Занятие на тему «Мироощущение»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Аудитория: ученики 6-11 классов

Длительность занятия: 40-60 мин.

Цель: понимание подростками собственного мироощущения.

Задачи:

  • Информировать участников о понятии “мироощущение”, его видах и способах диагностики;
  • Способствовать более глубокому пониманию участниками особенностей своего мироощущения;
  • Создать условия для развития у учащихся толерантности к инаковости.

План занятия:

  • Знакомство с понятием “мироощущение”;
  • Определение мироощущения человека по его внешности;
  • Определение мироощущения художника по его картинам;
  • Определение мироощущения композитора по его музыке;
  • Определение собственного мироощущения с помощью баллады “Вересковый мёд”;
  • Шеринг.

Материалы: оборудование для воспроизведения видео- и аудиоматериалов (смарт-доска, видеопроектор, колонки).

Ход занятия

1. Знакомство с понятием “мироощущение”.

Ведущий: “Добрый день, ребята! Наше занятие посвящено понятию “мироощущение”. Сегодня вы научитесь определять, каким мироощущением обладает тот или иной человек. Это существенно поможет вам в общении и понимании этого человека. Но более важно понимать себя, чтобы принимать свою природу и жить в согласии с ней.

Знания, которые вы сегодня приобретёте, также помогут вам в изучении гуманитарных дисциплин (например, в понимании литературных героев, анализе их поступков и, как следствие, успешном написании сочинений).

Слайд 1. Итак, Мироощущение – это отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его настроениях, чувствах, действиях и поступках. Это то, как ощущает себя человек в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует.

Слайд 2. Мироощущение бывает двух видов: реалистическое и идеалистическое.

Реалисты (или материалисты) ощущают себя и природу источником духа. Тело и дух для них взаимосвязаны. Материализм может быть одухотворённым, оставаясь чувственным, земным, натуральным.

Идеалисты же ощущают себя лишь приёмником духа, а своё тело – временным вместилищем, домом для духа. Окружающая действительность может восприниматься как бренная оболочка. Высшую ценность имеет для идеалистов Идея, а не человек. Для них преобладает внутренняя жизнь, которая сопровождается уходом из внешнего мира.

Замечено, что существует связь между мироощущением и строением тела.”

2. Определение мироощущения человека по его внешности.

Слайды 3,4. Ведущий: “Люди с идеалистическим мироощущением обычно имеют узкое телосложение, но крепкое и жилистое.

Слайды 5-6. А представители реалистического мироощущения, в зависимости от характера, бывают миниатюрными и подвижными, полными и плавными в движениях, атлетическими, хрупкими.

Но если человек может сознательно изменять особенности тела, то в творчестве он демонстрирует своё естество, сущность, которую нельзя подделать. Таким образом, мироощущение человека полнее всего проявляется в его творчестве.”

3. Определение мироощущения художника по его картинам.

Слайды 7-12. Ведущий: “Люди с реалистически мироощущением имеют разнообразные характеры, но их творения объединяет жизнелюбие, естественность, большая или меньшая реалистичность и эмоциональность, яркость.

В картинах художников основное внимание уделяется объектам природы (положению, цвету, точности передачи), при этом они вполне могут быть одухотворёнными и нести в себе глубокую идею.

Слайды 13-16. Картины идеалистов значительно отличаются от других работ тем, что в них изображён не реальный внешний мир, а отношение автора к этому миру. Таким образом, изображения могут видеться символичными, странными, непонятными, оторванными от действительности. Объекты, как правило, не имеют такой яркости, естественности, живости, как в работах реалистов.”

4. Определение мироощущения композитора по его музыке.

Участники слушают отрывки из музыкальных произведений реалистов и определяют их общие характеристики. Слайд 17.

После этого им предлагаются отрывки из музыкальных произведений идеалистов, которые они сравнивают с реалистическими. Слайд 18.

По отношению к произведениям реалистов могут быть названы: жизнелюбие, жизнерадостность, яркость, эмоциональность, естественность, теплота, сопричастность и т.д. (даже в медленных, грустных композициях это чувствуется).

По отношению к произведениям идеалистов могут быть названы: холодность, отстраненность, тусклость, непонятность, неестественность и т.д.

Ведущий помогает ученикам сформулировать мысли и дополняет их описания.

5. Определение собственного мироощущения с помощью баллады “Вересковый мёд”.

Слайд 19. Участникам предлагается определить своё мироощущение через отношение к поступку старика - героя баллады Р.Л. Стивенсона “Вересковый мёд”.

Ведущий читает текст баллады:

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино,

В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки-медовары
В пещерах под землёй.

Пришёл король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле,
На поле боевом
Лежал живой на мёртвом
И мёртвый – на живом.

Лето в стране настало,
Вереск опять цветёт,
Но некому готовить
Вересковый мёд.

В своих могилах тесных
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
“Опять в краю моём
Цветёт медвяный вереск,
А мёда мы не пьём!”

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, -
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнёс.

Сидел король шотландский,
Не шевелясь в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
- Пытка обоих ждёт,
Если не скажете черти,
Как вы готовили мёд!

Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море катились валы.

И вдруг голосок раздался:
- Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!

Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю
Выдам заветную тайну! –
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и чётко звучал:
- Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочём.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нём.

Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мёд!

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежный отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись,
Замер последний крик...
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик;

- Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костёр не страшен.
Пускай со мной умрёт
Моя святая тайна –
Моё вересковый мёд.

После прочтения участники обсуждают вопросы:

  • Что такое нравственность?
  • Как бы я поступил на месте старика?
  • Нравственно ли поступил старик?
  • Что для меня выше: святая идея или жизнь близкого мне человека?

6. Шеринг.

В завершении беседы участники делают вывод о собственном мироощущении и делятся впечатлениями и мыслями о занятии.

Слайд 20. Ведущий: “Нужно помнить, что мироощущение не может быть “правильным – неправильным” или “хорошим – плохим”. Привязанный к вещам реалист может быть одухотворённым, а глубокая идея, которой поглощён идеалист, может принести человечеству вред. Нужны представители любого мироощущения и характера, поскольку все мы вместе создаём мир.

Слайд 21. Спасибо вам за внимание и активность!”

Литература.

  1. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга)/ М.Е. Бурно. – М.: Приор, 1999.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проспект, 2006. – 432 с.
  3. Щеголенкова Е.С. Терапия творческим самовыражением: практическая психология: учебное пособие [Текст] / Е.С. Щеголенкова. – Новокузнецк: МОАУ ДПО ИПК, 2009. – 89с.
  4. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / под ред. М.Е. Бурно, А.Е. Добролюбовой. – М.: Академический проспект: ОППЛ, 2003. – 880 с.