 мин.)

Проверка домашнего задания.

III. Разминка (5 мин.)

(cм. урок №2)

IV. Основная часть (25 мин.)

1) Анализ характера героев сказки
2) Прослушивание музыкального материала и установление соответствия между характером музыки и образом героя
3) Распределение ролей и инсценировка сказки
4) Взаимоанализ и взаимооценка

V. Заключительная часть (4 мин.)

Релаксационные упражнения (см урок №1)

VI. Домашнее задание 

Подумать, какая музыка будет соответствовать героям сказки «Теремок».