Урок ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "Добро и зло. Возникновение зла в мире"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, ОРКСЭ


Цель урока: создать условия для понимания учениками 4 класса истока возникновения зла, различия зла и добра, осознания личной ответственности за свои поступки.

Задачи урока:

Предметная

УУД

Личностные

Формирование  знания о возникновении в мире зла, понятий «добро» и «зло».

Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.
Формирование регулятивных УУД:
оценки — осознания  качества и уровня усвоения знаний.
Формирование коммуникативных УУД: умение ?учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Оборудование, материалы: иллюстрации тематические, рабочие тетради, мультфильм «А что ты умеешь» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OJnCx4AvoWY).

Виды деятельности: АФО (активные формы обучения): работа в паре, работа в группе, работа в ресурсном круге; просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом и иллюстрациями в учебнике.

Основные термины и понятия: добро, зло, грех, грехопадение.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Присоединение к теме урока

Организация просмотра мультфильма «А что ты умеешь?»

Просмотрев мультфильм, дети готовятся ответить на вопрос: про что этот мультфильм?

II. Тема урока

 

 

1. Определение темы урока.

1. Организация  работы в паре, подведение итога.

1. Ответив на вопрос «Про что этот мультфильм?», дети определяют тему урока.

Физпауза

 

 

2. Работа со словарём.
Определение добра и зла.

Организация работы в группах, подведение итога.  (1, 2 групп)

 

1 группа подбирает слова – действия, определения  к слову добро (на примере Тыквёнка из мультфильма); формулирует понятие «добро».

Добро

Тыквёнок улыбается;
стремится  к общению,
проявляет внимание, уважение,
не держит зла,
помогает попавшим в беду,
не жалуется,
охотно переживает общую радость,
остаётся благодарным.
Добро – то, что полезно людям, сохраняет мир, предотвращает вражду.

2 группа подбирает слова-действия, определения к слову зло (на примере Волка из мультфильма)
Зло
Волк злой,
не ищет друзей,
живёт один,
ленив,
любит долго спать, просыпается только поесть,
охотится на слабых, причиняет им страдания.
Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.
3 и 4 группы отвечают на вопрос: как появляется зло? (разрабатывают схему появления зла)

3. Олицетворение зла

Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу.
Первым это сделал верховный ангел Люцифер, ставший в результате Сатаной (Дьяволом). Увлечённые им в падение ангелы стали демонами, которые видят смысл своего существования во вражде с Богом.

Слушают рассказ учителя и делают вывод о возникновении зла в мире.

4. Работа с учебником.
(8 минут)

Организация чтения статьи учебника и беседа по прочитанному.

Читают статью на стр. 24-25 (до слов «Но грехопадение – это только…»), готовят ответы на вопросы:
1. Как отвечали на вопрос о возникновении зла в мире на Древнем Востоке?
2. Что об этом говорится в Библии?

5. Физпауза

 

 

6. Этапы развития греха.

Рассказ учителя по плану:
1. Появляется греховный помысел.
2. Возникает внимание к нему – завладение умом.
3. Услаждение – приложение чувств.
4. Появляется решимость – ослабляется воля.
5. Совершается грех (зло) – нарушение заповедей Божьих.

Слушают рассказ учителя, соотносят свои знания / незнания. Ученики 3, 4 групп сопоставляют свои ответы на вопрос: как появляется зло.

III. Обобщение, закрепление.

Беседа по вопросам:
1.Что такое зло?
2. Как оно возникает?
3. Как относиться к злу? (Греховный помысел надо отсечь)
4. Кто должен исправлять грехи человека? Как?

Отвечают на вопросы в соответствии с приобретёнными знаниями и личным опытом поведения, общения с окружающими. Приводят примеры.

IV. Итог урока.
 Ресурсный круг «Подари доброе слово»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Рефлексия.

– Какие чувства испытали, услышав в свой адрес доброе слово?
– Приятно ли было дарить доброе слово?
– Для чего необходимо это людям?

Особенности тренинга

1. Тренинг проводится в заключительной части урока.
2. Целесообразно напомнить учащимся,  как необходимо произ­носить такие слова (интонация, чувства, взгляд).
3. Подводя итоги работы, учитель мотивирует учащихся доставить радость родным и близким — подарить доброе слово.

 

1. Слушают задания на работу в ресурсном круге.
2. По кругу дарят друг другу добрые слова.
3. Отвечают на вопросы по плану Рефлексии.