Работа с профессиональными ценностями педагогов в условиях процесса реорганизации образовательных учреждений (новогодний тренинг для учителей)

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время многие московские школы переживают процесс укрупнения и реорганизации. Часто это приводит к увеличению нагрузки педагогов, к кадровой ротации и к изменениям требований к специалистам. Таким образом, у сотрудников образовательной организации возникает необходимость адаптироваться к новым условиям. Однако, происходящие изменения могут вызывать сопротивление, страх, гнев и другие чувства, которые могут снижать продуктивность работы, увеличивать риск эмоционального выгорания педагогов. Такие процессы требуют отдельной проработки, поэтому психологической службой был разработан и проведен выездной семинар-тренинг, посвященный работе с профессиональными ценностями педагогов в условиях изменений, происходящих в образовании.

Для нас было важно создать такое пространство, в котором есть возможность, с одной стороны, безопасно отреагироавать негативные чувства, а с другой, подумать о профессиональных ценностях, которые необходимо сохранять и развивать в условиях происходящих изменений. Тренинг проводился в предновогоднюю неделю, что способствовало созданию атмосферы принятия изменений, так как Новый Год является символом очищения, «начала с чистого листа», «оставления» негативного опыта в прошлом.

Цели и задачи тренинга:

  • отреагирование негативныых переживаний
  • принятие изменений
  • определение профессиональных ценностей
  • поиск личных ресурсов для преодоления трудностей
  • сплочение коллектива.

Общее время: 1,5 часа.

Необходимые материалы.

– Ватман чистый – 1 шт.
– 4 Листа А3
– листы А4
– ручки, карандаши
– Журналы, газеты для создания коллажа
– Карандаши и фломастеры.
– Клей.
– Конверты с подарками.
– Распечатанные материалы-подарки (раскраски-антистресс, выдержки из книги Тальманна И. «Как сделать свою жизнь еще лучше»).

Структура тренинга:

– Разминка: настройка на совместную работу, активация дивергентного мышления.
–  Основная часть: отреагирование негативных эмоций, работа с профессиональными ценностями и личными ресурсами педагога.
Заключение: рефлексия занятия.

Разминка

Упражнение «Перебежчики и охранники» [1]

Необходимое время: 15 минут.

Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» — поменяться с кем-нибудь местами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков»,
и если видят что-то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя. Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время.

Упражнение "Цепочка хороших и плохих следствий" [3]

Необходимое время: 10 минут (зависит от количества участников)

Присутствующие встают в круг, ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого играющего: “Что в этом хорошего?”. Участник отвечает. Ведущий спрашивает второго играющего: “А что в этом плохого?” до тех пор пока, каждый участник не предложит цепочку хороших и плохих следствий.
Например: Промочить ноги – это ПЛОХО потому, что...?
Можно заболеть. Заболеть – это ХОРОШО(!) потому, что можно отдохнуть и т.д.

Важно обратить внимание участников на то, что данное упражнение иллюстрирует, что на одно и тоже событие можно смотреть под разным углом.

После упражнения ведущий отмечает, что к изменениям, происходящим в жизни (в том числе, и в школе), люди относятся по-разному: кто-то видит в изменениях возможность развития и радуется открывающимся перспективам, а кто-то переживает разочарование, обиду и страх. Все сопутствующие эмоции заслуживают внимания и уважения, однако, если негативных переживаний слишком много, они тормозят деятельность и не позволяют адаптироваться к новым условиям.

Основная часть

Упражнение «Отреагирование негативных переживаний»

Необходимое время: 10-15 минут (зависит от количества участников)

Участникам предлагается написать на бумаге о событиях, мыслях и чувствах, связанных с изменениями, которые отягощают и мешают продуктивной работе, а затем избавится от них, выбросив в мусорную корзину. Это упражнение выполняется индивидуально и не требует того, чтобы делится с окружающими содержанием.
Следует обратить внимание, что это упражнение делается участниками по желанию.
Также следует подчеркнуть, что при столкновении с жизненными переменами важно, с одной стороны от чего-то отказаться, а с другой, сохранить ценности, традиции, эффективные стратегии поведения.

Упражнение «Мозговой штурм»

Необходимое время: 10 минут (зависит от количества участников)

Участники делятся на 4 группы, каждой группе дается свое задание:

  • Группа 1: составить список личностных качеств, которые важно сохранять и развивать педагогам.
  • Группа2: составить список профессиональных качеств, которые важно сохранять и развивать педагогам.
  • Группа 3: составить список традиций, которые педагоги хотели бы сохранить и принести в новую организацию
  • Группа 4: подготовить список того, необходимо сохранить и развивать в общении с коллегами (коммуникация).

Упражнение «Совместный коллаж»

Необходимое время: 20 минут на подготовку коллажа + 10-15 минут на презентацию.
Каждая группа готовит коллаж (на листах А3), отражающий результаты совместной работы в предыдущем упражнении в течении 20 минут. По истечении времени группа представляет свой коллаж остальным, рассказывая, на чем именно они делают акцент. Итогом упражнения является общий коллаж, состоящий из работ каждой из подгрупп.  

Заключительная часть

В конце семинара ведущий подводит итог занятия, обращая внимание на те ресурсы, качества и ценности, которыми уже обладают педагоги для того, чтобы адаптироваться к изменениям, при этом сохраняя себя и свои профессиональные ценности. Также ведущий спрашивает, чем был полезен семинар для участников (обратная связь).

Послесловие

Каждый год перед Новым Годом мы дарим учителям подарки. Во-первых, дарить подарки – это очень приятно (на наш взгляд). А во-вторых, для нас важно, чтобы у учителей было как можно больше инструментов для преодоления усталости и стресса. В этом году в качестве подарка мы выбрали несколько антистресс-раскрасок для взрослых, найденных при помощи поисковика Google (см. Приложение 1), а также выдержки из книги И.Тальманна «Как сделать свою жизнь еще лучше» [2] (Приложение 2). Выбор раскрасок был связан с тем, что это – хороший инструмент для снятия стресса и очищения разума от негативных мыслей, а также способ развить творческие способности педагога. Страницы из книги были выбраны на основании того, что они были созвучны теме тренинга.
Для вручения подарков один из психологов переоделся в Деда Мороза и раздал каждому участнику тренинга заранее подготовленные именные конверты с распечатанными материалами. Вручение подарков является хорошим эмоциональной завершением занятия, повышает настроение, способствует созданию праздничной атмосферы.

Примечание: данный тренинг также может быть проведен в любое время года, а раскраски и выдержки из книги можно использовать в качестве раздаточного материала и «задания на дом».

Список литературы:

1) Психологическая практика: сборник заданий : учеб. пособие / авт.-сост. С. В. Матвеева, Т. Н. Смотрова, В. М. Смирнов. — Балашов : Николаев, 2009. — 196 с (стр. 8 )
2) Тальманн И. Как сделать свою жизнь еще лучше. Экспресс-тренинг / Ив-Александр Тальманн; [пер. с фр. И.Ю.Крупичевой]. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.
3) Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб., Речь, 2002.