Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Создание обстановки на уроке для осознания и понимания учащимися идеи и практической значимости изучаемого материала.
  • Усвоение материала путем воспроизведения получаемых знаний и их использования на практике.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательная: познакомить учащихся с понятиями: реанимация, клиническая смерть, об алгоритме определения клинической смерти, с основами СЛР. Научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.
  • Развивающая: способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать и упреждать опасности, необходимости сознательного становления учащихся как квалифицированных советчиков, консультантов и первых “докторов” в экстремальных ситуациях.
  • Воспитательная: воздействовать на личность учащихся с целью формирования у них чувства ответственности за безопасность жизни не только своей, но и окружающих их граждан, готовность оказать первую медицинскую помощь.

Оборудование: компьютер, мулитимедийный проектор, экран, тренажер “Максимка”.

Структура урока

Этапы урока Содержание этапа Время
1 Организационный момент Отметить присутствующих и объявить тему урока 1 мин.
2 Вступительное слово учителя Заинтерисовать учащихся, нацелить их на изучение темы 2 мин.
3 Беседа Изложение материала урока в форме беседы 5 мин.
4 Практическая часть На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких. 10 мин.
5 Обобщение нового материала Вопросы 2 мин.

1. Организационный момент

2. Введение в тему.

Вопросы урока:

  1. Что такое реанимация?
  2. Признаки клинической смерти?
  3. Прекардиальный удар.
  4. Непрямой массаж сердца. (НМС).
  5. Искусственная вентиляция легких. (ИВЛ).

Слайд 1.

Приложение 1.

Вопрос: По каким признакам вы определили, что наступила смерть?

Слайд 3.

Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно реальной ценности.

С возникновением первых проблесков интеллекта человек стремился понять, что такое жизнь и смерть, каким путем, через какие “ворота” приходит смерть, как защититься от неё.

В 1936-1940 гг. замечательный русский ученый, академик В.А.Неговский обосновал систему приемов оживления. Им впервые были определены показания, основные принципы, методы возвращения к жизни.

В 1961 г. Им же была создана новая наука – реаниматология (наука о медицинской помощи при состояниях, пограничных между жизнью и смертью).

Слайд 4 – 5 – 6.

Клиническая смерть.

При остановке сердца обогащённая кислородом кровь больше не попадает в жизненно важные органы и возникает риск необратимого повреждения мозга, которое может наступить уже через 5-7 мин.

Этот короткий период, когда процессы, происходящие в организме, еще обратимы, и человеку ещё можно помочь, называется клинической смертью.

Клиническая смерть - это пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти, которое возникает непосредственно после прекращения кровообращения и дыхания.

Слайд 7.

Признаки клинической смерти:

  • потеря сознания,
  • отсутствие дыхания,
  • отсутствие реакции зрачков на свет,
  • отсутствие пульса на сонной артерии.

Самое главное при клинической смерти - добиться, чтобы появился пульс (восстановилось сердцебиение и дыхание) и только потом если нужно останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины.

При клинической смерти необходимы немедленный массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).

Слайд 8.

Прекардиальный удар.

  • Прекардиальным ударом можно заставить сердце заработать так же синхронно, как и прежде.
  • Цель удара как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что станет толчком к запуску остановившегося сердца.
  • Если удар нанесен в течение первой минуты после остановки сердца, то вероятность оживления превышает 50%.
  • При нанесении удара в случае наличия пульса на сонной артерии, есть риск спровоцировать остановку сердца.

Слайд 9.

Непрямой массаж сердца

При выполнении непрямого массажа сердца следует положить ладонь одной руки в точку проекции сердца на грудине, а сверху на нее другуюладонь, пальцы держать приподнятыми, большие пальцы должны смотреть в разные стороны.

Слайд 10.

Руки не следует отнимать от груди после каждого надавливания, но перед каждым новым надавливанием необходимо дать грудной клетке подняться в исходное положение, с тем чтобы не препятствовать наполнению полостей сердца кровью.

Слайд 11.

Ритм надавливаний на грудную клетку должен соответствовать частоте сердечных сокращений в состоянии покоя, примерно 1 раз в секунду.

Минимальное время проведения непрямого массажа сердца даже при отсутствии его эффективности не менее 15-20 минут.

Слайд 12.

Искусственная вентиляция легких

При искусственной вентиляции лёгких необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей: зажать нос пострадавшего, запрокинуть голову, делать выдох в лёгкие.

Слайд 13.

Сочетание проведения

  • непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

Вначале делают 4 вдоха, затемесли оживляет ОДИН, тона каждые 15 надавливаний на грудину нужно делать 2 нагнетания воздуха в легкие;

  • если оживляют ДВОЕ, то один делает массаж сердца, а другой – искусственное дыхание: чередуют 5 надавливаний на грудину и одно вдувание в легкие.

Универсальная схема оказания первой помощи

Какое бы несчастье ни произошло: автодорожное происшествие, падение с высоты, поражение электрическим током или утопление, — в любом случае оказание помощи следует начинать с восстановления сердечной деятельности и дыхания, а затем производить временную остановку кровотечения. Только после решения этих задач можно приступить к наложению повязок и транспортных шин. Именно такой алгоритм действий поможет сохранить жизнь пострадавшего до прибытия медицинского персонала.

I - Если нет сознания и пульса на сонной артерии — нанести удар по грудине и приступить к реанимации.

II - Если нет сознания, но есть пульс на сонной артерии — повернуть на живот и очистить ротовую полость.

III - При сильном кровотечении — наложить жгут.

IV - При наличии ран — наложить стерильные повязки.

V - При наличии переломов костей конечностей — наложить шины.

Оказание первой помощи пострадавшим при ДТП

Условия: Вы ожидаете автобус под навесом остановки общественного транспорта. На Ваших глазах произошло ДТП. После дождя на скользкой дороге с двусторонним движением транспорта подросток “Гоша” на скутере сбил девушку “Глаша” и врезался в столб городского освещения, с которого на проезжую часть упал электрический провод.

Упавший электрический провод лежит поперёк всей полосы движения в 2-х метрах от “Глаши” и в непосредственной близости к придавленному скутеру подростку “Гоше”. Под навесом автобусной остановки лежат старая лыжная палка, рваный ботинок, журнал ОБЖ, лопата с деревянным черенком. Возле остановки валяется ведро и картонная коробка из-под оргтехники.

Пострадавший “Гоша” лежит на обочине и стонет. Его ноги и таз придавлены скутером. Он жалуется на сильные боли в области таза. Возле скутера лежит аптечка первой помощи, бутылка с холодной водой, удочка из стеклопластика, мокрые кроссовки и клюшка.

Пострадовшая “Глаша” лежит на проезжей части и кричит от боли, под её левой ногой уже образовалась большая лужа крови.

Практическое занятие.

На тренажере “Максимка” закрепить основные правила и умения проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких.

Приложение 2

Обобщение и закрепление пройденного материала

1. Признаки клинической смерти?

2. При каких условиях наносится прекардиальный удар?

3. Техника выполнения непрямого массажа сердца?

4. ИВЛ проводится, когда....?

А) наступила клиническая смерть;

Б) человек спит;

В) частота самостоятельных дыхательных движений менее 10 раз в минуту;

Г) человек храпит.

Урок закончен. Спасибо за работу.

Литература

1. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений./ Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, М.П.Фролов, С.В.Петров – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2004.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: DVD, ООО Кирилл и Мефодий, 2005.